Привлечение должника к административной ответственности приставами

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Привлечение должника к административной ответственности приставами". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия судебной практики. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа (Ст. 114 Закона «Об исполнительном производстве»)

Энциклопедия судебной практики
Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа
(Ст. 114 Закона «Об исполнительном производстве»)

1. Привлечение кредитной организации, осуществляющей обслуживание счетов должника, к административной ответственности возможно лишь в рамках исполнительного производства

Взыскатель обратился к руководителю РОСП с заявлением о привлечении банка к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд верно исходил из того, что заявитель с заявлением о возбуждении исполнительного производства в порядке п. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве к судебному приставу-исполнителю не обращался, исполнительное производство не возбуждалось на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, в связи с чем на основании ст. ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве суд правильно указал в решении, что судебный пристав-исполнитель наделен правом составлять протокол по делу об административном правонарушении в отношении банка или иной кредитной организации в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве при наличии возбужденного исполнительного производства, находящегося на исполнении у судебного пристава-исполнителя.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что судебным приставом-исполнителем нарушений Закона об исполнительном производстве допущено не было.

2. Постановление о розыске счетов не является исполнительным документом и его неисполнение кредитной организацией не влечет административной ответственности по статье 17.14 КРФоАП

Постановление судебного пристава-исполнителя от 10.06.2010 о розыске счетов и перечислении денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов выносится в процессе исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа.

В этой связи суды пришли к правильному выводу о том, что указанное постановление носит производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов и, следовательно, не может их подменять и служить юридическим основанием для нового, самостоятельного исполнительного производства по тем же требованиям, которые содержатся в исполнительном документе суда или иного органа.

С учетом изложенного суды обоснованно указали, что поскольку постановление судебного пристава-исполнителя от 10.06.2010 о розыске счетов и перечислении денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов по смыслу Закона N 229-ФЗ не является исполнительным документом, неисполнение банком требований, содержащихся в нем, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 17.14 КРФоАП.

По правилам п. 1 ст. 114 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения в установленный настоящим Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ.

Статьями 12 и 13 Закона об исполнительном производстве предусмотрен перечень исполнительных документов, из которого не следует, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника в банке является исполнительным документом.

Ответственность за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ не предусмотрена. Расширение сферы действия норм об административной ответственности в правоприменительной практике недопустимо.

3. Непривлечение должника или иного лица, не исполняющего требования законодательства об исполнительном производстве, к административной или уголовной ответственности может свидетельствовать о противоправном бездействии судебного пристава-исполнителя

Статьей 113 Закона об исполнительном производстве определено, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 данного Федерального закона, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности. Однако к административной ответственности должник не привлекался, доказательства внесения в правоохранительные органы соответствующего представления о привлечении руководителя организации должника к уголовной ответственности в материалах дела также отсутствуют. Предупреждение об уголовной ответственности в отношении должника судебным приставом не выносилось.

Суды пришли к выводу о недостаточности принимаемых судебным приставом мер по взысканию задолженности.

Примечание

Следует иметь в виду, что по смыслу ст. 198 АПК РФ незаконными могут быть признаны действия, не только противоречащие закону, но и посягающие на права заявителя, образуя таким образом предмет судебной защиты. Административная же и уголовная ответственность являются мерами публичной ответственности за виновно совершенные общественно опасные деяния, ответственность за которые прямо предусмотрена КРФоАП, УК РФ. Таким образом, непривлечение лица к административной ответственности за неисполнение требований законодательства об исполнительном производстве никак не затрагивает прав заявителя как стороны исполнительного производства, поскольку само по себе привлечение к административной ответственности не направлено на обеспечение исполнения требований исполнительного документа. Предупреждение же об уголовной ответственности само по себе вообще не предполагает возложения каких-либо обязанностей, в то время как решение вопроса об уголовном преследовании законом отнесено к компетенции следователя, дознавателя, руководителей соответствующих органов предварительного расследования.

Читайте так же:  Основные механизмы загрязнения окружающей среды

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.

Заявление о привлечении должника по алиментам к административной ответственности ст.5.35.1 КоАП РФ

Перечисление алиментов, назначенных судом или зафиксированных в нотариальном соглашении, должно происходить ежемесячно. Если должник на протяжении 2 и более месяцев не переводит деньги, скрывается от приставов и взыскателя, его действия будут рассматриваться как уклонение от выплаты алиментов. Помимо взыскания суммы долга в принудительном порядке, может возбуждаться уголовное или административное дело.

