Признать протокол об административном правонарушении незаконным

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Признать протокол об административном правонарушении незаконным". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

ВС: Признание административного протокола недопустимым доказательством влечет прекращение производства по делу

Верховный Суд вынес Постановление № 18-АД19-64, в котором указал на недопустимость привлечения лица к ответственности по делу об административном правонарушении в случае, когда в протокол без его ведома были внесены изменения.

11 февраля 2018 г. полицейским ОМВД России по Динскому району ГУ МВД по Краснодарскому краю в отношении Евгения Сумарокова был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП. Согласно протоколу в этот день в 23:20 мужчина, управляя автомобилем, не отреагировал на неоднократные требования полицейского об остановке, а после остановки пытался скрыться, отказался в присутствии понятых передать сотруднику полиции документы на право управления ТС, при посадке в служебный автомобиль упирался руками и ногами, воспрепятствовав исполнению сотрудником полиции служебных обязанностей.

По результатам рассмотрения дела судьей Динского районного суда Краснодарского края была установлена виновность Сумарокова в совершении данного административного правонарушения, постановлением от 11 февраля 2018 г. он привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП.

Судья и заместитель председателя Краснодарского краевого суда по итогам рассмотрения жалоб, поданных в порядке ст. 30.1–30.2 и 30.12– 30.14 КоАП соответственно, с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласились.

В то же время судья Краснодарского краевого суда признал протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, поскольку в нем была изменена дата составления, дополнено событие правонарушения и неверно указана дата его совершения. Однако судья посчитал, что это не влечет прекращение производства по делу, так как протокол является не единственным доказательством по делу.

Евгений Сумароков обратился в Верховный Суд, в жалобе попросив отменить судебные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, ВС указал, что сведения, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП. Он отметил, что в соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время его составления и событие правонарушения. При этом все обстоятельства, относящиеся к событию правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Высшая инстанция напомнила, что в силу ст. 28.2 КоАП протокол составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

ВС указал, что согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП в случае неявки физлица, юрлица или их законных представителей, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. «В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений», – заключил ВС.

При этом он указал, что сведений о том, что Сумароков присутствовал при внесении соответствующих изменений и дополнений, а равно о том, что он был извещен о месте и времени их внесения, не имеется. В то же время ВС отметил, что судья Краснодарского краевого суда сделал неверный вывод о том, что признание указанного протокола недопустимым доказательством по делу не влечет прекращение производства по делу.

Суд сослался на п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП и п. 4 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и указал, что в том случае, когда протокол составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которым составлен протокол.

Верховный Суд заметил, что существенное нарушение при составлении протокола требований КоАП является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу: «Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно».

ВС посчитал, что несоблюдение требований КоАП при составлении протокола повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако оставлено судебными инстанциями без должного внимания вопреки положениям ст. 24.1, 26.1 Кодекса.

Высшая инстанция указала: при установлении, что протокол составлен с существенным нарушением процессуальных требований КоАП, влекущим признание его недопустимым доказательством по делу, надлежало принять решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу. Это, отметил ВС, соответствует требованиям п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, согласно которым по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Читайте так же:  Максимальный штраф за просроченный паспорт

Таким образом, Верховный Суд отменил решения нижестоящих инстанций и на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП прекратил производство по делу об административном правонарушении.

В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Никита Тарасов назвал доводы высшей судебной инстанции убедительными, а судебный акт в целом – справедливым. По его мнению, ВС РФ абсолютно обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, так как указанные в судебном акте недостатки протокола препятствовали рассмотрению дела нижестоящими судами.

«В то же время достаточно непоследовательной выглядит правовая позиция Краснодарского краевого суда, который, признав протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, не прекратил дело», – указал Никита Тарасов. Он заметил, что в силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП к доказательствам по делу об административном правонарушении относится не только протокол об административном правонарушении, однако он представляет собой документ, содержащий описание самого инкриминируемого деяния и другие важные для рассмотрения дела сведения (например, объяснение привлекаемого к ответственности лица). Также данный документ свидетельствует о соблюдении (несоблюдении) процедуры привлечения лица к административной ответственности, в том числе о создании условий для реализации права на защиту.

