Процессуальный порядок рассмотрения административных дел

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Процессуальный порядок рассмотрения административных дел". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29.7 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса внесены изменения

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных правоотношений.

В делах, возникающих из административно-правовых отношений, спор возникает между органами власти (должностными лицами) и гражданами.

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.

К данному судопроизводству отнесены дела:

1) о защите избирательного права граждан;

2) об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания;

3) об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда;

4) об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений:

1) дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено федеральным законом;

2) дела данной категории не могут быть рассмотрены в отсутствие ответчика;

3) при рассмотрении и разрешении дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

4) при рассмотрении и разрешении дел суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица;

5) суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

6) обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд;

7) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или, соответственно, органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства.

Решение суда по делу, возникшему из административно-правовых отношений, должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям закона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9019 —

Читайте так же:  Ответственность за оскорбления в социальных сетях
| 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (действующая редакция)

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29.7 КоАП РФ

1. Обязательное участие лица, в отношении которого ведется производство делу, предусмотрено при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (об административных правонарушениях, влекущих назначение указанных административных наказаний, см. соответственно комментарии к ст. 32.8, 32.9). При рассмотрении дела обязательно также участие законных представителей физического лица в случаях, предусмотренных ч. 1, 5 ст. 25.3 КоАП. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются сведения о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Участие других лиц в рассмотрении дела может зависеть от осуществляемых по делу процессуальных действий, предусмотренных КоАП, например экспертизы, либо обусловлено решением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, которые вправе признать обязательным их присутствие.

2. О статусе законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в производстве по делу об административном правонарушении см. соответственно комментарии к ст. 25.3 — 25.5.

В случаях отсутствия физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, в том числе и отсутствия, обусловленного неявкой без уважительной причины, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц в тех случаях, если их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. В иных случаях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП, выносят определение о приводе указанных лиц.

3. О протоколе об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.2, об иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6. К иным доказательствам, которые исследуются при рассмотрении дела и не указаны в ч. 2 комментируемой статьи, относятся документы, в том числе и являющиеся вещественными доказательствами, а также показания специальных технических средств (см. комментарии к ст. 26.7, 26.8).

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ — Шпаргалка – Гражданское процессуальное право

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных правоотношений.

В делах, возникающих из административно-правовых отношений, спор возникает между органами власти (должностными лицами) и гражданами.

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

К данному судопроизводству отнесены дела:

1) о защите избирательного права граждан;

2) об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания;

3) об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда;

4) об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Видео (кликните для воспроизведения).

1) дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено федеральным законом;

Читайте так же:  Где должен составляться протокол об административном правонарушении

2) дела данной категории не могут быть рассмотрены в отсутствие ответчика;

3) при рассмотрении и разрешении дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

4) при рассмотрении и разрешении дел суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица;

5) суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

6) обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд;

7) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или, соответственно, органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства.

Решение суда по делу, возникшему из административно-правовых отношений, должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям закона.

62. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Читайте так же:  Административное наказание за утерю паспорта в кыргызстане

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов срок давности

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Основные процессуальные правила рассмотрения административных дел в сфере государственного управления

В сфере государственного управления органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также иные предусмотренные законодательством субъекты (например, судьи) разрешают широкий круг весьма различающихся по содержанию индивидуально-конкретных дел. Естественно, это в известной степени усложняет задачу обеспечения надлежащего процессуального регулирования порядка их рассмотрения, хотя и не является препятствием для определения и соответствующей группировки, правил, которые распространяются на все производства, в совокупности образующие административный процесс.

Современное российское законодательство не располагает единым нормативным юридическим актом, который бы содержал прежде всего общие административно-процессуальные правила, регулирующие основы различных вариантов рассмотрения соответствующих категорий индивидуально-конкретных дел.