Пристав обязан сам привлечь должника к административной ответственности, если получит сведения о просрочке по алиментам. Однако такое же требование может предъявить взыскатель. Для этого подается заявление в адрес пристава, ведущего производств.

Для наказания по ст. 5.35.1 КоАП РФ будут проверяться следующие обстоятельства:

  • алиментные обязательства должны подтверждаться судебным актом или нотариальным соглашением;
  • взыскание алиментов должно происходить по исполнительному производству (если взыскатель не предъявил исполнительный документ к удержанию, должник не понесет ответственность);
  • административным проступком признает просрочка по алиментам 2 и более месяца, допущенная без уважительных причин;
  • общий размер задолженности не имеет значения для привлечения к ответственности, а принудительным удержанием просрочки займется пристав.

Возбуждение и расследование административного дела по ст. 5.35.1 КоАП относится к компетенции службы ФССП. Подать заявление может сам взыскатель, либо его представитель по доверенности. При обращении к приставу желательно указать в заявлении сведения о фактическом месте проживания должника. Это позволит ускорить процедуру рассмотрения дела и добиться восстановления выплат. Если информация о должнике неизвестна, пристав обязан провести его розыск.

Если аналогичная просрочка будет допущена должником повторно, его можно привлечь уже не к административной, а уголовной ответственности. Для этого должно соблюдаться дополнительное условие – с момента завершения административной санкции должно пройти не более 1 года.

Как устроить должнику по алиментам административный арест (инструкция)

Около года назад в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ появилась статья, по которой неплательщика алиментов можно наказать административным арестом. Юрист сайта «О долгах» с удовольствием рассказывает нашим читателям, и прежде всего читательницам, о том, как добиться ареста для алиментщика.

Правда ли, что алиментщиков теперь могут арестовать за долги?

Правда. С 15 июля 2016 года в силу вступила новая статья 5.35.1 КоАП РФ. Ответственность по первой части этой статьи грозит родителям-алиментщикам, по второй части могут наказать детей, которые накопили долги по алиментам на нетрудоспособных родителей. В качестве наказания неплательщику алиментов могут назначить и административный арест на срок от 10 до 15 суток.

Для неплательщиков алиментов существует и уголовная ответственность по статье 157 УК РФ, но для возбуждения дела необходимо предварительно привлечь должника к административной ответственности. Можно сказать, что административный арест является более мягкой, предупредительной мерой воздействия на алиментщика в тех случаях, когда для уголовного дела еще недостаточно оснований.

На заметку: наказать должника по алиментам по статье 5.35.1 КоАП РФ можно и в том случае, если исполнительное производство возбудили до 15 июля 2016 года.

Что мне нужно сделать, чтобы должника по алиментам арестовали?

  1. Обращайтесь в отдел судебных приставов для возбуждения исполнительного производства по исполнительному листу или нотариальному соглашению об уплате алиментов.
  2. Дождитесь, пока пройдут 2 месяца с даты возбуждения ИП.
  3. Напишите судебному приставу-исполнителю, который ведет ваше производство по взысканию алиментов, ходатайство о привлечении должника к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. В заявлении укажите, когда было возбуждено ИП и когда должник перестал платить. Вручите ходатайство приставу под роспись на личном приеме или сдайте в канцелярию отдела судебных приставов под отметку на вашем экземпляре.

Комментарий к статье 17.14. КоАП РФ:

1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.

2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.

Читайте так же:  Порядок обжалования постановления гибдд об административном правонарушении

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.

5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.

Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.

7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч. 2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч. 3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов. Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами-исполнителями (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).

Административная ответственность за неуплату алиментов

Советы юристов:

6.1. Здравствуйте. Действующее законодательство предусматривает сразу несколько видов ответственности при неуплате алиментов.

К ним следует отнести:

материальную ответственность, предусмотренную соответствующими нормами гражданского законодательства (это – в первую очередь начисление пени и штрафных санкций за неуплату алиментов);
административная ответственность, которая предусмотрена в статье 5.35.1 КоАП РФ;
уголовная ответственность, которая применяется при злостном уклонении от уплаты алиментов на основании статьи 157 УК РФ. Уголовное следствие в среднем ведётся 2 месяца. Плюс 1 месяц на обжалование
приговора, если такое будет.. Итого ориентировочно — 3 месяца со дня возбуждения уголовного дела. Желаю удачи. В.

13.1. Если неуплата официально подтверждена-возможно
Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 5] [Статья 5.35.1]
1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Читайте так же:  Административный штраф за несвоевременную сдачу декларации

Административная ответственность должника

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

11 Январь 2018

В продолжение серии публикаций о взыскании задолженности сегодня расскажу о таком способе воздействия на должника как административная ответственность.

