Процессуальный статус потерпевшего в административном праве

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Процессуальный статус потерпевшего в административном праве". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 63. Права и обязанности потерпевшего по делу об административном правонарушении

Статья 63. Права и обязанности потерпевшего по делу об административном правонарушении

1. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, а также приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

3. Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля.

>
Участие законных представителей в производстве по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс Орловской области от 7 декабря 1999 г. N 133-ОЗ «Об административных правонарушениях» (принят областным Советом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/28507874/e4cb1d749a5d7ca9aa116ad348095073/

Статья 25.2. Потерпевший

1. В ч. 1 ст. 25.2 дается легальное (но только для целей КоАП) определение потерпевшего от административного правонарушения. Им является:

1) физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель, должностное лицо, см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридическое лицо (независимо от того, является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией, российским или иностранным юридическим лицом и т.д.).

В практике возникает вопрос: могут ли быть признаны потерпевшими госорганы Российской Федерации, ее субъекты, муниципальные образования? К сожалению, в ст. 25.2 налицо пробел. Его следует восполнить, а Верховному Суду РФ, ВАС РФ целесообразно определить свою позицию по данному вопросу;

3) лицо, которому причинен:

а) физический вред (например, вред здоровью гражданина);

б) моральный вред (он может быть причинен лишь физическому лицу, ст. 151, 1099, 1101 ГК);

в) имущественный вред (он может быть причинен как физическому лицу, так и юридическому, например, уничтожено транспортное средство организации).

2. Анализ правил ч. 2-4 ст. 25.2 показывает, что:

1) объем процессуальных прав потерпевшего практически такой же, как и у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1). Есть только одно отличие: потерпевший вправе пользоваться юридической помощью лишь представителя, в то время как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользуется юридической помощью защитника (см. коммент. к ст. 25.5);

2) правила о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении потерпевшего также в целом совпадают с аналогичными правилами, установленными для упомянутых выше лиц. Тем не менее есть и отличия:

а) судья, орган, должностное лицо не вправе признавать присутствие потерпевшего при рассмотрении дела обязательным;

б) не установлено и случаев, когда присутствие потерпевшего признается обязательным в законодательном порядке;

3) потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6, т.е. как свидетель. В практике возникают вопросы:

применяются ли к потерпевшему правила ч. 3 ст. 25.6 (о том, что человек вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников)? Да, ибо это соответствует правилам ст. 51 Конституции РФ;

предупреждается ли потерпевший об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? Нет, не предупреждается, ибо, хотя он не вправе давать заведомо ложные показания (в этом его отличие от процессуального положения лица, в отношении которого ведется производство по делу), в ст. 17.5 административная ответственность за это не предусмотрена;

наступает ли административная ответственность за отказ или уклонение от участия в разбирательстве дела, дачи показаний при рассмотрении дела об административном правонарушении? Систематическое толкование ст. 25.2 и ст. 17.9 (см. коммент.) не позволяет ответить на этот вопрос положительно.

http://base.garant.ru/5872064/7f0762447f5457e0ca3b7fc5dfe1175f/

Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении является:

— физическое или юридическое лицо;

— лицо, которому административным правонарушением причинен вред:

физический, т.е. вред здоровью;

имущественный, т.е. материальный вред, подлежащий денежной оценке — убытки (ст. 15 ГК РФ);

моральный вред, т.е. физические и нравственные страдания (ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ).

В результате административного правонарушения потерпевшему может быть причинен как один из видов вреда, так и несколько.

2. Правовой статус потерпевшего характеризуется наличием следующих прав:

— знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;

— заявлять ходатайства и отводы;

— пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу;

Читайте так же:  Цели наказания в административном праве

— пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Таким образом объем процессуальных прав потерпевшего не ограничен и сопоставим с объемом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Что касается обязанностей потерпевшего, то они также носят общий процессуальный характер, в частности, потерпевший обязан:

— соблюдать порядок при рассмотрении дела об административном правонарушении;

— являться по вызову судьи, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, и давать показания как свидетель в порядке ст. 25.6 КоАП РФ;

— не злоупотреблять своими процессуальными правами при рассмотрении дела;

— не нарушать права иных лиц, участвующих в деле, и т.д.

3. Потерпевший является обязательным участником рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем в его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях:

— если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;

— либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

http://stkoaprf.ru/25-2

Административно-процессуальное право

Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях

Основные положения, связанные со статусом потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, содержатся в ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Потерпевший»). Они сформулированы следующим образом:

«1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 настоящего Кодекса».

