Проект кодекса об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Проект кодекса об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Проект нового КоАП РФ представлен на общественное обсуждение

voronin-76 / Depositphotos.com

Минюст России представил проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях на общественное обсуждение, которое продлится до 27 февраля текущего года. Документы подготовлены во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр на основе Концепции нового КоАП 1 , в которой обозначены цели и задачи по обеспечению системности, эффективности и стабильности правового регулирования отношений в сфере административной ответственности, для достижения которых необходимо реформирование административного законодательства, в том числе выделение его процессуальной части в самостоятельный блок. Кроме того, как известно, большое количество правок норм действующего КоАП РФ существенно затрудняет его применение на практике.

В проекте нового КоАП 2 представлены три раздела:

  • Общая часть, в которую включены общие положения, нормы об административной ответственности, о видах и вопросах назначения административных наказаний, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних;
  • Особенная часть, предусматривающая составы конкретных административных правонарушений по видовым объектам противоправного посягательства и, соответственно, санкции за их совершение;
  • а также раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.

К основным новеллам можно отнести следующие изменения. К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях планируется отнести установление административной ответственности по законам субъектов РФ, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Также отдельно указывается о полномочиях органов местного самоуправления по участию в правовом регулировании законодательства об административной ответственности.

Предусматривается, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, будет подлежать административной ответственности, если правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо ранее за это же правонарушение не привлекалось к ответственности в иностранном государстве. Сегодня эта норма действует лишь в отношении юрлица, нарушившего ст. 19.28 КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.8 КоАП РФ).

Проект нового кодекса впервые конкретизирует необходимость соблюдения принципов справедливого и соразмерного административного наказания, а также проявления гуманизма при его назначении. Отдельно предусматривается категория грубых административных правонарушений, к которым планируется причислить административные правонарушения экстремистской, коррупционной направленности; в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ; в сфере оборота оружия; в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения; изготовления порноматериалов с изображениями несовершеннолетних и их оборота; административные правонарушения, посягающие на конкуренцию; административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения; административные правонарушения, выражающиеся в нарушении норм законодательства РФ, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых считается грубым. Также административное правонарушение в отдельных случаях может быть признано грубым и судом. Кроме того, подробно раскрываются понятия длящихся, продолжаемых, однородных и повторных административных правонарушений.

В качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения закреплены ИП, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Также предусматривается условие о запрете одновременного привлечения юрлица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

В качестве общего правила указывается возможность назначения наказания в виде предупреждения (если оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса), при совершении правонарушения впервые и в отсутствие отягчающих обстоятельств. К примеру, в действующей редакции ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ в качестве наказания за мелкое хулиганство предусматриваются административный штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток. В новой редакции предлагается больше вариантов наказаний, в числе которых появятся предупреждение, обязательные работы на срок до 40 часов и арест на срок до 15 суток, при этом планируется повысить штраф и назначать его в пределах от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Помимо этого, если отягчающих обстоятельств не установлено, предупреждением может быть заменен штраф за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля. В соответствии с действующим КоАП РФ штраф может быть заменен на предупреждение только субъектам МСП, юрлицу, а также их работникам (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Верхние и нижние пределы штрафа могут быть ограничены только конкретными санкциями статей Особенной части нового кодекса. Норму о верхних границах штрафа предлагается сохранить лишь для административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, за исключением законов городов федерального значения. Так, штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, не должен превышать: для граждан – 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для юрлиц – 500 тыс. руб.

Предусмотрена возможность конфискации маломерных судов, автомототранспортных средств, а также прицепов, не являющихся орудием или предметами совершения правонарушения, у собственников, привлеченных к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений.