«Действительно, в практике иногда возникают случаи, когда в протокол об административном правонарушении необходимо внести изменения (например, когда допускается техническая ошибка или описка). Но внесение таких изменений должно происходить с обязательным уведомлением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с тем чтобы оно имело возможность дать необходимые объяснения с учетом внесенных изменений», – отметил Никита Тарасов.

Адвокат указал, что в связи с участившимися в последнее время случаями привлечения граждан к ответственности по ст.19.3 КоАП РФ позицию нижестоящих судов, по сути, не отреагировавших должным образом на допущенные нарушения при составлении протокола, можно назвать тенденциозной.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что положительно относится к постановлению Верховного Суда. По ее словам, протокол по делу об административном правонарушении очень часто выступает в качестве единственного доказательства, имея в правоприменении «обвинительный» уклон: «Даже если в протоколе замечены недостатки, суд, как правило, использует формулировку о том, что в деле имеются другие доказательства».

Ольга Рогачёва отметила, что основные действия судьи, направленные на доказательственную оценку данного документа, совершаются при подготовке дела к рассмотрению, и именно на этом этапе судья наделен специфическими полномочиями по возвращению протокола в орган, его составивший, для устранения выявленных недостатков. «Однако представим себе, что существенные недостатки протокола обнаружены только в ходе судебного заседания, когда возможность его возвращения не допускается. На мой взгляд, если такие недостатки нельзя восполнить при рассмотрении дела, то протокол об административном правонарушении должен быть признан недопустимым доказательством, а производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. Именно это и подтверждается постановлением Пленума ВС», – подчеркнула адвокат.

Она добавила, что доводы о недопустимости конкретного доказательства, в том числе протокола по делу об административном правонарушении, могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Ольга Рогачёва заметила, что такой подход согласуется и с позицией Европейского Суда, который исходит из того, что применительно к административным правонарушениям права, предоставленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, могут быть гарантированы не столь полным образом, как в случае уголовных преступлений. «С этой точки зрения незамедлительный судебный контроль допустим лишь в тех случаях, когда отсроченный судебный контроль не является эффективным средством защиты нарушенных прав, способным в достаточной мере обеспечить их восстановление», – резюмировала Ольга Рогачёва.

Обжалование протокола об административном правонарушении: сроки и правила

Основными процессуальными документами по КоАП РФ являются протокол о правонарушении и постановление уполномоченного органа. В протоколе фиксируются все обстоятельства нарушения, тогда как постановление выносится по итогам рассмотрения дела. В этой статье разберем, подается ли жалоба на протокол об административном правонарушении, и какие законные варианты защиты может использовать потенциальный нарушитель.

Что это такое

Без составления процессуального протокола невозможно привлечение к ответственности по КоАП РФ. Именно этот документ будет содержать сведения о личности правонарушителя, перечень нарушенных норм и правил, а также ряд иных сведений. Законом четко регламентирована процедура оформления протоколов, для этого учитываются следующие правила:

  • составление протоколов происходит непосредственно при выявлении нарушений, а в исключительные случаях – не позднее двух суток с указанной даты;
  • полномочия по выявлению нарушений и оформлению процессуальных документов принадлежат должностным лицам и уполномоченным ведомствам, указанным в КоАП РФ (например, за нарушения ПДД протоколы могут составлять представители службы ГИБДД);
  • содержание протокола, в том числе суть предъявленного обвинения, доводится до нарушителя – он вправе подать свои возражения и замечания непосредственно в тексте протокола.

После составления протокола, материал направляется для рассмотрения в суд, либо иной уполномоченный орган. Для рассмотрения протокола дается 15 суток, а если дело относится к компетенции суда, этот срок составит не более двух месяцев.

Читайте так же:  Неисполнение решения суда приставами

Отмена постановления по ст

Резолютивная часть решения объявлена ##### мая 2009 г.

Полный текст решения изготовлен ##### июня 2009 г. Арбитражный суд Московской области в составе судьи ##### Р.