Речь пойдет об административной ответственности непосредственно руководителя организации должника и его собственника, предусмотренной ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП.

И пусть вас не смущает относительно небольшой размер штрафа, привлечение руководителей должника необходимо для последующей дисквалификации директора должника, но об этом я расскажу в следующей статье.

Данная статья будет интересна для взыскателей, у которых в качестве должника выступает юридическое лицо, уклоняющееся от исполнения решения суда, и сумма долга составляет не менее трехсот тысяч рублей.

Итак, решение суда о взыскании денежных средств в вашу пользу вступило в законную силу, а должник не спешит платить деньги. Вы получили на руки решение суда и исполнительный лист, возможно даже предъявили исполнительный лист в банк, но результата это не принесло.

Предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов также не прибавило денег на банковском счете.

Бывает, что организация должник вообще на дату принятия решения уже не имеет открытых банковских счетов, по месту нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, никто про такую организацию никогда не слышал, при этом человек, с которым вы непосредственно договаривались как руководителем организации-должника, прекрасно себя чувствует, работает , но уже от имени другой организации. Довольно распространенное явление, не правда ли?

Как писал раньше, именно комплексные действия взыскателя играют решающую роль в том, будет ли исполнено решение суда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку одной из задач у нас стоит создание условий для должника, когда он будет постоянно помнить о том, что должен вам денег, привлечение должника к административной ответственности должно поиметь свой результат наравне с иными мероприятиями по взысканию задолженности.

В каком случае алиментщику грозит арест?

Для возбуждения административного дела против алиментщика нужны следующие условия:

  • алименты взысканы по решению суда / есть удостоверенное нотариусом соглашение об уплате алиментов;
  • с момента возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов прошло как минимум 2 месяца;
  • должник не платит алименты в течение 2 и более месяцев;
  • у алиментщика нет уважительных причин для неуплаты алиментов.

Как алиментщиков привлекают к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ?

  1. Судебные приставы составляют протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ (или по ч.2, если алименты своим родителям не платят дети).
  2. Протокол со всеми материалами передается мировому судье.
  3. Судья рассматривает дело, выносит постановление по административному делу и назначает должнику по алиментам наказание, если он действительно виноват. Наказанием могут быть:
    • обязательные работы на срок до 150 часов;
    • административный арест на 10-15 суток;
    • административный штраф в размере 20 тысяч рублей (если по закону к этому должнику нельзя применять обязательные работы или административный арест — например, он инвалид I или II группы либо военнослужащий).
  4. Постановление об административном аресте исполняется полицией немедленно после его вынесения, то есть алиментщика берут под арест прямо в зале суда. Назначенный штраф должен быть уплачен алиментщиком самостоятельно в течение 60 дней. Если он этого не делает, взыскание штрафа передают судебным приставам. За неуплату административного штрафа алиментщика могут привлечь к ответственности по другой статье — 20.25 КоАП РФ. Исполнением обязательных работ также занимаются судебные приставы.

Должник по алиментам считается подвергнутым административному наказанию в течение 1 года с даты окончания исполнения постановления о назначении этого наказания. Если должник в этот период повторно перестает платить алименты, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ.

Насколько эффективны административные аресты алиментщиков?

По статистике ФССП, за первые месяцы действия новой статьи дела по ней успели возбудить против более чем 10 тысяч должников. Благодаря этому удалось погасить долги по алиментам на сумму более 34 млн рублей.

Скачать образец
Заявление о привлечении должника к административной ответственности:

В [наименование территориального
органа Федеральной службы судебных
приставов РФ, в который подается
обращение, Ф.И.О. судебного
пристава-исполнителя]

Заявитель:
[Ф.И.О., адрес проживания,
номер телефона для связи]

Исполнительное производство [номер]

ЗАЯВЛЕНИЕ
о привлечении должника к административной ответственности

Судебным приставом-исполнителем [наименование территориального органа ФССП России, фамилия и инициалы пристава] [дата] было возбуждено исполнительное производство [номер] на основании исполнительного листа по делу [номер, дата провозглашенного решения] о взыскании с должника [Ф.И.О.] денежных средств [указать в каком размере] в пользу [Ф.И.О.].

Должником без уважительных причин не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, чем нарушена ст. 17.15 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Согласно ч. 5 ст. 64.1 вышеуказанного Федерального закона должностное лицо службы судебных приставов обязано рассмотреть поступившее к нему обращение [заявление, ходатайство] в десятидневный срок и вынести по нему постановление о полном или частичном удовлетворении, либо об отказе в его удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 64.1 и 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ,

Составить в отношении должника [Ф.И.О.] протокол об административном правонарушении.

