Размер административного штрафа на юридическое лицо

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Размер административного штрафа на юридическое лицо". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Штрафы на должностное лицо

5

Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания. Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности. Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ

Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит:

“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.

Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:

  • граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него.
  • лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
  • работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
  • члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
  • члены лицензионной комиссии и т.п.

Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные. К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции. Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.

Основные моменты

Штрафные санкции в отношении ООО предусмотрены за нарушения в области налогового и административного законодательства. Перечень государственных структур, которые обладают правом налагать штрафы на Общество очень обширен. В него входит и Пенсионный Фонд, и Роспотребнадзор, и ФССП. Эта процедура будет зависеть от того в чьем ведении находится рассматриваемое правонарушение.

Причин для взыскания здесь может быть множество:

  • Неуплата налогов или внесение их не в полном объеме.
  • Нарушения в области бухучета.
  • Несвоевременная подача налоговой декларации и пр.

Итог любого подобного противоправного деяния печален – это штраф или на должностное лицо, или на всю организацию. Рассмотрим вопрос более подробно.

Оплата штрафа на должностное лицо

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам.

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

С 11 января 2015 года разрешено назначать юридическим и физическим лицам административный штраф ниже низшего предела

Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам. Вчера вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий соответствующие изменения в КоАП РФ.

В частности, установлена возможность назначения юридическим лицам наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части КоАП РФ. Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица. При этом минимальный размер штрафа должен быть не менее 100 тыс. руб.

Аналогичная возможность снижения размера административного штрафа предусмотрена для физических лиц, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 тыс. руб., а для должностных лиц – не менее 50 тыс. руб. Исключительные обстоятельства, при наличии которых допускается назначение штрафа ниже установленного размера, также должны быть связаны с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица.

Право снижать размеры административного штрафа предоставлено судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления или решения по делам об административных правонарушениях. При этом штраф, назначенный ниже низшего предела, не может составлять менее половины установленного минимального размера.

Напомним, что закон принят в целях учета правовой позиции, изложенной в постановлении КС РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, которая предусматривает возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Особенной части КоАП РФ.

Таблица штрафов

Нарушение Юридические лиц Индивидуальные Предприниматели
Читайте так же:  Административный штраф за мелкое хищение
Нарушение правил пересечения государственной границы иностранными гражданами. 400 000 — 800 000 30 000 — 50 000 Нарушение обязательных условий пребывания иностранных граждан в России, правил транзитного проезда через территорию России таких граждан, нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в России. 400 000 — 500 000 40 000 — 50 000 Предоставление жилья, транспорта, оказание услуг иностранному гражданину, незаконно находящемуся в России. 250 000 — 300 000 25 000- 30 000 Невыполнение работодателем правил миграционного учета 400 000 — 500 000 40 000 — 50 000 Непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного работника. 400 000 — 500 000 40 000 — 50 000 Предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного работника при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию иностранного работника 400 000 — 500 000 45 000 — 50 000 Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на работу либо патента 250 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 25 000 — 50 000 Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. 250 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 25 000 — 50 000 Неуведомление ФМС, органа занятости, налоговой службы о привлечении к трудовой деятельности иностранного работника 400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 35 000 — 50 000 Нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на торговых объектах 400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Штраф для виновных должностных лиц: 40 000 — 50 000 350 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Предоставление предпринимателей, юридическим лицом, производственных, торговых, служебных и пр. помещений для осуществления предпринимательской деятельности другому предпринимателю, юридическому лицу, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но используют их труд 400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Штраф для должностных лиц: 45 000 — 50 000 350 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Несоблюдение работодателем ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, существующих в отношении иностранных работников 800000 — 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 45 000 — 50 000
Правонарушение Для физических лиц Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юридических лиц
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству 1 000 — 2 000 3 000 — 10 000 10 000 — 20 000 20 000 — 30 000 Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара 1 000 — 2 000 1 000 — 2 000 — 10 000 — 20 000 Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы — 500 — 1 000 — 5 000 — 10 000 Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов 1 000 — 2 000 10 000 — 20 000 20 000 — 30 000 100 000 — 300 000 Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствии — 20 000 — 40 000 — 100 000 — 300 000 Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов — 10 000 — 20 000 — 100 000 — 300 000 Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия — 20 000 — 40 000 — 400 000 — 500 000 Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия5 — 20 000 — 30 000 — 50 000 — 100 000 Представление недостоверных результатов исследований — 30 000 — 50 000 — 400 000 — 500 000
Субъект наложения санкций Размер штрафа, руб.
Физические лица (в т.ч. за неузаконенную перепланировку) 2000-5000, приостановление строительства Должностные лица 20 000 – 50 000 Юридические лица 500 000 – 1 000 000, приостановление деятельности до 90 дней Индивидуальные Предприниматели 200 000 – 500 000, приостановление деятельности до 90 дней
Субъект наложения санкций Размер штрафа, руб.
Физические лица 200 000 или доход за 18 месяцев, принудительные работы. Компенсация ущерба, арест Юридические лица 10 000 – 5 млн руб., компенсация ущерба Должностные лица 10 000-20 000, конфискация контрафакта
Нарушение Физические лица Юридические лица Должностные лица
Нелегальный провоз товаров и транспортных средств, минуя пункты таможенного контроля. Сокрытие товаров при прохождении таможенного контроля ½ — 3-кратный размер стоимости товара, конфискация ½ — 3-кратный размер стоимости товара, конфискация 10 000 – 20 000 Предоставление недостоверных сведений о провозимом товаре 1 000 – 2 500, конфискация 50 000 – 100 000, конфискация 5 000 – 10 000 Недекларирование или недостоверное декларирование ½ — 2 кратная стоимость товара, конфискация ½ — 2 кратная стоимость товара, конфискация 10 000 – 20 000 Предоставление недействительных документов 1 500 – 2 500, конфискация 100 000 – 300 000, конфискация 10 000 – 20 000 Несоблюдение запретов на ввоз-вывоз товаров по РФ и странам Таможенного союза 1 500 – 2 500, конфискация 100 000 – 300 000, конфискация 10 000 – 20 000 Недекларирование или недостоверное декларирование денежных сумм и иных денежных инструментов 1-2-кратная величина незадекларированной суммы Нарушение режима зоны таможенного контроля 300-500 5 000 – 10 000 500- 1 000
Читайте так же:  Срок исковой давности по собственности
Нарушение Физические лица Юридические лица
За разжигание межнациональной розни От 100 000 рублей до уголовного наказания (статья 282 УК РФ) От 100 000 рублей до уголовного наказания (статья 282 УК РФ)