А. при ведении протокола судебного заседания судьей ##### Р. А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «#####» (далее — ООО «#####») к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее -Минэкологии МО) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в судебном заседании участвует представитель заявителя Кулакова И.

19 Июня 2015, 13:04 Дмитрий, г. Нижний Новгород Ответы юристов (3)

Город не указан Здравствуйте, Дмитрий!

Скорее всего суд не признает данный недостаток протокола существенным, поскольку его можно восполнить. Существенные недостатки протокола — это как правило не соблидение прав лица, привлекаемого к административной ответственности ( составление протокола в отсутсвии правонарушителя, если он не извещен налдежащим образом, разъяснение его прав, не вручение копии протокола и т.п.

Кроме того, признавать незаконным необходимо постановление о привлечении к административной ответственности. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

19 Июня 2015, 13:20 Уточнение клиента однако в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Копии протоколов, особенности их получения

Когда дело рассматривается отдаленно, то протокол отправляется почтой в течение трех дней с момента его подготовки.

Всю необходимую информацию по данному поводу можно получить из содержания статьи 28.2 КоАП РФ.

Что нужно указать в жалобе

Обжалованию подлежат конкретные противоправные действия или бездействие должностного лица, составившего протокол. Образец жалобы можно скачать здесь, а в его содержании нужно предусмотреть следующие пункты:

  • наименование должностного лица или органа, в который подается жалоба;
  • сведения о подателе жалобы;
  • информация о должностном лице, чьи действия обжалует заявитель;
  • обстоятельства составления протокола, его обязательные реквизиты (дата, номер);
  • описание неправомерных действий, которые нарушают права заявителя;
  • доказательства нарушений, допущенных при составлении протокола;
  • требование о признании действий или бездействия должностного лица незаконными, а также об устранении выявленных нарушений;
  • перечень письменных доказательств, на которые ссылается заявитель;
  • дата и личная подпись заявителя.

Направить жалобу можно по почте, либо представить ее непосредственно в уполномоченный орган. На втором экземпляре жалобы нужно поставить отметку с датой и регистрационным номером, так как это позволит контролировать сроки и порядок проведения проверки.

Обжалование протокола об административном правонарушении — порядок оформления

Любое совершенное правонарушение должно быть необходимым образом зафиксировано.

Это касается как административных проступков, так и деяний, преследуемых в уголовном порядке.

Выявление противоправных действий оформляется в виде протокола.

В нашей новой публикации мы разберемся с тем, возможно ли обжалование протокола об административном правонарушении.

Госпошлина

Независимо от того, в какой способ обжалуется постановление по административному делу, госпошлину платить за такие действия не нужно. Это прямо прописано в статье 30.2 КоАП. Об этом также нелишним будет упомянуть и в жалобе.

Роспотребнадзор

Его органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки торговых точек, а также предприятий и предпринимателей, предоставляющих бытовые услуги или изготавливающих вещи на заказ.

Важно подчеркнуть одну деталь. Отныне проверки по заявлениям граждан будут проводиться только в том случае, если магазин или изготовитель не отреагировал на претензию по качеству товара или относительно других причин. Соответствующее разъяснение появилось от Роспотребнадзора в начале декабря 2016 года.

Можно ли подать жалобу на протокол

Установление вины в совершении нарушения и назначения санкций происходит при рассмотрении протокола. Однако в содержании указанного документа фиксируется только сам факт нарушения и все сопутствующие обстоятельства. В тексте протокола не может указываться на наличие вины гражданина, должностного лица или предприятия, так как для этого выносится постановление.

Можно ли оспорить протокол?

Поэтому при несогласии с содержанием протокола или процедурой его составления можно использовать следующие варианты защиты:

  • подать жалобу на неправомерные действия должностного лица, составившего протокол – например, за отказ включить в документ письменные пояснения и возражения;
  • обжаловать правомерность проверки документов или установления иных обстоятельств, так как протоколы могут составлять только уполномоченные должностные лица, находящиеся при исполнении своих обязанностей;
  • представить свою позицию при рассмотрении протокола в суд, либо в иной уполномоченный орган.