______________ [подпись] /______________ [Ф.И.О.]

«___» ___________ 20 ___ г.

Примечание: Если судебный пристав-исполнитель отказывает в удовлетворении ходатайства о привлечении должника к административной ответственности, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным.

Статья 17.14. КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

Ст 17.14 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

Читайте так же:  Закрытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника —

влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.

3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Поправки в законодательство

Федеральным законом №309-ФЗ от 30.10.2017 в статьи 27.2 и 27.3 КоАП РФ внесены изменения. С момента их вступления в силу (10.11.2017) судебные приставы получают полномочия по задержанию алиментщиков. Теперь приставы могут сами принудительно доставлять алиментщиков на составление протокола по ст. 5.35.1 КоАП, если должники не торопятся на встречу с приставами. Для доставления алиментщиков приставам раньше приходилось прибегать к помощи полиции. Это было долго и неудобно: полицейские и без того загружены работой.

Заявление о привлечении должника к административной ответственности

«Ваше право» – юридическая помощь гражданам и организациям в соответствии с мировыми стандартами юриспруденции.

Основания для привлечения должника к административной ответственности

В соответствии с действующим законодательством, если организация не оплачивает задолженность в течение трех месяцев с даты, когда они должна была быть оплачена, то такая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Если организация-должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, то руководитель такой организации обязан в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств, обратится в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Другими словами, юридическое лицо, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее трехсот тысяч рублей, может быть признано несостоятельным (банкротом).

Если руководитель этого не делает, он нарушает закон, или по-научному – деяния должностного лица образуют объективную сторону административного правонарушения. За то, что руководитель уклоняется от того, чтобы «банкротить» свою компанию, установлена административная ответственность.

Учитывая, что финансирование банкротства весьма затратное удовольствие не все должники прибегают к такой процедуре, предпочитая просто «бросить» компанию и продолжать деятельность через другое юридической лицо.

Соответственно, если для взыскателя очевидно, что у организации-должника отсутствуют какие-либо активы, организация существует только «на бумаге», то кредитору также нецелесообразно финансировать процедуру банкротства.

В случае отсутствия активов у организации должника можно рассчитывать можно только на субсидиарную ответственность руководителей должника в ходе процедуры банкротства, о чем также постараюсь написать соответствующую статью в ближайшее время.

Ответственность за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче в суд заявления о признании его организации банкротом, в случаях когда он должен был это сделать предусмотрена ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП.

Наказание за то, что руководитель уклоняется об вышеуказанной обязанности предусмотрено в виде штрафа на руководителя должника (от 5 000 до 10 000 рублей).

При этом в качестве руководителя я имею в виду как директора организации-должника, так и участников (собственников), или учредителей организации.

Возбуждение дела об административном правонарушении в отношении руководителя должника

К ответственности руководитель сам по себе не привлечется, и наша задача ему в этом помочь.

Поводы для возбуждения дела об административном правонарушении перечислены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Одним из поводов для возбуждения дела являются сообщения и заявления физических или юридических лиц, указывающие на наличие административного правонарушения.

Соответственно необходимо написать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административный процесс не самый регламентированный у нас, не буду вас нагружать юридическими тонкостями, поясню лишь, что кодексом об административных правонарушениях установлены органы, уполномоченные возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Как и в нашем случае, эти органы не всегда совпадают. По п. 5 ст. 14.13 КРФоАП «возбуждается» налоговая инспекция, а рассматривает дело мировой судья.

Заявление о привлечении должника к административной ответственности подается в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы (налоговую инспекцию) по месту нахождения организации-должника.

Как таковых требований к заявлению нет, очевидно, оно должно содержать описание ситуации и ваше требование возбудить дело об административном правонарушении, чтобы разобраться кто прав, кто виноват.

Читайте так же:  Как написать жалобу начальнику приставов

К заявлению рекомендую приложить документы, подтверждающие задолженность в соответствующем размере, а также известные вам контактные данные о руководителе должника.

Заявление можно подать непосредственно в налоговую, а можно направить по почте, если вам не жалко потерять несколько дней.

Поскольку для привлечения руководителя должника к административной ответственности необходимо установить ряд сведений, которыми налоговая инспекция не располагает, а также получить объяснения руководителя должника, будут вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования. Иногда это делают одним документов.

Вообще, учитывая, что не все взыскатели так заморачиваются, как это делаем мы, для налоговиков это тоже творческая работа, многие вообще не знают, что так можно было. У некоторых бывают трудности с позицией, приходится разъяснять.