Продажа алкоголя и табака несовершеннолетним – 300 000 – 500 000 тыс. рублей

Продажа алкоголя без сопроводительных документов, а также с поддельными акцизными марками – 200 000 – 300 000 тыс. рублей

Нарушение запрета на продажу алкоголя ночью – 50 000 – 100 000 тыс. рублей


ИП — 20 000 — 100 000 тыс. рублей

Юридические лица — 80 000 – 250 000 тыс. рублей

Должностные лица — 10 000 — 50 000 тыс. рублей

Незаконное подключение к энергосетям (газ, электричество, отопление)

Должностные лица — 6 000 – 8 000 тыс. рублей

Юридические лица — 60 000 – 80 000 тыс. рублей

Физические лица — 3 000 – 4 000 тыс. рублей

Виды штрафных санкций для ООО

Деятельность ООО регулируется многими законными и подзаконными актами. Их нарушение приводит к применению системы наказания. Разберем, за какие неправомерные деяния будет платить штраф ООО, какого они бывают размера.

Как позицию КС РФ поняли суды?

Арбитражный суд Волго-Вятского округа тоже снизил сумму штрафа в восемь раз (с 400 тыс. до 50 тыс. руб.). Штраф назначило Управление Федеральной миграционной службы на основании ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за непредставление в орган миграционного учета уведомления о прибытии гражданина Китая. Последний состоял в трудовых отношениях с организацией, уезжал в Китай в отпуск, а по возвращении его работодатель не уведомил контролирующий орган. Судьи признали организацию нарушившей требования законодательства, не нашли оснований для квалификации нарушения в качестве малозначительного, однако с учетом позиции КС РФ сочли возможным снизить размер административного штрафа (Постановление от 25.09.2014 по делу № А31-873/2014).

Представим в виде таблицы еще несколько судебных решений, подтверждающих возможность значительного снижения суммы штрафа, наложенного контролерами за самые разные административные правонарушения.

Судебный акт

Основание привлечения к ответственности

Размер штрафа от контролеров, руб.

Размер штрафа от судей, руб. Постановление Арбитражного суда СЗО от 20.10.2014 по делу № А56-59210/2013

Часть 1 ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» и ст. 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» Постановление Арбитражного суда УО от 06.10.2014 № Ф09-6696/14 по делу № А60-474/2014

Часть 1 ст. 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» Постановление Арбитражного суда ЦО от 15.10.2014 по делу № А48-4563/2013

Часть 1 ст. 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» Постановление Арбитражного суда ДВО от 12.08.2014 № Ф03-3178/2014 по делу № А04-2177/2014

Часть 1 ст. 12.21.1 «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов»

Суды учитывают частичное устранение выявленных нарушений в период проверки, отсутствие отягчающих обстоятельств, социальную направленность деятельности юридического лица, его имущественное и финансовое положение.