Административные регламенты большинства федеральных и муниципальных служб содержат возможность подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц. Это распространяется и на порядок составления протоколов и иных процессуальных документов.

Читайте так же:  Обжалование постановления налогового органа

В перечень заведомо незаконных действий при составлении протокола могут входить:

  • отказ в реализации права на защиту;
  • отказ представить доказательства, подтверждающие нарушение (с момента составления протокола, потенциальный нарушитель может знакомиться с любыми доказательствами и сведениями по делу);
  • составление протокола лицом, не имеющим процессуальных полномочий (например, сотрудник ГИБДД не может составлять протокол, если не находится при исполнении должностных обязанностей);
  • отказ включить в протокол сведения, представленные нарушителем для своей защиты;
  • отказ выдать копию протокола после его составления;
  • иные противоправные действия.

Порядок и сроки рассмотрения жалоб определяются Административными регламентами. Например, прокуратура обязана дать мотивированный ответ по обращению граждане в течение 30 дней.

Итоги рассмотрения жалоб будут использованы доказательством в административном процессе. Если доводы нарушителя подтверждены, протокол может быть признан недействительным, что влечет прекращение административного дела.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Мы уже отмечали выше, что как таковой протокол не обжалуется.

Может быть пересмотрено постановление, принятое на его основе. Для этого достаточно написать жалобу или в вышестоящий орган, либо в суд.

Срок на совершение упомянутых действий составляет 10 дней, следующих за датой получения постановления.

Когда наказание по КоАП применяет суд, то обжаловать постановление можно в вышестоящую инстанцию. По многим делам вопрос об административных штрафах находится в компетенции мирового судьи. Тогда обратиться с жалобой следует в адрес районного суда, расположенного на соответствующей территории.

Объяснения

В любом протоколе об административном правонарушении существует специальный раздел, в котором потенциальный виновник событий может написать свои пояснения к нему.

Это является правом, но не обязанностью гражданина.

Объем объяснений не ограничен. Если они выходят за рамки бланка протокола, то настаивайте на предоставлении чистых листов бумаги. Впоследствии они должны быть скреплены подписями всех сторон.

Образец протокола

Ниже мы приводим примерную форму, из которой станет ясно, как должен правильно выглядеть протокол об административном правонарушении. Ей можно воспользоваться в том случае, когда возникнет необходимость в обжаловании штрафа и иных способов наказания.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Признание протокола об административном правонарушении незаконным

Неправильная квалификация административного правонарушения по статье 14

Дело N А74-4322/2004 Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Саркисяна Герман г.

Абакан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, г. Абакан, о признании незаконным и отмене Постановления от 14 сентября 2004 года по делу N 18-Р-04-АП о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

В судебном заседании принимали участие представители:

Свидетели и подписание документа

Для начала отметим, что в протоколе должен быть указан набор сведений, предусмотренный в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В число необходимой информации входит дата и место его оформления, инициалы и должность автора протоколы, данные о нарушителе, потерпевших и свидетелях.

Далее описывается суть правонарушения (включая время и место его совершения), а также указываются нормы законодательства, устанавливающие санкции за него.

В число участников производства по административному делу могут входить свидетели. Это те лица, которые стали очевидцами проступка. Данные о них заносятся в протокол об админправонарушении. Объяснения свидетелей по сути дела также должны присутствовать в протоколе. При этом они должны быть скреплены личными подписями.

Свидетель в рамках административного дела вправе не давать показаний против себя, а также людей, приходящихся ему близкими родственниками (т.е. в отношении родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек, брата или сестры).

Если Вы оказались свидетелем привлечения гражданина к ответственности, то важно сразу определить свою линию поведения.

Причины для обжалования

Обжалование самого протокола об административном правонарушении законодательством не предусмотрено. Однако у гражданина или предприятия существует возможность оспорить последующее постановление о применении административных санкций (напомним, что оно выносится именно исходя из положений протокола).

Итак, по каким же основаниям можно добиться отмены постановления. Прежде всего, это отсутствие правонарушения как такового. И здесь в обоснование собственной позиции необходимо ссылаться не только на содержание протокола, но и на иные доказательства. В их число входят свидетельства очевидцев, видеосъемка, фотографии, данные проведенных независимых экспертиз и т.д.