Поход в налоговую инспекцию мало у кого вызывает приятные ощущения, а тот факт, что вызов инициирован вами будет хорошим напоминанием о задолженности должнику.

Логическим завершением административного расследования должно стать оформление протокола об административном правонарушении.

По окончании административного расследования налоговая инспекция вынесет постановление о привлечении к административной ответственности.

Конечно, тот факт, что руководителя должника привлекут к ответственности само по себе также не прибавит денег на вашем счете, но, во-первых, должник как минимум задумается о последствиях, во-вторых, факт привлечения должника к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП является необходимым для последующей дисквалификации руководителя должника, в-третьих, согласитесь, приятно, что ваш должник вынужден тратить свое время на походы в суд.

В то же время, со стороны «злодея», если денег по решению суда вам, как взыскателю, должна компания, то в бюджет придется заплатить уже из собственного кармана. А в случае, если руководитель будет уклоняться от уплаты штрафа, то к нему могут быть применены такие меры, как запрет на выезд за пределы Российской Федерации и прочие.

Не скажу, что для подготовки заявления о привлечении должника к административной ответственности вам обязательно необходимо обратится к юристу-адвокату. Но если у вас возникнут трудности в подготовке заявления – можете обратиться за помощью ко мне, с удовольствием помогу.

Если вам интересны публикации на данную тему, хотелось бы почитать продолжение про дисквалификацию руководителя компании-должника, хотели бы почитать как это может быть применимо к должникам-физическим лицам — подписывайтесь на рассылку и напишите ниже в комментарии об этом.

Большое спасибо, статья хорошая и полезная.
Несколько уточняющих вопросов:
1. Дело всегда рассматривает мировой судья? Я думала только при повтороном возбуждении (дисквалификации).
2. Примерные сроки на весь этот процесс по вашему опыту?
3. Что имеется ввиду «документы, подтверждающие задолженность». Есть решение суда, ИЛ, который лежит в банке на картотеке. Что предоставить в налоговую? Бух справку о наличии непогашенной задолженности по решению суда/ИЛ?

Добрый день!
Вам спасибо за комментарий.
1. Ошибочка вышла, конечно по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ постановление выносит налоговый орган — поправил.
2. По ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ в два месяца обычно укладываются.
3. Достаточно решения суда.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Подскажите пожалуйста, если есть договор, однако акта о выполненной работе нет, и заказчик отказывается выплачивать, однако какие-то авансы давал, что делать, как выиграть дело?

Добрый день!
Комментарий, конечно, не совсем по теме статьи, но отвечу. Надо собрать доказательства выполнения работ и обращаться в суд. Какие это будут доказательства я сейчас сказать не могу, так как недостаточно информации. Если будут вопросы — звоните или пишите на почту.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугина Александр С.

Добрый день, Александр! Причитала статью с большим интересом, т.к. в абзацах 4 — 7 описана моя ситуация. Возможны ли дальнейшие действия, описанные Вами, если должник ООО?

Добрый день, уважаемый Александр! Пишу Вам повторно, т.к. на первый комментарий к статье ответа не было. В качестве должника у меня выступает ООО, сумма долга в пять раз больше минимальной.
Я получила решение суда и исполнительный лист, но в последнем была допущена ошибка, поэтому возможности предъявить его в службу судебных приставов еще не было. Но у меня нет сомнений, что всё, о чём Вы пишите, меня ожидает, т.к. организация должник еще до подачи претензии поменяла генерального директора и адрес (место нахождения). Сейчас стоматологическая клиника, находившаяся в центре Москвы, зарегистрирована по домашнему адресу нового генерального директора на хуторе в Краснодарском крае. При этом ООО, с которым я подписывала договор, с тем же генеральным директором, с тем же составом врачей, по тому же адресу, прекрасно себя чувствует, работает, но уже от имени другой организации (с одним измененным словом в названии). Есть ли надежда получить деньги? С уважением, Гульшат.

Добрый день!
Боюсь не смогу оценить перспективу по вашему вопросу, все зависит от конкретных обстоятельств.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Добрый день, вы написали:
И пусть вас не смущает относительно небольшой размер штрафа, привлечение руководителей должника необходимо для последующей дисквалификации директора должника, но об этом я расскажу в следующей статье.

Вопрос: когда ждать вашу статью про дисквалификацию директора должника?

Добрый день!
Видимо еще не пришло ее время) Работы много, писать некогда.

Видео (кликните для воспроизведения).

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Источники

Привлечение должника к административной ответственности приставами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here