Производство по делам об административном праве

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Производство по делам об административном праве". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

  • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
    • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
    • Статья 24.4. Ходатайства
    • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 24.6. Прокурорский надзор
    • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.2. Потерпевший
    • Статья 25.3. Законные представители физического лица
    • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
    • Статья 25.5. Защитник и представитель
    • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    • Статья 25.6. Свидетель
    • Статья 25.7. Понятой
    • Статья 25.8. Специалист
    • Статья 25.9. Эксперт
    • Статья 25.10. Переводчик
    • Статья 25.11. Прокурор
    • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
    • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.2. Доказательства
    • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Статья 26.4. Экспертиза
    • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
    • Статья 26.6. Вещественные доказательства
    • Статья 26.7. Документы
    • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
    • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.10. Истребование сведений
    • Статья 26.11. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
    • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    • Статья 27.2. Доставление
    • Статья 27.3. Административное задержание
    • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
    • Статья 27.5. Сроки административного задержания
    • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
    • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
    • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
    • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
    • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
    • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.15. Привод
    • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
    • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
    • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
    • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
    • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
    • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
    • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
    • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
    • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
    • Статья 28.7. Административное расследование
    • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
    • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
    • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
    • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
    • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
    • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
    • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
    • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
    • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
    • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
    • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
    • Статья 30.11 (утратила силу)
    • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
Читайте так же:  Срок исковой давности в россии
>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12125267/172a6d689833ce3e42dc0a8a7b3cddf9/

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

1. Анализ правил ст. 24.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное определение задач производства по делу об административном правонарушении;

2) эти задачи изложены исчерпывающим образом;

3) правила ст. 24.1 конкретизируют (применительно к производству по делу об административном правонарушении) общие задачи законодательства об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.2).

2. К задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся:

1) полное и всестороннее выяснение обстоятельств дела. Это означает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, представителей, защитников, свидетелей, понятых и т.д., см. о них коммент. к ст. 25.1, 25.10), дать им оценку, исключить противоречия, произвести иные действия с целью полноты исследования всех обстоятельств;

2) объективное выяснение обстоятельств по делу. Судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело, руководствуются исключительно законом и непредвзяты при анализе всех обстоятельств. Должно быть исключено любое давление на них (в т.ч. вышестоящих должностных лиц, родственников, знакомых, свидетелей). Этому способствуют также открытый характер рассмотрения дел об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 24.3), прокурорский надзор за рассмотрением дела (если только оно не рассматривается судьей, см. коммент. к ст. 24.6), возможность заявления отводов лицам, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается (см. коммент. к ст. 25.13), равенство участников производства по делу;

3) своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Судья, орган, должностное лицо обязаны избежать волокиты, стремиться к наиболее быстрому (не в ущерб качеству) рассмотрению дела, исключить нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП;

4) разрешение дела в соответствии с законом. Иначе говоря, постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.1, 1.3). В противном случае постановление может быть отменено (см. коммент. к ст. 2.9, 24.5, 30.7). О практике КС, связанной с применением ст. 24.1 см. его определение от 21.12.06 N 556-О.

3. Производство по делу об административном правонарушении (хотя это выходит за рамки рассмотрения дела) также призвано:

1) обеспечить исполнение постановления, вынесенного по делу. При этом речь идет:

а) о принятии мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. о них коммент. к ст. 27.1, 27.15);

б) об исполнении постановлений по делам об административном правонарушении, вступивших в законную силу (в т.ч. и с учетом особенностей исполнения отдельных видов административного наказания, см. коммент. к ст. 31.1, 32.11);

Читайте так же:  Обжалование постановления ростехнадзора об административном правонарушении

2) выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Одной из целей административного наказания выступает предупреждение новых административных правонарушений (см. коммент. к ст. 3.1). Кроме того, судья, орган, должностное лицо вправе выносить представление об устранении упомянутых причин и условий (см. коммент. к ст. 29.13).

http://base.garant.ru/5872064/8530c1b1eaf7afb5b2b7c95da3ae5a95/

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №11. Производство по делам об административных правонарушениях

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Кто может привлечь виновного к административной ответственности;

2. Как рассматриваются дела об административных правонарушениях;

Глоссарий по теме:

Доказательства – любые фактические данные, на основании которых суд, орган либо должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения.

Доставление – принудительное препровождение человека в целях составления протокола об административном правонарушении, если невозможно его составить на месте совершения административного правонарушения.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица.

Ходатайство – официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье.

Отвод – отстранение от участия в судебном процессе судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.

Ключевые слова: Административное задержание; доставление; доказательства; ходатайство; отвод.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр. 24-38.