Последнее означает, что он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

При этом потерпевший вправе:

  • не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников 1 В статье 25.6 КоАП РФ под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. ;
  • давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если потерпевший не достиг возраста четырнадцати лет, при его опросе обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного представителя.

Защитник и представитель потерпевшего. Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях предусматривает, таким образом, возможность защиты его прав законными представителями. Эта возможность предоставлена как физическим, так и юридическим лицам.

Статья 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Законные представители физического лица») устанавливает, что защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют его законные представители 2 Представлять другое лицо в защите его прав могут лица, которые осуществляют данное полномочие по доверенности, либо лица, которые осуществляют данное полномочие на основе акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ими могут быть и лица, осуществляющие полномочие по защите прав потерпевшего на основании предписания закона. Такие лица называются законными представителями. . Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители потерпевшего.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Законные представители юридического лица») устанавливает, что защиту прав и законных интересов данного лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 3 ст. 28.6 КоАП РФ определяет следующее.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Показания потерпевшего. В содержание статуса потерпевшего входит признание доказательной силы в отношении его показаний. В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Доказательства») показания потерпевшего относятся к числу данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении — разумеется, если на их основании судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, может установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Читайте так же:  Государство и административные правонарушения

Статья 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что показания потерпевшего представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме. Они отражаются:

  • в протоколе об административном правонарушении;
  • протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае необходимости показания потерпевшего записываются и приобщаются к делу.

В содержание статуса потерпевшего входит положение о компенсации расходов данного лица. Статья 25.14 устанавливает, что потерпевшему и его законным представителям возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. «Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 140 указывает, что данные расходы включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

Суточные не выплачиваются, если у потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Возмещение расходов, понесенных военнослужащим, вызываемым в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в качестве потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого (расходы на проезд до места вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные), производится этим судом или органом в месячный срок по установленным нормам на основании требования войсковой части. Непосредственно военнослужащим суд или орган никаких расходов не возмещает.

Возмещение потерпевшему имущественного ущерба. Существуют два способа возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения: в порядке производства по делу об административном правонарушении и в порядке гражданского судопроизводства. Выбор способа зависит от усмотрения должностного лица (судьи), рассматривающего дело об административном правонарушении. В соответствии с ч. 3 ст. 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разбираются судом только в порядке гражданского судопроизводства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья (орган, должностное лицо) должен оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском в соответствующий суд общей юрисдикции.

http://isfic.info/safka/apro14.htm

Потерпевший, его административно-процессуальный статус.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля.

Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Законные представители физического лица вправе осуществлять свои полномочия на этапе обжалования постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу.

Законные представители физического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов только при производстве по делу об административном правонарушении; процессуальные действия, осуществляемые законными представителями на этапе исполнительного производства, т.е. после вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, комментируемой статьей не установлены.

Законным представителем юридического лица кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.

Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, — от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Административный арест комментарии

Защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которого он представляет, — на постановление о прекращении производства по делу.

При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Представитель и защитник: понятие, виды, процессуальные права и обязанности. Понятие и процессуальный статус свидетеля, понятого, специалиста, эксперта, переводчика.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

http://cyberpedia.su/6×2292.html

Правовой статус потерпевшего от административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП.

При возбуждении дела об административном правонарушении необходимо учитывать, что в случае, если из поданного в антимонопольный орган заявления, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, и из приложенных к нему документов усматривается факт причинения физического, имущественного или морального вреда заявителю, то такое лицо в рамках возбужденного административного дела должно быть признано потерпевшим.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП при составлении протокола об административном правонарушении указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства потерпевшего.

В соответствии с частью 6 статьи 28.2 КоАП потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении; согласно части 3.1 статьи 28.7 КоАП копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного по статье 9.21 КоАП, должностное лицо должно сообщить потерпевшему следующие обстоятельства:

— если объективная сторона административного правонарушения выражается в действии (к примеру, направлен отказ от заключения договора, отказ в выдаче технических условий) и при этом у потерпевшего на дату вынесения постановления о назначении административного наказания сохраняется необходимость в получении услуги, то потерпевший вправе повторно обратиться с подготовленным в соответствии с нормативно установленными требованиями заявлением, к которому приложены необходимые документы, к лицу, обязанному предоставить соответствующую услугу (технологическое присоединение).

При этом вопрос о порядке представления документов, которые необходимо приложить к заявлению, требует разъяснения заявителю. В частности, при повторном обращении заявитель вправе сослаться на документы, уже имеющиеся у лица, обязанного предоставить соответствующую услугу (технологическое присоединение), в случае, если указанные документы не были возвращены.