Предполагается ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения. Например, за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения предлагается штрафовать нарушителей на 40 тыс. руб. и лишать права управления ТС сроком от двух до трех лет. Сегодня за это предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб с лишением права управления ТС на срок от полутора до двух лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Если сегодня должностное лицо, допустившее выпуск на линию неисправного ТС или переоборудованного без разрешения, подвергается штрафу в размере от 5 тыс. до 8 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ), то проектом нового кодекса планируется штрафовать также ИП от 8 тыс. до 10 тыс. руб. и юрлиц на 50 тыс. руб. За наличие на управляемом автомобиле стекла или пленки (тонировки), светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ), предлагается увеличить штраф с 500 руб. до 1 тыс. руб.

Читайте так же:  Как достойно ответить на оскорбление примеры

Уточняется возможность применения запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, он может распространиться также на выезд из РФ в период проведения соответствующего соревнования. В действующей редакции ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ такое ограничение на выезд не оговаривается.

Предельный срок назначения обязательных работ может сократиться до 60 часов взамен 200 часов, предусмотренных сегодня в ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ. Дополнен список лиц, к которым не должен применяться данный вид наказания, в числе которых женщины, а также одинокий родитель или лицо, его заменяющее, имеющие детей до 14 лет (вместо предусмотренного сегодня возраста детей до трех лет), детей-инвалидов; лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и т.д. Предлагается не применять к этим же лицам административный арест, а также к гражданам, имеющим заболевания, препятствующие его отбыванию.

Административное приостановление деятельности планируется переименовать в административный запрет деятельности с сокращением предельного срока его назначения с 90 до 30 суток.

Общий срок давности привлечения к административной ответственности может быть установлен в один год, за исключением отдельных случаев нарушений. Сейчас по общему правилу этот срок составляет два месяца по делам, которые рассматривают органы и должностные лица, и три месяца – по делам, рассматриваемым судьями, за исключением специальных сроков, предусмотренных за отдельные правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Введение в действие нового кодекса планируется осуществить с 1 января 2021 года. С полным текстом проекта нового КоАП 2 можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

2 С текстом проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099059)

http://www.garant.ru/news/1317041/

Минюст опубликовал Процессуальный кодекс об административных правонарушениях

Министерство юстиции России опубликовало законопроект, который детально прописывает процедуру привлечения к ответственности за административные правонарушения.

Напомним, в ходе работы по реформированию системы наказания за административные правонарушения было принято решение прописать процедуру рассмотрения таких дел в отдельном законе.

В одном из разделов проект прописывает процедуру рассмотрения дел в административных органах, в другом разделе — порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах.

«Законопроектом предусмотрено существенное расширение, уточнение ?и конкретизация прав участников производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях, в том числе на стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях, — пояснили в Минюсте. — Детальному правовому регулированию подверглись и вопросы о доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении».

http://rg.ru/2020/01/30/miniust-opublikoval-processualnyj-kodeks-ob-administrativnyh-pravonarusheniiah.html

Минюст хочет обновить КоАП

Новый КоАП РФ состоит из 3 разделов:

Общая часть

Особенная часть

Субъекты административной юрисдикции

  • Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
  • Понятия административного правонарушения, его видов и ответственности за их совершение.
  • Виды административного наказания.
  • Отсрочка, рассрочка и приостановление исполнения наказания.
  • Ответственность лиц, не достигших совершеннолетия
  • Составы конкретных административных правонарушений.
  • Санкции за их совершение
  • Перечень субъектов, имеющих право возбуждать, пересматривать дела об административной ответственности.
  • Суды, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях

Среди значимых изменений:

  • Установление категории грубых административных правонарушений.

К ним отнесены правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, связанные с оборотом наркотиков, психотропных веществ, оружия, изготовлением порноматериалов, в которые вовлечены несовершеннолетние, и др.

  • Запрет одновременного привлечения к ответственности организации и ее должностного лица.

Он будет распространяться на одно и тоже правонарушение за исключением отдельных случаев, обозначенных в КоАП РФ.

  • Возможность замены штрафа предупреждением.

