Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Рассмотрение трудовой инспекцией дела об административном правонарушении

Рассмотрение трудовой инспекцией дела об административном правонарушении

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ (нарушения трудового законодательства) и ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушения законодательства в области охраны труда), вправе возбудить как непосредственно инспектор труда, так и прокурор по результатам прокурорской проверки (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Когда дело об административном правонарушении возбуждается прокурором, им выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляется на рассмотрение в государственную инспекцию труда, поскольку именно трудовая инспекция является органом, уполномоченным привлекать работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, за исключением случаев, когда юридическое лицо, либо должностное лицо, индивидуальный предприниматель повторно привлекается за аналогичное административное правонарушение по части 2, 5, 7 ст. 5.27 или ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку такие дела рассматриваются либо мировыми судьями (ч. 1 ст. 22.1, ч. 1 ст. 23.1, ст. 23.12, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ), либо судьями районных судов в случае возбуждения дела об административном правонарушении по результатам административного расследования (ч. 1 и абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Внимание

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и частям 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, также подлежат рассмотрению должностными лицами государственной инспекции труда. Судьи районных судов рассматривают их лишь в том случае, когда по окончании административного расследования государственный инспектор труда передает дело на рассмотрение в соответствующий суд (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, определение ВАС РФ от 23.01.2009 N 14892/08).

Дело об административном правонарушении рассматривается трудовой инспекцией в течение 15 дней со дня составления протокола уполномоченным инспектором труда либо со дня поступления в государственную инспекцию труда постановления прокурора и иных материалов дела (ст. 23.12, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении инспектором труда выносится определение о назначении времени и места рассмотрения, а в случае необходимости истребуются дополнительные материалы (ст. 26.10, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Указанное определение направляется лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении любым доступным способом, позволяющим контролировать его получение (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Когда дело возбуждено по инициативе прокурора, он также извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Следующим этапом является непосредственное рассмотрение инспектором труда дела об административном правонарушении. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении инспектором труда устанавливается факт явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае явки защитника или представителя инспектором проверяются их полномочия и решается вопрос об участии указанных лиц в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Внимание

Представлять интересы организации и её руководителя в производстве по делу об административном правонарушении может защитник или представитель, у которого должна быть доверенность на представление интересов организации и её руководителя в государственной инспекции труда, с правом участия в делах об административных правонарушениях (ч.ч. 3, 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

Далее лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности, а также инспектором рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (п. 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ). При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении инспектором оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела инспектор выносит постановление до делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении объявляется в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается инспектором труда под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В случае неявки указанных лиц копия постановления высылается им по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения (ч. 1, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Энциклопедия решений. Привлечение работодателя к ответственности за нарушения, выявленные трудовой инспекцией в ходе проведения проверки

Привлечение работодателя к ответственности за нарушения, выявленные трудовой инспекцией в ходе проведения проверки

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст.ст. 362, 419 ТК РФ).

По требованию инспектора труда должностные лица работодателя, виновные в нарушении норм трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст.ст. 192, 193 ТК РФ.

Материальная ответственность работодателя по результатам проверки трудовой инспекцией состоит в его обязанности возместить работнику в денежной форме ущерб, причиненный в результате нарушения требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (глава 38 ТК РФ).

Самым же распространенным видом ответственности, к которому в большинстве случаев привлекаются работодатели по результатам проведения проверки трудовой инспекцией, является административная ответственность за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ*(1), санкции которой предусматривают вынесение предупреждения или наложение административного штрафа :

— на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 1 000 до 5 000 рублей;

— на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

А также за нарушение законодательства в области охраны труда по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, санкции которой предусматривают вынесение предупреждения или наложение административного штрафа :

— на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 2 000 до 5 000 рублей;

— на юридических лиц в размере от 50 000 до 80 000 рублей.

К административной ответственности могут быть одновременно привлечены как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). При этом такой вид административного наказания как предупреждение может быть вынесено физическому либо юридическому лицу только за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или возникновения угрозы его причинения, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ).