Если административный проступок формально имел место, то в ряде случаев удается все равно оспорить постановление об админправонарушении.

Например, действия лица имели малозначительный характер и не нанесли никакого ущерба окружающим или государству.

Часто происходит так, что нарушение стало следствием крайней необходимости.

Так, сидящий за рулем был вынужден выехать на встречную полосу для того, чтобы предотвратить ДТП. В описанной ситуации постановление тоже можно обжаловать.

Когда действия совершены вследствие необходимости, желательно прямо об этом указать в протоколе.

Пересмотр административных санкций происходит тогда, когда прошли сроки давности для привлечения виновника к ответственности. Что это означает? Согласно нормам КоАП РФ, по общему правилу постановление о санкциях может быть вынесено не позднее двух месяцев с момента оформления протокола. Если же наказание определяет суд, то свое решение он должен принять в пределах 3 месяцев.

В то же время, по некоторым действиям административное законодательство предусматривает достаточно продолжительные сроки давности. Например, по ряду нарушений в сфере экономики и финансов период привлечения к ответственности составляет 2 года с момента совершения проступка. При коррупционных действиях, преследуемых в административном порядке, срок наложения наказания равен шести годам.

Читайте так же:  Штрафы за курение в общественных местах проверить

Поставить постановление под сомнение можно и тогда, когда ненадлежащим образом были оформлены материалы об административном правонарушении или с несоблюдением установленной процедуры.

К примеру, при подозрении водителя на управление транспортом в нетрезвом виде должно быть проведено медицинское освидетельствование.

И практика показывает, что если порядок обследования был нарушен, то вышестоящие суды занимают позицию водителя и отменяют наказание в виде лишения его прав.

Наконец, оспорить постановление возможно в том случае, если нарушение было совершено несовершеннолетним гражданином.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Результаты проверки

Если органом Роспотребнадзора будут выявлены нарушения, то составляется акт, который может занять множество страниц.

Его может сопровождать административный протокол в случае выявления таких нарушений:

  • несоблюдение санитарных норм;
  • продажа некачественных товаров или услуг;
  • отказ в выдаче чека, квитанции или иного подобного документа;
  • предоставление недостоверной информации относительно покупки, а также различные манипуляции (неправильный обмер, обвешивание и т.д.)

Постановление ФАС Западно — Сибирского округа от по делу N А27-2022

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО — СИБИРСКОГО ОКРУГА от 2 августа 2010 г.

по делу N А27-2022/2010 резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2010 года Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего, судьи В.И. Новоселова,

Итак, вопрос: можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

Ответ: обжаловать протокол в суде нельзя. Действующим законодательством такая возможность не предусмотрена.

С одной стороны, Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена возможность обжалования протокола (постановления прокурора). С другой стороны, протокол (постановление) могли бы быть обжалованы в порядке, предусмотренном главами 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Однако, нормы АПК и ГПК не допускают такое обжалование. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражном суде можно оспорить ненормативные правовые акты, решения и действия органов и должностных лиц, если они не соответствуют закону или другому нормативному правовому акту и одновременно нарушают права и законные интересы лица, которое подает жалобу, либо незаконно возлагает какие-то обязанности, либо создает иные препятствия для осуществления деятельности.

Сроки

Протокол составляется сразу при выявлении нарушения в присутствии причастных к нему лиц, а также свидетелей.

Однако само постановление выносится спустя некоторое время.

Оно не безгранично, поскольку существуют сроки давности. О них читайте в нашем следующем разделе.

Особенности протокола и постановления

При совершении действий, преследуемых в административном порядке, в большинстве случаев появляются два основных документа. Первым из них является протокол, фиксирующий административное правонарушение. Он подтверждает факт противоправного поведения, преследуемого по нормам КоАП РФ.

В самом протоколе мера ответственности не фигурирует. В нем описываются содержание допущенного нарушения, а также нормы законодательства, устанавливающие за него ответственность.