Если в нормативно установленные сроки указанное требование потерпевшего не будет исполнено соответствующим лицом, что может выражаться как в действии, так и в бездействии, то потерпевший вправе подать в антимонопольный орган заявление, содержащее данные, указывающие на наличие нового события административного правонарушения.

В случае, если соответствующее поведение лица осуществлено в течение установленного статьей 4.6 КоАП срока, то такой субъект подлежит привлечению к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП.

— если объективная сторона административного правонарушения выражается в бездействии (такое правонарушение длящимся не является) и при этом у потерпевшего на дату вынесения постановления о назначении административного наказания сохраняется необходимость в получении услуги, то потерпевший вправе обратиться в суд с требованием о понуждении такого лица к совершению действий, соответствующих законодательству Российской Федерации

[1] См. напр.: постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 сентября 2013 г. по делу N А40-135137/2012.

[2] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2012 г. по делу N А40-118546/2010.

[3] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.10.2015 по делу № А56-23056/2013.

[4] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.09.2013 по делу № А40-135137/2012.

[5] Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.04.2013 по делу N А68-4924/2012.

[6] Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.04.2013 по делу N А68-4924/2012.

[7] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

[8]На основании позиции, изложенной в письме ФАС России от 20.04.2016 № СП/26242/16.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте так же:  Должностные лица составляющие протоколы об административных правонарушениях

http://cyberpedia.su/5x952e.html

Процессуальный статус потерпевшего в уголовном процессе

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, моральный или материальный вред. Кроме того, в качестве потерпевшего может выступать юридическое лицо, если преступлением причинен вред его имуществу и деловой репутации. Для признания гражданина потерпевшим по уголовному делу необходимо наличие соответствующих оснований — фактических и юридических. В качестве фактических или материальных оснований выступает причиненный преступлением вред. Как юридическое или процессуальное основание рассматривается постановление органов расследования и судьи (определение суда) о признании лица потерпевшим.

Реализация прав потерпевшего зависит от знания потерпевшим своих процессуальных возможностей. Затем от его желания воспользоваться определенным процессуальным правом. Для того чтобы потерпевший мог выбрать наиболее целесообразные, с его точки зрения, права для защиты своих интересов в производстве по уголовному делу, должностные лица и государственные органы должны поставить его в известность о законодательно предусмотренной совокупности его прав.

При этом необходимо, чтобы должностное лицо не только добросовестно выполнило обязанность известить потерпевшего о наличии у него соответствующих процессуальных прав и обязанностей, но и сделало это своевременно. К сожалению, действующий уголовно-процессуальный закон не указывает тот момент, когда потерпевший должен быть поставлен в известность о своих процессуальных возможностях. В ст. 42 УПК РФ перечислены его права и обязанности. Порядок признания гражданина или юридического лица потерпевшим не оговаривается вовсе, что представляет проблему в вопросах обеспечения прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве. В настоящее время эта процедура (признание потерпевшим по уголовному делу) включает следующие элементы:

— вызов для признания потерпевшим;

-предъявление для ознакомления постановления о признании потерпевшим и ознакомление с ним лица, признанного потерпевшим по делу (физического или представителя юридического лица), что удостоверяется его подписью;

— разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

-проведение следственных действий с участием потерпевшего (например, допрос) в случае необходимости.

Наряду с правами законодатель возлагает на потерпевшего ряд обязанностей, установленных частью 5 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Данные обязанности формулируются как уголовно-процессуальные запреты, а за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность (ч. ч. 6 — 7 ст. 42 УПК РФ). В частности, потерпевший обязан:

— являться по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд. В соответствии со ст. 188 УПК РФ вызов производится повесткой, в которой помимо других данных указываются последствия неявки без уважительных причин;

— давать полные и правдивые показания;

— не разглашать ставшие ему известными данные предварительного расследования.

Относительно юридического лица, потерпевшего от преступления, особый интерес вызывает его обязанность являться по вызову лица, производящего предварительное расследование, и соответственно такая мера процессуального принуждения, как привод (ст. 113 УПК РФ), применяемая в случае неявки без уважительных причин. Исходя из содержания части 1 ст. 113 УПК РФ следует, что потерпевший в случае неявки по вызову без уважительных причин может быть подвергнут приводу. Представитель потерпевшего, являющегося юридическим лицом, также подвергается приводу в случае неявки без уважительных причин, так как он непосредственно представляет интересы юридического лица.

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 1998 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/6-30888.html

Правовой статус участников административного процесса

Участниками административного процесса по делам об административных правонарушениях являются лица, участвующие в качестве заинтересованных или незаинтересованных сторон.