Читайте так же:  Сколько срок давности по кредиту

Кроме того, статьями 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ устанавливаются иные санкции за совершение отдельных видов административных правонарушений:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать возникшие отношения трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)

Штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей

Штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

Штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством

Предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах*(2) или ее непроведение

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей

Штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей

Штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей

Штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и частями 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение на граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штрафа в различных размерах. А должностное лицо работодателя, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, может может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (чч. 2, 5 и 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Данное наказание назначается виновному должностному лицу работодателя по решению мирового судьи (ч. 1 ст. 22.1, ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Внимание

Под аналогичным правонарушением следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника) (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Если же работодатель сначала привлечен по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за невыдачу работнику трудовой книжки в день увольнения (часть четвертая ст. 84.1 ТК РФ), а затем за невключение в трудовой договор другого работника обязательных условий (часть вторая ст. 57 ТК РФ), то аналогичность совершенного правонарушения отсутствует.

Такой вид наказания как административное приостановление деятельности работодателя может быть назначено судьей районного суда и только за нарушение законодательства в области охраны труда, если ранее работодатель уже подвергался административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей (ст. 3.12, ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, п. 90 Регламента N 354н).

Также в главе 5 КоАП РФ содержится ряд статей, предусматривающих административную ответственность работодателя в виде предупреждения или штрафа за нарушение норм трудового законодательства о социальном партнерстве (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ).

В случае выявления по результатам проверки нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 136, 143, 145, 145.1, 201 Уголовного кодекса РФ, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных должностных лиц работодателя инспектор труда направляет материалы проверки в Следственный комитет РФ (абзац двадцать второй ст. 356 ТК РФ, п. 92 Регламента N 354н, п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Кроме того, уголовная ответственность может наступить и в случае оскорбления или применения насилия в отношении государственного инспектора труда при проведении проверки (ст.ст. 318, 319 УК РФ).

*(1) До 03.10.2016 данная норма охватывала и такой вид нарушения как «невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы и других выплат», с 03.10.2016 оно выделено в отдельный состав административного правонарушения — ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

*(2) За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда к административной ответственности также могут быть привлечены эксперт и (или) организация, проводившая специальную оценку условий труда (ст. 14.54 КоАП РФ).

Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Директор, его заместители или другие уполномоченные лица, пренебрегающие своими обязанностями или превышающие свои полномочия в отношении прав сотрудников, отвечают за это в соответствии с Трудовым кодексом и другими Федеральными законами.

Давайте разбираться, что грозит работодателю за нарушение трудового законодательства , и в каких кодексах прописаны меры ответственности.

Самые распространенные нарушения в области трудового права

По сведениям Государственной инспекции по труду (ГИТ), наиболее часто работодателей привлекают к ответственности за следующие правонарушения:

  • нет штатного расписания;
  • разные оклады по одним и тем же должностям с одинаковыми обязанностями;
  • не заключен письменный договор или в договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ ;
  • должностной оклад меньше МРОТ;
  • несвоевременное перечисление зарплаты;
  • не выдают расчетные листки;
  • работник не использовал отпуск больше двух лет;
  • нет табеля рабочего времени;
  • не оплачивается сверхурочная работа;
  • не соблюдаются требования охраны труда.
Читайте так же:  Проверить наличие административных штрафов по паспорту

Привлечение к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства – общий. То есть возбуждение, рассмотрение дела проходит по правилам КоАП РФ. Работодатель или его представитель при наличии доверенности по административным делам вправе ходатайствовать о малозначительности деяния. Или требовать замены административного штрафа трудовой инспекции на предупреждение.

СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Работодателям необходимо знать о сроке давности привлечения к ответственности.

По истечении срока давности работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение, независимо от наличия вины в совершении правонарушения.

Истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (подп.6 п.1 ст.24.5 КоАП РФ).

По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г. срок давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства увеличен до одного года (п. 1 ст. 11, п.2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

По истечении срока давности привлечения к ответственности дело об административном правонарушении подлежит прекращению (п.1 ст.24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Для длящихся правонарушений установлены специальные правила. Срок давности начинает исчисляться не со дня совершения правонарушения, а со дня его обнаружения.