Вместе с тем, если перечень выявленных контролерами нарушений представляет собой длинный список, суд вряд ли согласится снизить размер штрафа (Постановление Арбитражного суда ДВО от 01.10.2014 № Ф03-4115/2014 по делу № А59-843/2014). Нет оснований надеяться на снисходительность судей и в тех случаях, когда допущенные нарушения носят систематический характер, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства. Так, Арбитражный суд Уральского округа (Постановление от 13.10.2014 № Ф09-6826/14 по делу № А50-1955/2014) пришел к выводу об обоснованности привлечения застройщика к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за проведение работ по строительству объекта до получения разрешения на строительство в сумме 500 тыс. руб. отметив, что нет оснований для снижения санкции и применения нормы о малозначительности нарушения. Застройщик просил учесть социальную значимость объекта капитального строительства (детский сад) и отсутствие материальных последствий правонарушения.

Арбитры обратили внимание на следующее:

  • работы велись без разрешения на строительство длительный срок (почти четыре месяца);
  • финансовое положение застройщика является стабильным (на 01.01.2013 валюта баланса составляет 3 623, 8 млн руб., выручка за 2012 год – 2 179,9 млн руб., чистая прибыль за 2013 год – 17,5 млн руб.);
  • застройщик неоднократно нарушал требования закона, не единожды привлекался к ответственности в виде штрафа в размере 500 тыс. руб., но цель наказания (пресечение дальнейших правонарушений, устранение недостатков работы, соблюдение организацией требований закона) так и не была достигнута.

В итоге суд решил, что при указанных обстоятельствах наложение штрафа в размере 500 тыс. руб. является правомерным, снижение суммы санкции может привести к нарушению требований справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утратит присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений.

Постановление ФАС СЗО от 30.07.2014 по делу № А56-47696/2013 – это еще один показательный случай «неснижения» размера штрафа. Организация заключила 496 предварительных договоров участия в долевом строительстве и столько же договоров займа с будущими дольщиками. Общая сумма денежных средств, привлеченных обществом по договорам беспроцентного займа, на момент проверки составила 526 млн руб. При этом у организации отсутствовали положительное заключение проектной документации и разрешение на строительство жилого дома. Контролирующий орган квалифицировал действия организации как административное нарушение, влекущее ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 14.28 «Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» КоАП РФ и назначил наказание в виде 500 тыс. руб. штрафа. Оснований для уменьшения размера штрафа арбитры не нашли.

Читайте так же:  Административное задержание депутата

Ссылка на выводы КС РФ, представленные в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, помогла многим организациям добиться в судебном порядке значительного снижения суммы штрафа, наложенного контролерами в минимально предусмотренном КоАП РФ размере. Важно, чтобы взыскиваемая с предприятия сумма была не меньше 100 тыс. руб. и чтобы нарушителю удалось убедить арбитров в избыточности наказания. С этой целью можно ссылаться на размер выручки, прибыли, социальную значимость осуществляемой деятельности и др. Рассмотренные автором примеры помогут сориентироваться в конкретной ситуации и найти аргументы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер административной ответственности. Как правило, судьи идут навстречу тогда, когда уплата штрафа в назначенном контролерами размере может стать причиной банкротства организации. Однако это – не единственное основание для уменьшения суммы санкции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем если выявленные нарушения носят систематический характер, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства, то рассчитывать на благосклонность судей не приходится.

Статьи по предмету Административное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Минимальные штрафы в России

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан. К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.

Нарушения КоАП РФ

Кроме правонарушений налоговой сферы ООО могут подпадать и под действие КоАП РФ. Список их довольно обширный, поэтому рассмотрим самые распространенные.

Отсутствие регистрации

Каждое ООО до начала своей деятельности обязано пройти процесс регистрации в ЕГРЮЛ.

За подобное нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого будет составлять минимум 10 тыс. руб.

Отсутствие регистрации в налоговых органах

Для осуществления деятельности, направленной на приобретение коммерческой выгоды Общество должно пройти регистрацию в Налоговой Службе (кроме тех видов деятельности, для которых необязательна специальная лицензия). Если правилом пренебречь, то фирму ждет штраф. Размер его будет составлять 10 % от полученного по сделкам дохода (но не менее 40 тыс. руб.).

Нарушения в области созыва общего собрания

Данное правонарушение регулируется ст. 15.23.1. Согласно ей, если в рамках ООО выявлен факт незаконного отказа в созыве общего собрания и/или зафиксированы нарушения законодательства о порядке созыва, процессе подготовки и проведения собрания, то это влечет за собой наложение административного наказания. При подобном правонарушении это будут штрафные санкции:

  • Для физических лиц (т.е. ответственных сотрудников) – от 2 до 4 тыс. руб.
  • Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб.
  • Для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. руб.