Основным участником процесса является лицо, в отношении которого ведется административный процесс. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В то же время при рассмотрении дела о правонарушении, влекущем административный арест или депортацию, присутствие лица, в отношении которого ведется процесс по делу, является обязательным.

Физическое лицо

, в отношение которого ведется процесс, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также обязано подчиняться требованиям ПИКоАП.

Индивидуальный предприниматель обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать его полномочия. Юридическое лицо реализует свои права и обязанности в соответствии со ст. 4.1 ПИКоАП.

Потерпевший – физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Оповещение потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела также является обязательным. Только при соблюдении данного условия и если от потерпевшего не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство осталось без удовлетворения, рассмотрение дела будет являться законным.

Потерпевший вправе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с материалами своего дела, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст.4.2 ПИКоАП).

Законные представители – лица, представляющие в административном процессе интересы лица, привлекаемого к административной ответственности или являющегося потерпевшим. ПИКоАП выделяет законных представителей физического лица и представителей юридического лица.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, представители организаций, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов и попечителей над потерпевшим (ст.1.4 ПИКоАП). Они могут осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса.

Защиту прав и интересов юридического лица осуществляют их представители, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством, учредительными документами либо доверенностью. Полномочия представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ст.4.4 ПИКоАП). Законные представители имеют права и обязанности, предусмотренные ПИКоАП в отношении представляемых ими лиц.

Читайте так же:  Закон о запрете курения детям

Оказание юридической помощи физическому лицу может осуществлять защитник, а оказание юридической помощи потерпевшему, также индивидуальному предпринимателю – представитель. В качестве защитника может участвовать адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Защитник и представитель допускаются к участию в процессе с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае задержания физического лица в связи с административным правонарушением, защитник допускается к участию в процессе с момента задержания.

Защитник и представитель вправе знать, по какому правонарушению ведется процесс, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения процесса, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст.4.5 ПИКоАП).

К участию в процессе в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела или если они ранее выступали в качестве иных участников процесса.

Свидетель– лицо, которому могут быть известны обстоятельства рассматриваемого дела об административном правонарушении. Свидетель обязан являться по вызову судьи, должностного лица органа, ведущего процесс, и дать правдивые показания; сообщить все известные ему по делу факты, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения своих показаний. Свидетель наделен следующими правами: не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и близких родственников; давать показания на родном языке; пользоваться помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения своих показаний в протокол (ст.4.6 ПИКоАП). Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве, достаточными для проведения экспертизы и дачи заключения. Он вправе: заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, о привлечении других экспертов; участвовать в производстве отдельных действий; указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы. ПИКоАП особо подчеркивает право эксперта отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его познаний или предоставленных материалов недостаточно для дачи заключения.

Специалист – лицо, не заинтересованное в исходе дела, привлекаемое для участия в административном процессе, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Педагог или психолог, участвующий при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами. Специалист наделен ПИКоАП как процессуальными правами, так и обязанностями. В частности, специалист имеет право: знакомиться с материалами дела о правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых при его участии; с разрешения судьи, должностного лица, ведущего процесс, задавать вопросы участникам процессуальных действий; делать заявления и замечания по поводу совершаемых действий. Специалист обязан: являться по вызову лица, ведущего процесс; участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний; давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверять своей подписью факт совершаемых действий, их содержание и результаты (ст.4.8 ПИКоАП).

Переводчик – любое, не заинтересованное в исходе дела о правонарушении, совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода и участия в процессе. Переводчик обязан точно и полно выполнять порученный ему перевод и удостоверять верность перевода своей подписью (ст.4.9 ПИКоАП).

Понятым является незаинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое в случаях, предусмотренных ПИКоАП, для наблюдения за совершением процессуальных действий (ст.4.10 ПИКоАП). Число понятых должно быть не менее двух. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

К участию в процессе по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которого находится данное дело, а также, если имеются основания считать этих лиц прямо или косвенно заинтересованными в исходе дела. Они вправе получать возмещение понесенных ими расходов и вознаграждение за выполненную работу, не входящую в круг их прямых служебных обязанностей.

В административном процессе вправе также участвовать прокурор. Осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор: требует представления материалов по делу; дает указания по ним; санкционирует производство процессуальных действий и применение мер обеспечения процесса; проверяет законность административного задержания; отменяет и опротестовывает противоречащие законодательству постановления по делам об административных правонарушениях независимо от участия в деле, а также совершает иные процессуальные действия. На орган или должностное лицо, рассматривающее дело, возлагается обязанность известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела о правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/view_adminpravoby.php?id=42

Процессуальный статус потерпевшего в административном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here