На уроке мы узнаем, кто может привлечь виновного к административной ответственности. Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов административного судопроизводства.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью защитника;
  • присутствовать при рассмотрении дела;
  • обжаловать постановления (решения) по делу.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают

  • доставление,
  • административное задержание,
  • личный досмотр,
  • досмотр вещей, находящихся при физическом лице,
  • досмотр транспортного средства,
  • осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов,
  • изъятие вещей и документов,
  • отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения,
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения,
  • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации,
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей,
  • привод,
  • временный запрет деятельности.

Административные дела рассматриваются:

1. Судьи районных судов и мировые судьи. Основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей.

2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. На территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;

3. Органы федеральной инспекции труда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;

4. Органы внутренних дел. Рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

2. акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

Читайте так же:  Срок давности списания налоговой задолженности

3. ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

1. аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите принципы производства по делам об административных правонарушениях с их содержанием.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Видео (кликните для воспроизведения).

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4889/conspect/

Понятие, стадии и виды производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2. Разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3. Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4. Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Виды:

В зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют обычное, упрощенное и особое производство по делам об административных правонарушениях. Обычное производство является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнении всех иных предусмотренных КоАП РФ процедурно-процессуальных действий по разрешению кон­кретного дела по существу.

Упрощенное производство — это ме­ханизм привлечения к административной ответственности без составления протокола, проведения административного рассле­дования и иных формальных процедур (так называемый «штраф на месте» либо предупреждение), когда при совершении мало­значительного административного правонарушения привлека­емое к ответственности лицо не оспаривает наличие события правонарушения, признает свою вину и согласно с налагаемым на него административным наказанием. А особое производство характеризуется неким специальным (усложненным) порядком привлечения к административной ответственности, отличным от его обычной процедуры (например, производство в отноше­нии несовершеннолетних).

В зависимости от того, каким органом оно осуществляется (точнее — кем рассматривается дело), производство по делам об административных правонарушениях делится на коллегиальное и единоначальное. Так, в частности, при рассмотрении дела кол­легиальным органом (например, административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних) в обязательном порядке ведется протокол заседания, а важнейшие вопросы ре­шаются коллегиально, т. е. всеми участниками по большинству голосов. Отсутствие кворума усложняет принятие решения по делу и препятствует дальнейшему признанию данного решения правомерным, чего нет при единоличном рассмотрении дела, когда и протокол зачастую (в силу закона) не ведется.

Классифицировать производство по делам об административ­ных правонарушениях можно и в зависимости от инстанции его проведения: производство в органе административной юрисдикции первой инстанции и производство в органе административнои юрисдикции второй инстанции (в случае обжалования или опротестования ранее принятого решения), хотя этот критерий классификации и является факультативным.

Участники:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью защитника; присутствовать при рассмотрении дела; обжаловать постановления (решения) по делу.

2. Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью представителя; обжаловать постановления по делу и др.

3. Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

4. Законные представители юридического лица — субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда административные дела

5. Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

6. Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

7. Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

8. Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

9. Специалист — любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

10. Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

11. Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9653 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/16_72878_ponyatie-stadii-i-vidi-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-uchastniki-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (ДАП) регламентируется разделом 4 КоАП РФ.

В разделе 3 КоАП РФ определен круг органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонару­шениях.Дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются: судьями (мировыми судьями); комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; а также феде­ральными органами исполнительной власти, их учреждениями, струк­турными подразделениями и территориальными органами (например, органами по контролю оборота наркотиков). Дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рас­сматриваются в пределах своих полномочий также административны­ми комиссиями и иными коллегиальными органами субъектов РФ.

По делу об административном правонарушенииподлежат выясне­нию следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за кото­рое предусмотрена административная ответственность; его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответ­ственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по ДАП; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и усло­вия совершения административного правонарушения.

Глава 27 КоАП РФ регламентирует применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,то есть специальные меры, применяемые должностными лицами, уполно­моченными на рассмотрение ДАП в целях их пресечения, установле­ния личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, а также обеспечения своевременного и пра­вильного рассмотрения ДАП и исполнения принятого по делу поста­новления. К числу этих мер статья 27.1 КоАП РФ относит: доставление; административное задержание (по общему правилу не дольше 3 часов); личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящих­ся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъя­тие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный за­прет деятельности (на срок до рассмотрения дела судом, но не свыше 5 суток).

Производство по делам об административных правонарушенияхсостоит из следующих стадий (рис. 6.1): возбуждение дела; админист­ративное расследование; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления; обжалование и опротестование постановления; испол­нение административного взыскания.