В литературе справедливо отмечается, что «принципиально важные управленческие процессуальные формы, характеризующиеся особым содержанием, назначением и ролью в управленческой практике и влекущие серьезные последствия, государство обязано регламентировать в своих законодательных актах (например, подготовка, издание и исполнение административного акта; вступление в силу и государственная регистрация нормативных правовых актов управления. »

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Здесь следует только отметить некоторую неточность, связанную с нормативным актом государственного управления. На мой взгляд, в административном процессе реально существует урегулированное законодательством производство по принятию нормативных актов государственного управления. Следовательно, упомянутое в цитате «вступление в силу и государственная регистрация нормативных правовых актов» есть не что иное, как заключительная стадия упомянутого производства, которая в отрыве от предшествующих стадий этого производства самостоятельного значения не имеет.

Нельзя не согласиться с мнением о том, что «с фактической стороны действительное отождествление деятельности по управлению с процессуальной оправдано. Однако действующее Российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. К тому же существующий нормативно-правовой материал, позволяющий объединить любые управленческие действия под эгидой административного процесса, крайне разрознен . Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что прочных оснований для широкого понимания административного процесса не имеется, а административно-процессуальное законодательство в совершенном и универсальном виде отсутствует».

Действительно, административно-процессуальное законодательство еще во многом несовершенно, оно далеко не в полной мере соответствует современным требованиям. Однако это не может и не должно препятствовать научным разработкам всего комплекса проблем регулирования административного процесса, понимаемого именно в широком, «управленческом» смысле. В противном случае предстоит ожидать, когда все должным образом образуется и можно будет констатировать, что есть такое законодательство.

Между тем к активным научным поискам существует серьезнейший юридический стимул, закрепленный, так сказать, на самом высоком законодательном уровне, а именно: в Конституции Российской Федерации. Как известно, впервые в отечественной истории Конституции РФ в п. «к» ст. 72 к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено «административное и административно-процессуальное законодательство». Это, прямо скажем, беспрецедентный факт!

Два принципиальных соображения на этот счет. Во-первых, нет необходимости доказывать, что это положение Конституции РФ распространяется на всю сферу государственного управления в целом, а не на какую-то ее часть, следовательно, охватывает все проявления административного процесса, все его производства, в том числе ряд новых производств, уже получивших определенное законодательное закрепление в последние годы. Само собой разумеется, что положение п. «к» ст. 72 Конституции РФ охватывает сферу «юрисдикционного» административного процесса, располагающегося в том же правовом поле, что и процесс «управленческий», включающий в себя, как известно, и «юрисдикционные» производства.

Во-вторых, закрепление «в одной связке» материального и процессуального административного законодательства однозначно определяет социальную роль процессуального административного законодательства: обеспечивать реализацию всего массива материального административного права, а не какой-либо его части, скажем, материального института административной ответственности. Думаю, что приведенное конституционное положение является совершенно необходимой правовой основой для весьма кардинальных научных и практических выводов административно-процессуального характера.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

С моей точки зрения, существующие административно-процессуальные нормы с учетом федеративной структуры государственного управления могут быть сведены в несколько последовательно располагающихся групп.

Первую группу составляют административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса всех составляющих его производств. О них уже говорилось в предыдущем параграфе монографии.

Ко второй группе следует отнести административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников административного процесса.

Помимо правил, устанавливающих в целом круг участников административного процесса, сюда необходимо отнести нормы, определяющие важнейшие стороны административно-процессуальной правосубъектности, а именно:

а) нормы, регулирующие предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных разрешать административные дела. В первую очередь имеются в виду органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Примером может служить положение Указа Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому Министерство Российской Федерации определяется как «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов государственной власти», т. е. государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и др.;

«Рассмотрение обращений граждан является служебной обязанностью руководителей федеральных органов, которые несут личную ответственность за организацию работы по рассмотрению обращений граждан и их приему» — говорится в п. 2 «Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации», утвержденной приказом ФАПСИ от 27 марта 2000 г.

Читайте так же:  Административное наказание за употребление наркотических веществ

По запросам заинтересованных физических лиц и организаций учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязано предоставлять за плату либо бесплатно информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в случаях и порядке, установленным законодательством Российской Федерации;

в) нормы, устанавливающие порядок участия в процессе свидетелей, экспертов, специалистов и других лиц, для которых это участие является необходимым. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. «Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники» предусмотрен конкурсный отбор представленных работ, проведение их экспертизы, организация которой входит в обязанности Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Нормы Кодекса РСФСР об административных правонарушениях определяют круг органов исполнительной власти, их должностных лиц, правомочных налагать административные взыскания; возраст, иные обстоятельства, связанные с признанием административно-процессуальной правосубъектности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелей, потерпевших, представителей общественности и т. д.