Назначить предупреждение вместо штрафа планируется тем, кто совершил правонарушение впервые, если оно не содержит отягчающих обстоятельств. Например, в текущей редакции КоАП РФ за мелкое хулиганство предусмотрен штраф 500-1 000 руб. или арест до 15 суток. Новая редакция кодекса расширяет перечень видов наказания, одним из которых является предупреждение.

  • Ужесточение ответственности за нарушения в сфере дорожного движения.

Например, за отказ от медосвидетельствования при подозрении на алкогольное опьянение, штраф составит 40 000 руб., а прав лишат на срок от 2 до 3 лет. Сейчас за это предусмотрены штраф 30 000 руб. и лишение прав от 1,5 до 2 лет.

Вступить в силу новый кодекс должен с 01.01.2020, сейчас он находится на стадии публичного обсуждения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

http://blogkadrovika.ru/minyust-razrabotal-proekt-novogo-koap/

Разработаны законопроекты, направленные на совершенствование законодательства об административных правонарушениях

Законопроекты подготовлены во исполнение поручения, данного Правительством Российской Федерации по результатам разработки концепции нового КоАП.

Проект нового КоАП предусматривает пересмотр и уточнение действующих норм Общей и Особенной частей КоАП, а также положений о субъектах административной юрисдикции.

В Общей части нового КоАП отражены общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, вопросы административной ответственности, назначения административных наказаний, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних.

В Особенную часть нового КоАП предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

При подготовке данной части проекта нового КоАП проанализированы многочисленные и не всегда обоснованные коррективы, внесенные в Особенную часть действующего КоАП, критически оценены санкции действующих норм Особенной части КоАП, исключены из санкций несопоставимые между собой виды, размеры и сроки альтернативных наказаний.

Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен на совершенствование положений, регламентирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях с учетом накопленного опыта правоприменения, на обеспечение оперативности производства по делам об административных правонарушениях за счет более широкого применения современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Читайте так же:  Как привлечь за нарушение тишины

http://minjust.ru/ru/novosti/razrabotany-zakonoproekty-napravlennye-na-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-ob

Проект нового Кодекса РФ об административных нарушениях

В Госдуму внесен проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях

В проекте Кодекса нашли отражение в том числе:

общие положения законодательства об административных правонарушениях;

правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

принципы административной ответственности;

перечень видов административного наказания и правила его назначения, перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;

правила производства по делам об административных правонарушениях.

В перечень видов административного наказания дополнительно включаются административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Устанавливается упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы за счет удержаний из заработной платы, стипендии, пенсии и иных периодических платежей, выплачиваемых физическому лицу, привлеченному к административной ответственности. В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа разработчиками предусмотрено дополнение Кодекса такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как обеспечительный арест имущества.

Также предлагается ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции. Для этого предусматриваются следующие механизмы, в том числе:

освобождение от административного наказания с возложением на лицо, которое ранее привлекалось к административной ответственности, обязанности обеспечить выполнение в установленный срок правил, за невыполнение которых оно привлечено к ответственности;

освобождение от ответственности за административные правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, лиц, заключивших с Банком России соглашения, предусматривающие возмещение вреда пострадавшим и др.

30 октября 2015 года по инициативе депутата А.А. Агеева в Госдуму был также внесен проект Федерального закона N 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности».

http://www.consultant.ru/law/doc/pr_koan/

Минюст обнародовал проект нового Кодекса об Административных Правонарушениях

Новый КоАП сократит число административных правонарушений.

«Законопроектом предлагается ввести в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуальный ‎кодекс РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие», — говорится в пояснительной записке к документу.

Новый КоАП сократит число административных правонарушений, в связи с чем после вступления в силу нового варианта Кодекса дела об административных правонарушениях, которые в нем не предусмотрены, должны быть прекращены.

Также с 1 января 2021 года не подлежат исполнению уже вынесенные решения о привлечении к административной ответственности за те правонарушения, которые не были включены в новый вариант КоАП, говорится в опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроекте о введении в действие нового КоАП.