Обоснованно возникает вопрос: какое правонарушение можно считать длящимся?

Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 24.03.2005 № 5 дает следующее определение длящегося правонарушения: длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Так, например, признаются длящимися следующие правонарушения:

  • отсутствие в трудовом договоре необходимых условий, допуск к работе без предварительного медосмотра и инструктажа по охране труда, невыдача спецодежды и средств индивидуальной защиты (постановление Свердловского областного суда от 24.12.2014 № 4а-1048/2014);
  • отсутствие обязательной информации в локальных нормативных актах организации (решение Свердловского областного суда от 28.04.2015 № 72-431/2015);
  • несвоевременная выплата заработной платы (Решение Нижегородского суда от 24.08.2010 № 7-531/10);
  • несвоевременный окончательный расчет с работником при увольнении (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 10.02.2015 № 33-892/2015. решение ВС Удмурдской Республики от 18.01.2010 № 7-6).

А вот незаключение письменного трудового договора, невнесение записи в трудовую книжку суды не квалифицируют в качестве длящихся правонарушений (постановление Самарского областного суда от 30.12.2014 № 4а-986/2014).

Как правило, ключевым в решении вопроса о том, относится ли административное правонарушение к длящимся или нет, является наличие в норме права конкретно определенного срока, в течение которого ответственное лицо должно было совершить какие-либо действия.

Отметим, что квалификацию правонарушения в качестве длящегося осуществляет сам трудовой инспектор или суд, если дело рассматривается в судебном порядке.

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции?

Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).

Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

  • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
  • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
  • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

За что могут назначить штрафы трудовой инспекции

Перечень действий, которые нарушают трудовое законодательство, достаточно обширен. А ответственность устанавливает ряд статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Многие из которых содержат деяние, которое описано общими словами – нарушение законодательства. Что, разумеется, существенно расширяет возможность назначить штрафы трудовой инспекции.

Первая наиболее “популярная” в практике статья это 5.27 КоАП РФ. Нарушения трудового законодательства и иных правовых актов, которые содержат нормы трудового права (часть 1). Части 3,4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ содержат специальные составы. За наиболее грубые нарушения трудового законодательства:

  • фактическое допущение к работе без заключения трудового договора лицом, которое не уполномочено на это работодателем (ч. 3)
  • уклонение от заключения трудового договора (ч. 4)
  • заключение гражданско-правового договора (договора подряда, возмездного оказания услуг) вместо трудового (ч. 4)
  • невыплата, неполная выплата заработной платы, иных трудовых выплат (ч. 6)
  • установление заработной платы менее МРОТ (ч.6).

Статья 5.27.1 КоАП РФ перечисляет объективные стороны нарушений в сфере охраны труда. Часть 1 – общая, это любые нарушения нормативных требований охраны труда. Специальные составы:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (ч. 2)
  • непроведение специальной оценки условий труда (ч. 2)
  • допуск работника к труду без прохождения в установленном порядке обучения, без проверки знаний требований охраны труда (ч. 3)
  • допуск работника к труду в отсутствие обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического (в течение трудовой деятельности) медицинского осмотра, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3)
  • необеспечение работника средствами индивидуальной защиты (ч. 4, работы с вредными условиями труда и т.п.)
Читайте так же:  Поручение по делу об административном правонарушении
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, штрафы трудовой инспекции соответствующий орган выносит по ст. 5.28-5.34 (коллективные договоры, споры), ст. 14.54. (применяется в отношении организации, которая проводит специальную оценку условий труда), ст. 15.34 (сокрытие страхового случая – несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний).

За нарушения в сфере труда установлена уголовная ответственность – при наличии состава преступления.

Таблица штрафов и других взысканий

Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2020 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.