В то же время, существуют и ситуации, когда протокол не делается, а сразу выписывается постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности. В их число входит:

  • открытие административного дела органами прокуратуры;
  • получение предупреждения или внесение штрафа прямо на месте совершения ненадлежащего поступка;
  • фиксация нарушений ПДД с помощью стационарной техники;
  • наложение прописанных санкций в рамках процесса исполнительного производства (в частности, за игнорирование требований приставов).

Протокол об административном правонарушении служит основанием для вынесения постановления о привлечении к ответственности как граждан, так и юридических лиц. При этом КоАП устанавливает различные типы санкций. Это не только штраф, но и конфискация имущества, арест, запрет заниматься определенным родом деятельности, лишение прав (например, водительских) и т.д.

В отношении предприятий возможна ответственность в виде временного ограничения или запрета деятельности. Если к проступку причастен иностранец, то ему может грозить выдворение за пределы РФ.

Постановление относительно ответственности принимается как уполномоченной государственной структурой, так и судом. При этом в таком документе может сразу содержаться одновременно несколько типов наказания. Например, за управление машины в нетрезвом состоянии положены и штраф в сумме 30 тысяч рублей, и лишение водительских прав на определенный промежуток времени.

Куда обращаться

Если Роспотребнадзор вынес постановление о штрафе, то его можно оспорить двумя путями. Первый из них – это подача жалобы в вышестоящий орган. Стоит понимать, что компетенция упомянутого органа затрагивает именно представителей бизнеса.

А раз так, то за судебным обжалованием следует обращаться не в районный, а в арбитражный суд.

Основания признания протокола об административном правонарушении незаконным

Н. и Н. району ГУ МРФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.МММ № ДД.ММ.ГГГГ с участием в судебном заседании представителя заявителя К. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания А.И.Еремеева, КО «ВОС» обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ОНД по г.

The Far Eastern Federal University. Статья посвящена недопустимым доказательствам при рассмотрении дел об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: недопустимость, недопустимые доказательства, существенные нарушения по делам об административных правонарушениях. The article deals with inadmissible evidence in consideration of cases on administrative offences in accordance with the current legislation of the Russian Federation.

Читайте так же:  Статья российской федерации за оскорбление личности

Keywords: unacceptable, inadmissible evidence, significant violations on the cases of administrative offences.

Решение суда первой инстанции: Признать решение адм

по заявлению ФГУП «Почта России» в лице УФПС Астраханской области – филиал ФГУП «Почта России» к Мещанскому РОСП УФССП России по г. Москва, старшему СПИ Чекмареву А.

В. о признании незаконными и отмене постановления от 17.07.2015г. № 77020/15/774363 о привлечении к административной ответственности без вызова сторон ФГУП «Почта России» в лице УФПС Астраханской области – филиал ФГУП «Почта России» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Мещанскому ОСП УФССП России по Москве, старшему судебному приставу Мещанского ОСП УФССП России по Москве Чекмареву А.В.

Вопрос 277. Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 КоАП (ст. 28.2.КоАП).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАПили закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренныеКоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 ст. 28.2.КоАП, внем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2.КоАП).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотреннымиКоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11КоАП, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 ст. 26.2КоАП) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получениеобъяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 ст. 25.1, частью 2 ст. 25.2, частью 3 ст. 25.6КоАП, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупрежденыоб административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9КоАП, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановления ввиду того, что оно вынесено незаконно и необоснованно, с превышением должностным лицом своих полномочий, с грубым нарушением материального и процессуального права. Статья указанная в оспариваемом Постановлении не соответствует установленному в Постановлении правонарушению. Постановление вынесено в отсутствии Маскаевой Г.В., в соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ не извещённой надлежащим образом о времени и месте его составления. Данное Постановление не содержит все необходимые сведения в соответствии со ст.29.10 КоАП РФ, т.к. не указано место рассмотрения дела, время рассмотрения дела, дата рассмотрения дела, дата вступления Постановления в законную силу, срок предъявления Постановления к исполнению, информация о получателе штрафа, необходимая на перечисление административного штрафа. Заслушав лицо привлечённое к административной ответственности Маскаеву Г.В.

Источники

Признать протокол об административном правонарушении незаконным
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here