Новый Кодекс об административных правонарушениях сократит предельный срок назначения обязательных работ.

«Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 часов в действующей редакции», — говорится в пояснительной записке к проекту КоАП.

При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов, одиноким родителям (или лицам их заменяющим), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, в том числе за ребенком-инвалидом.

Также данный вид административного наказания предлагается не назначать военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета, имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях.

Нововведения

Кроме того, проект нового КоАП предусматривает целый ряд нововведений.

Как говорится в пояснительной записке к проекту нового Кодекса, общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года. Кроме того, в новом варианте исключены верхний и нижний пределы административных штрафов — их размеры предлагается сохранить лишь в региональных законах об административных правонарушениях, то есть в разных регионах размеры штрафов могут быть разными (за исключением городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Будущий кодекс предполагает расширение возможности конфискации — она может быть распространена «не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений».

К административной ответственности смогут привлекать и за правонарушения, совершенные за пределами РФ «в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности».

Штрафы

Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (в который выведены процессуальные моменты привлечения к административной ответственности, в действующем КоАП они в одном кодексе с разделом о видах административных правонарушений — прим. ТАСС) значительно увеличивает виды штрафов, которые можно будет оплатить с дисконтом в 50%.

Если в действующем КоАП выплата половины штрафа возможна лишь по штрафам, назначенным по ряду статьей об административных правонарушениях в области дорожного движения, то новый кодекс дает такую возможность так же и «при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, , а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности». При выплате такого штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания штраф «может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа», говорится в пояснительной записке.

Читайте так же:  Жалоба на приставов удержание
Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушения ПДД

Наиболее известная глава КоАП РФ 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» стала 21 главой нового свода, который также пополнился тремя статьями.

Раньше в эту главу входили 42 статьи, в новой редакции КоАП будет 41 статья. По замыслу авторов проекта, в обновленном кодексе должны появиться три новые статьи. Так, статья 21.29 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предусматривает административное наказание для водителей, нарушивших правила более трех раз, за исключением тех случаев, когда их «поймали» системы фотовидеофиксации. По данной статье водитель может быть лишен прав на срок от года до 1,5 лет. Люди без водительских прав могут быть привлечены к штрафу в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Новая статья 21.30 «Опасное вождение» предусматривает наложение административного штрафа в 5 тысяч рублей. Еще одно нововведение в этой главе — статья 21.41 «Управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам». По первой части статьи на водителя может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей. Вторая часть предусматривает штраф от 20 до 30 тыс. рублей либо от 20 до 60 часов обязательных работ за такое повторное нарушение.

При этом из кодекса исключаются статьи 12.21.1 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», 12.21.3 «Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» а также 12.35 «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию».

Санкции за нарушение пожаробезопасности

Новый Кодекс об административных правонарушениях вводит наказание в виде приостановки работы объекта на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности.

Административный запрет деятельности на срок до 30 суток будет предусмотрен за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска. Речь идет о таких нарушениях, как неисправность источников противопожарного водоснабжения, автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения, противодымной защиты, а также несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

В нынешней редакции КоАП нет нормы, предусматривающей приостановление деятельности объекта за повторно выявленное нарушение пожарной безопасности. По действующим нормам пожарный инспектор может через суд приостановить работу объекта, но только в случае, если грубые нарушения пожарной безопасности не устранены на момент второй внеплановой проверки. Также в действующем КоАП не конкретизируются нарушения и не уточняются объекты, к которым может применяться данный вид административного наказания. Вместе с тем максимальный срок закрытия объекта сейчас составляет 90 суток.

В 2019 году законодательно было закреплено шесть категорий риска для объектов: чрезвычайно высокая, высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая. Для каждой из них определена периодичность проверок на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. К категории чрезвычайно высокого риска относятся социально значимые объекты с круглосуточным пребыванием людей. Высокий риск установлен для школ, вузов, училищ, театров, кинотеатров, крупных торгово-развлекательных центров, в которых одновременно могут находиться более 5000 человек. Торговые центры и другие объекты, на которых одновременно могут находиться более 1000 человек, подпадают под категорию значительного риска.