Возбуждениедела об административном правонарушенииосу­ществляется уполномоченным должностным лицом при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента: составления первого протокола о применении мер обес­печения производства по ДАП; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении ДАП; вынесения определения о возбуждении ДАП при необходимости проведения административного расследования; оформ­ления предупреждения или наложения (взимания) административ­ного штрафа на месте совершения административного правонаруше­ния в случае, если протокол не составляется.

Рис. 6.1. Производство по делам об административных правонарушениях

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения ДАП прокурором (ст. 28.4) или назначения административного наказания без составле­ния протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Круг должностных лиц, упол­номоченных составлять протоколы об административных правонару­шениях, определен статьей 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола участникам административного производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в самом протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, право представлять объяснения и замечания по его со­держанию. Протокол об административном правонарушении подпи­сывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП. В случае их отказа от подписания об этом делается соответствующая запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, а также потерпевшему по их просьбе вручается ко­пия протокола.

Протокол об административном правонарушении составляется не­медленно после выявления его совершения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физиче­ском или юридическом лице, в отношении которых возбуждается ДАП, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления. В слу­чае проведения административного расследования протокол об адми­нистративном правонарушении составляется по окончании расследо­вания. Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать ДАП, втечение суток с момента состав­ления протокола (вынесения постановления). Протокол (или поста­новление прокурора) об административном правонарушении, совер­шение которого влечет административный арест, передается на рас­смотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Читайте так же:  Постановление по административному делу можно обжаловать

Проведение административного расследованияпредусмотрено статьей 28.7 КоАП РФ в отношении административных правонаруше­ний в области антимонопольного, налогового, таможенного, природо­охранного законодательства, законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции и др., требующих проведения экспертизы или иных процессуаль­ных действий, связанных со значительными временными затратами. Решение о проведении административного расследования принимает­ся немедленно после выявления факта совершения административно­го правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Срок проведения административного расследования не может пре­вышать 1 месяца с момента возбуждения ДАП. В исключительных слу­чаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. По окончании административного рас­следования составляется протокол об административном правонару­шении либо выносится постановление о прекращении ДАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается по существув 15-дневный срок со дня получения протокола и других ма­териалов дела. В случае поступления ходатайств либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела мо­жет быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем выносится мотиви­рованное определение. ДАП, совершение которого влечет администра­тивный арест, рассматривается в день получения протокола об админи­стративном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента задержания.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслу­шиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, пока­зания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела выносится постановлениео на­значении административного наказания либо прекращении производ­ства по делу, в котором указывается: должность, фамилия, имя, отчест­во судьи (должностного лица), наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; све­дения о лице, в отношении которого оно рассматривается; обстоятель­ства, установленные при его рассмотрении; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административно­го наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущер­ба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным ли­цам в течение 3 дней со дня вынесения.

Постановление по ДАП может быть обжалованов 10-дневный срок в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, а постанов­ление по ДАП, совершенному юридическим лицом или частным пред­принимателем, — в арбитражный суд. Поданная жалоба подлежит рас­смотрению в течение 10 дней со дня ее поступления. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает ад­министративный арест, то его жалоба будет рассмотрена в течение су­ток с момента подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следую­щих решений:

♦ об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовле­творения;

♦ об изменении постановления по ДАП, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается по­ложение лица, в отношении которого оно вынесено;

♦ об отмене постановления и прекращении производства по делу;

♦ об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотре­ние или направлении на рассмотрение по подведомственности.

Решение по жалобе на постановление по ДАП оглашается немед­ленно после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток вручается лицу (его законному представителю), в отношении которого оно выне­сено, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об администра­тивном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), ис­полняющего постановление, а также лица, в отношении которого выне­сено решение, и потерпевшего в день вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении, а также решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть опро­тестованы прокурором.При этом право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление по ДАП, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов принадлежит прокуро­рам субъектов РФ (их заместителям), а также Генеральному прокуро­ру РФ (его заместителям). Пересмотр вступивших в законную силу по­становлений по ДАП и решений по результатам рассмотрения жалоб ипротестов производится председателями судов субъектов РФ (их заместителями), а также Председателем Верховного Суда РФ (его за­местителями). Вступившие в законную силу постановление по ДАП в отношении юридических лиц и частных предпринимателей, а также ре­шения по результатам рассмотрения поданных на них жалоб пересмат­риваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по ДАП приводится в исполнениеуполномоченны­ми на то органами и должностными лицами в порядке, установленном главами 31 и 32 КоАП РФ, другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. При этом не приведенное в исполнение в течение года со дня вступле­ния в законную силу постановление о ДАП исполнению не подлежит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/10_50999_proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Производство по делам об административном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here