Третья группа административно-процессуальных норм регулирует начальную стадию административного процесса — возбуждение (в широком смысле слова) соответствующего производства. В эту группу следует отнести:

а) нормы, устанавливающие порядок возбуждения производства по делу, определение ситуаций, при наличии которых орган исполнительной власти, должностное лицо обязаны начать производство, а также случаи возбуждения дела по инициативе другой стороны. Наиболее известные в этом плане административно-процессуальные нормы содержатся, например, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Однако, помимо КоАП, к административной ответственности оказывается можно привлекать и на основе «Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 7 июня 1999 г.

Во многих случаях то или иное производство инициируется гражданином либо иным субъектом, обратившимся в соответствующий орган исполнительной власти, как это предусмотрено, например, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) нормы, определяющие место и время разбирательства дела, надлежащее оформление вызова заинтересованных участников, последствия неявки лица по вызову органа исполнительной власти;

в) нормы, предусматривающие основания возбуждения административного дела, порядок представления и оценки доказательств по делу;

г) нормы, предусматривающие основные условия рассмотрения административных дел в коллегиальном и единоличном порядке;

д) нормы, устанавливающие обязанность выяснения фактических обстоятельств дела, порядок заслушивания сторон, показаний свидетелей, экспертов, осмотра и ознакомления с документами и т. д.;

е) нормы, предусматривающие условия, при которых может последовать приостановление производства по делу или его прекращение, например, в случае выявившейся недееспособности стороны, пропуска установленного законом срока и т. д.;

ж) правила оформления протокола, в котором должны быть отражены все существенные обстоятельства, имеющие отношение к процедуре рассмотрения дела и его последующему решению.

Четвертая группа административно-процессуальных правил имеет своим назначением регулирование порядка вынесения постановления по административному делу. В нее входят:

а) нормы, устанавливающие основания вынесения постановления по административному делу. По общему правилу, они должны быть изложены в мотивировочной части постановления, где указываются нормы материального права, подлежащие применению, доказательства, послужившие основанием для вынесения постановления;

б) нормы, определяющие сроки вынесения постановления. Обычно сроки определяются нормативными юридическими актами применительно к различным категориям дел, а также к обращающимся лицам;

в) нормы, регламентирующие порядок вынесения постановления, его оформление, вручение заинтересованным лицам. Довольно подробно этот комплекс вопросов регулируется нашим законодательством, например, в производстве по делам об административных правонарушениях;

г) нормы, определяющие условия, связанные с необходимостью внесения изменений и дополнений в принятое по делу постановление, а также его отмены органом, принявшим данное постановление. Подобного рода коррективы вносятся органом, разрешившим дело, по его инициативе либо на основании мотивированного заявления заинтересованной стороны, причем коррективы не могут иметь места, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы граждан или других субъектов.

Пятую группу административно-процессуальных норм составляют нормы, регулирующие порядок исполнения постановления, принятого по административному делу. Здесь прежде всего определяются общие условия, порядок и сроки вступления постановления в законную силу, а также сроки исполнения принятого по делу постановления. Укажу на некоторые акты, содержащие нормы данной группы: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, приказ МВД Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности» и др.

К шестой группе необходимо отнести административно-процессуальные правила, регулирующие заключительную стадию административного процесса, могущую быть факультативной, — стадию обжалования или опротестования постановления, вынесенного по административному делу. Подобного рода нормы содержатся в ряде федеральных законов и других актов. К ним относятся: Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», приказ Федеральной миграционной службы от 24 февраля 2000 г. «Об утверждении Положения об Апелляционной комиссии ФМС России».

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотренные группы норм административно-процессуального права регулируют основные стороны административного процесса и составляющих его производств. Вместе с тем существует много иных административных правил, регулирующих, например, порядок отмены постановления органа исполнительной власти вышестоящим органом данной системы и т. д.

Источники

Процессуальный порядок рассмотрения административных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here