Ответственность за детский отдых

Новый российский Кодекс об административных правонарушениях вводит штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарных требований к организации детского отдыха.

Из проекта следует, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей, а также ухода и присмотра за ними на ИП может быть наложен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток. Действующий кодекс накладывает штраф только на должностных и юридических лиц.

Кроме того, в главе отсутствуют санкции за повторное нарушение санитарных требований.

Регионы должны будут привести местный КоАП в соответствие с новым федеральным до 1 января 2022 года. Кроме того, изменения в будущий КоАП и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях могут вноситься лишь при наличии отзывов правительства РФ.

http://guardinfo.online/2020/01/31/minyust-obnarodoval-proekt-novogo-kodeksa-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax/

Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

10 июня 2019 г. Правительством Российской Федерации опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проект который был внесен Минюстом России.

Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства об административных правонарушениях и призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса, не допустить избыточного государственного принуждения в сфере привлечения к административной ответственности как граждан, так и организаций.

Концепция предусматривает следующие нововведения.

1. С учетом того, что за прошедшие годы меры административной ответственности подверглись существенному ужесточению, предлагается на основе анализа правоприменительной практики оценить санкции действующих норм Особенной части КоАП на предмет их соразмерности и обоснованности.

Также предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства и существенно сократив предельный срок его применения. Административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя станет возможно только в судебном порядке.

2. В целях обеспечения профилактической направленности законодательства об административных правонарушениях планируется предусмотреть в качестве общего правила назначение гражданам за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств административного наказания в виде предупреждения. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.

Читайте так же:  Без срока давности открывая шкаф позора

3. В новом КоАП будут предусмотрены случаи и особенности освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнения административного наказания. Планируется рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации лица, неправомерно привлеченного к административной ответственности, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконным административным преследованием.

4. Предлагается усилить гарантии оказания квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, в частности, рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по делам, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста.

5. Будут определены особенности административной ответственности несовершеннолетних. К таким нарушителям могут быть применены меры воспитательного воздействия, а при назначении наказания должны учитываться условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.

6. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях будет осуществляться во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности. При конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности должны применяться только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.

7. Планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.

Будет исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.

Планируется предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.

8. Должен претерпеть изменения и процесс производства по делам об административных правонарушениях.

По аналогии с подходом, предложенным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нормы, регламентирующие внесудебные процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, будут выделены из КоАП, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции.

При этом нормы, регулирующие судопроизводство, будут помещены в процессуальное законодательство.

9. Новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.

Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности, будет носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.

Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в сферах дорожного движения и благоустройства территории, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.

Также представляется целесообразным предусмотреть возможность применения этого механизма помимо физических лиц и к иным субъектам административной ответственности.

http://minjust.ru/ru/novosti/opublikovana-koncepciya-novogo-kodeksa-rossiyskoy-federacii-ob-administrativnyh

Новый КоАП: что о нем известно

Правительство одобрило концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Она предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное.

«Концепция направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершённому правонарушению», – говорится в сообщении кабмина.

По словам Медведева, нынешнюю редакцию кодекса сложно применять на практике из-за того, что в него постоянно вносится большое количество изменений. «Это документ, который тяжело применять, и на него невозможно уже смотреть без слез», – говорил председатель правительства в апреле.

Сложноват. Сейчас пять больших разделов документа включают в себя 32 главы, которые содержат почти 1000 статей.

За время действия кодекса (с 1 июля 2002 года) поправки в него внесли больше 600 раз. При этом КоАП начали редактировать еще до того, как он вступил в силу – первый изменяющий его ФЗ президент Путин подписал 25 апреля 2002 года.