Штрафы трудовой инспекции

За нарушения трудового законодательства предусмотрены штрафы трудовой инспекции. В большинстве случаев поводом к возбуждению дела об административном правонарушении выступает жалоба в трудовую инспекцию. Или результаты проведенной Государственной инспекцией труда (ГИТ) проверки. Поэтому руководитель

Виды ответственности

По нормам Трудового кодекса ( ст. 419 ТК РФ ), нарушение трудового законодательства работодателем влечет за собой привлечение его к ответственности. Выбор применяемого к нарушителям вида ответственности зависит от тяжести нарушения.

Дисциплинарная

Руководителя предприятия можно привлечь к дисциплинарной ответственности: например, в случае нарушения им коллективного договора. Для этого профсоюз должен направить письмо в организацию, подробно описав нарушение прав работника работодателем . Руководство предприятия должно провести проверку и доложить об итогах представителю профсоюза. Если подтверждается нарушение трудового законодательства, это влечет за собой применение наказания вплоть до расторжения договора с ним.

Материальная

Применяется при нанесении прямого или косвенного ущерба имуществу сотрудника.

Она не предусматривает каких-либо штрафов или мер воздействия, а состоит лишь в обеспечении компенсационных выплат понесенного ущерба сотруднику.

Гражданско-правовая

В отличие от материальной, обязывает возместить сотруднику имущественный и моральный вред и упущенную выгоду ( ст. 1064 ГК ).

Административная

Наказания по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) чаще всего применяются Государственной инспекцией труда во время плановой или внеплановой проверки, в случае получения письменной жалобы работника. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде прописана в главах 28 и 29 КоАП РФ .

Принятые в КоАП меры воздействия:

  • предупреждение;
  • приостановка деятельности организации;
  • штраф за нарушение трудового законодательства 2020.

Уголовная

Наказание за самые тяжелые преступления регламентируется Уголовным кодексом. Для привлечения к уголовной ответственности суд должен доказать наличие следующих составляющих:

  • факт злоупотребления;
  • пострадавшее лицо от этого проступка;
  • прямая связь между действиями руководителя и случившейся ситуацией;
  • умысел в действиях директора.

Чаще всего уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства применяется:

  • при увольнении беременной сотрудницы;
  • за задержку денежных выплат дольше чем на 2 месяца;
  • в случае нарушения норм охраны труда.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Важно! Предписание — это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Важно! Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Важно! Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Штрафы трудовой инспекции по результатам проверки

Проверка ГИТ – испытание для любого работодателя. Дело все в том, трудовая инспекция может провести проверку и потребовать документы за любой период деятельности. Разумеется, за исключением документов, срок хранения которых истек.

Проверка ГИТ может быть плановой (смотреть сайт ГИТ, где этот план на год размещен) и внеплановой. С 01 июля 2018 г. при проведении всех плановых проверок инспекторы труда используют проверочный лист. Он содержит список контрольных вопросов. И предмет плановой проверки ограничен этим кругом вопросов. Предмет внеплановой проверки всегда определен.

Обращаем внимание всех работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей. Полномочия и порядок проведения проверок ГИТ регламентируют не только 294-ФЗ, но и глава 57 Трудового кодекса РФ. Когда нужно получать согласование прокуратуры, а когда достаточно уведомления – об этом статья 360 ТК РФ.

Читайте так же:  Мелкое хищение в рб наказание и статья

По результатам проверки ГИТ выносит акт проверки. И возможно, предписание об устранении нарушений. Невыполнение в срок требований предписания образует состав административного правонарушения. По ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении постановления;

— об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

Важно! А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

Кто может применить взыскание

Директора могут оштрафовать органы государственного надзора:

  • Государственная инспекция труда;
  • Фонд социального страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Прокуратура;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Противопожарная служба.

А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора — 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» образована в 2004 году. Являемся членом Московской ТПП, Палаты Налоговых консультантов, СРО «Российский союз аудиторов» и НП «Партнерство РОО».

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Журнал «Кадровое дело» № 1 январь 2010

Ларионов Роман, юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Читайте так же:  Как проверить административные штрафы по фамилии бесплатно

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской

Федерации
об административных

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской

Федерации об административных

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

***** Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 262-0.

Видео (кликните для воспроизведения).

****** Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2.

Источники

Привлечение к административной ответственности трудовой инспекцией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here