Еще немного цифр: с апреля 2003 года положения кодекса становились предметом рассмотрения судей Конституционного суда почти 800 раз. Конечно, не все жалобы на КоАП рассматривались на заседании КС, но решения по некоторым из них вынудили менять документ.

«Действующий КоАП – это, действительно, безобразие, которое может сравниться только с Уголовным кодексом», – считает Павел Крашенинников, председатель думского комитета по госстроительству и законодательству. По его словам, готовить новый КоАП нужно, но при этом нельзя забывать, что кодекс работает в увязке с остальным законодательством.

Пересмотр КоАП, по словам Крашенинникова, «тащит за собой многие другие вопросы», а потому нужна «комплексная ревизия» как «Административного», так и Уголовного кодексов.

Административный кодекс – это дополнительный инструмент. Базовые законы устанавливают права и обязанности, а КоАП и УК – ответственность за их нарушение и неисполнение. Это все находится в системе.

«Кодекс давно нуждается даже в замене. Потому что так много поправок, как вносится в КоАП, не вносится ни в один закон. Это говорит о его несовершенстве», – полагает первый зампред комитета Михаил Емельянов.

Общую часть КоАП «надо хорошенько сбалансировать», потому что там «много всяких сложностей», считает депутат Юрий Синельщиков. По его словам, новая концепция КоАП должна быть понятна не только для юристов, которые профессионально работают с кодексом, но и для рядовых граждан.

За исключением тех шести сотен правок, что в него внесли за 17 лет, Госдума рассматривала и проект масштабной реформы. Правда, несколько иного толка: если сейчас Кодекс хотят пересмотреть концептуально, то тогда в него вносились хоть и масштабные, но поправки.

Ту версию КоАП внесли в ГД в декабре 2015 года, но она подверглась критике еще на этапе разработки. Эксперты и бизнес-сообщество назвали характер нового кодекса «карательным», поскольку он существенно увеличивал размеры санкций по некоторым статьям, а также вводил такую меру административного наказания, как ликвидация юридического лица.

Читайте так же:  Приостановление срока давности привлечения к уголовной ответственности

Активное обсуждение законопроекта закончилось в 2016 году, с тех пор он пролежал в Госдуме еще полтора года, только в июле 2018 года его отклонили в первом чтении.

Согласно распоряжению Дмитрия Медведева, концепция нового кодекса об административных правонарушениях должна была быть готова к 1 июня 2019 года. В итоге ее одобрили 5 июня, но текст пока не показали – это произойдет позже, но пока неизвестно, когда именно.

Минюст и Минэкономразвития. Помимо этих ведомств в работе принимает участие межведомственная рабочая группа в составе из 26 человек. В течение апреля – мая состоялось шесть заседаний этой рабочей группы. В нее входят:

  • Константин Чуйченко, руководитель аппарата правительства (он же возглавит рабочую группу).
  • Алексей Алешин, руководитель Ростехнадзора.
  • Дмитрий Аристов, директор ФССП.
  • Роман Артюхин, глава Федерального казначейства.
  • Анатолий Бондар, председатель Второго кассационного суда общей юрисдикции.
  • Вячеслав Витушкин, директор Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ.
  • Дмитрий Жуйков, директор департамента обеспечения законопроектной деятельности правительства.
  • Артур Завалунов, начальник правового управления Генпрокуратуры.
  • Игорь Зубов, статс-секретарь МВД.
  • Анатолий Кирин, референт государственно-правового управления президента.
  • Андрей Клишас, глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству.
  • Виктор Момотов, судья Верховного суда и глава Совета судей.
  • Денис Новак, замминистра юстиции.
  • Константин Парфенов, директор правового департамента правительства.
  • Сергей Пузыревский, замруководителя ФАС.
  • Михаил Федотов, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ).
  • Савва Шипов, замминистра экономического развития.

http://pravo.ru/story/210658/

Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: лучше поздно, чем никогда

Первый из них сразу же стянул на себя всё внимание предложениями драконовских мер по отношению к нарушителям правил дорожного движения, что оставило за скобками как остальные его положения, так и нововведения, предлагаемые его процессуальным собратом.

В очередном повышении штрафов ничего удивительного нет. После того, как председатель Мосгордумы Шапошников, ранее ничем примечательным, кроме матерной брани во время заседания не отметившийся, предложил ввести уголовное наказание за неоднократное превышение скорости, увеличенные штрафы могут показаться меньшим из зол. К тому же за время принятия законопроекта тарифы для нарушителей наверняка снизят.

Разработка проекта процессуального КоАП существенных угроз для подведомственных ему граждан не несёт. Более того, проект, на мой беглый взгляд, весьма неплох и призван облегчить труд юристов-административщиков.

Во-первых, само по себе предстоящее выделение процессуальных норм, на сегодня неоднородно намешанных с материальными, видится удобным для работы.

Во-вторых, кодекс написан достаточно внятным языком и хорошо упорядочен: его структура схожа со структурой иных процессуальных кодексов и, при этом, вполне соответствует этапам прохождения административного дела от события административного правонарушения через рассмотрения дела уполномоченным органом и судами разных инстанций, к исполнению наказания.

В-третьих, содержание и последовательность процессуальных действий в нём разъяснены весьма подробно, что особенно полезно для специалистов, работающих в сфере административных правонарушений на нерегулярной основе, к которым относится и автор этой заметки.

Во многом, проект процессуального КоАП закрепляет и сложившуюся правоприменительную практику, а также консолидирует в один документ те положения, которые на сегодня содержатся не только в КоАП, но и в целом ряде иных документов, что на сегодня не слишком удобно для работы.

Например, сразу бросаются в глаза нормы, предписывающие фиксировать каждое процессуальное действие соответствующим протоколом с подробным указанием на порядок его составления.

Важной положительной новеллой представляется нормы ст. 2.16., в силу которой к участию в деле в качестве понятого не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела.

Отрадно видеть в проекте текста и норму статьи 1.18., в силу которой при прекращении производства по делу в отсутствие состава или события правонарушения в качестве судебных издержек все расходы, включая оплату услуг представителя, подлежат возмещению за счёт бюджета, а также ст. 1.4., предписывающую возмещать моральный вред в таких случаях.

Весьма удобным для участников процесса видится и появление примечаний, указывающих на то, какие процессуальные нарушения являются существенными, и указание на необходимость возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу в случаях таких нарушений.

Не обошлось и без недостатков. Попытка привнести в кодекс элемент состязательности до конца не доведена. Равенство прав участников производства по делу прописано достаточно подробно, однако участие представителей органов, возбудивших дело об административном правонарушении, в его дальнейшем рассмотрении, по общему правилу не будет являться обязательным. При этом провозглашённый Ольгой Егоровой неофициальный принцип: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу», надо полагать, будет действовать и далее и, соответственно, именно недобросовестные представители госорганов будут избегать походов в суд.

Встречаются и иные шероховатости. Например, ст. 1.15 «Процессуальные сроки» устанавливает, что в срок, определяемый днями, включаются только рабочие дни, а упоминаний о сроках, исчисляемых сутками, не содержит вовсе, однако далее по тексту некоторые сроки исчисляются сутками без каких-либо пояснений.

Другим курьёзом видится упоминание такого вида доказательств, как киносъёмка без указания на её отличия от видеозаписи, которая также упоминается как совместно с киносъёмкой, так и отдельно от оной.

В общем и целом, с правовой точки зрения проект процессуального КоАП представляется документом, необходимость принятия которого давно назрела. Остаётся пожелать, чтобы он не был безнадёжно испорчен законодателями и без лишних проволочек обрёл законную силу.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://zakon.ru/Blogs/proekt_processualnogo_kodeksa_rossijskoj_federacii_ob_administrativnyh_pravonarusheniyah_luchshe_poz/81868

Проект кодекса об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here