Контролирующих органов в стране не так уж и много, но проверка в Обществе может начаться в любой момент на основании жалобы кого-либо из участников.

В этом вопросе следует обратиться к ФЗ № 14 об ООО, где прописана необходимость созыва не реже, чем раз в год. Несоблюдение этой нормы (ст.34) приведет однозначно к наложению штрафа. Дела по ст. 15.23.1 возбуждаются должностными лицами ФСФР России.

Нарушения, связанные с правилами хранения документов

К административным правонарушениям согласно ст. 13.25 РФ относятся и пренебрежения правилами хранения документов, изложенные в ФЗ № 14 (ст. 50). К таковым документам следует отнести Устав Общества, протоколы общих собраний и пр. За подобное правонарушение предусматриваются следующие штрафы:

  • Для должностных лиц – от 2,5 до 5 тыс. руб.
  • Для юридических лиц – от 200 до 300 тыс. руб.

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях такого порядка обладают должностные лица, задействованные в органах, которые осуществляют надзор в области управления архивным фондом, а также прокурорские работники.

Нарушение правил, регламентирующих порядок предоставления участникам необходимых документов о корпоративных спорах

Согласно ФЗ № 14 (ст. 50) документы, связанные со спорными вопросами, которые касаются процесса образования Общества, его управления и возможности участия в нем, должны быть предоставлены по запросу в течение 3 рабочих дней. В круг лиц, имеющих право затребовать эти документы, входят в первую очередь участники ООО. Если же документы не были предоставлены или ответственное лицо не уложилось в установленный срок, то за правонарушением может последовать административное наказание:

  • Для должностных лиц – штраф от 2 до 5 тыс. руб. или дисквалификация максимум на 3 года.
  • Для юридических лиц – штраф от 10 до 50 тыс. руб.

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях подобного порядка обладают прокуроры. До своего недавнего упразднения этим занималась Федеральная служба по финансовым рынкам. Мировые суды рассматривают иски, направленные против физических лиц, а в Арбитраже – против юридических лиц.

Несоблюдение кассовой дисциплины

Контрольно-кассовая дисциплина в организациях предполагает наличие обязательных фактов:

  • Работа с контрольно-кассовой машиной.
  • Ведение кассовой отчетности.
  • Сбережение и трата наличных средств.

В рамках этой сферы деятельности на ООО тоже могут быть наложены штрафные санкции. Так, за непробитие чека придется выплатить 10 тыс. руб. (ст. 14.5). Если ККМ не используют в случаях предусмотренных законом, то штраф предполагается в размере ¾ от всей непроведенной по кассе выручки (но не менее 30 тыс. руб.). Повторное нарушение повлечет за собой более серьезное наказание в виде приостановки деятельности организации на срок 3 месяца (если сумма выявленной выручки будет достигать 1 млн. руб.). За неиспользование онлайн-касс и работу на старых ККМ организация должна будет заплатить от 5 до 10 тыс. руб.

Читайте так же:  Ходатайство в суд по административному делу образец

Открытие ООО должно сопровождаться доскональным изучением законодательных нормативов, связанных с этим вопросом и за их изменениями. Несоблюдение важных норм может повлечь за собой серьезные штрафные санкции.

Снизить размер административного штрафа стало реально

Административный штраф может быть наложен на подрядчика, застройщика и технического заказчика за самые разные нарушения. Причем размер ответственности за нарушения в сфере строительства весьма существенный и до недавнего времени суды не часто снижали назначенные контролерами суммы. Дело в том, что существовало мнение о неправомерности снижения суммы штрафа, если она соответствует низшему пределу, предусмотренному соответствующей частью конкретной статьи КоАП РФ. К тому же не все арбитры принимают во внимание ссылки организаций на малозначительность допущенных нарушений. В связи с появлением Постановления КС РФ от 25.02.2014 № 4-П возросли шансы нарушителей добиться в судебном порядке снижения размера своих потерь на уплату штрафа. Подробности – в статье.

Минимальные административные штрафы в России в соответствии с КоАП РФ

  1. Штраф для физического лица — 500 (пятьсот) руб.
  2. Штраф юридическому лицу — 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
  3. Штраф для должностного лица — 5 000 (пять тысяч) руб.

К тому же, Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам.

Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица.

Максимальные штрафы

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

  1. для граждан — не более 5 000 (пяти тысяч) руб;
  2. для должностных лиц — не более 50 000 (пятидесяти тысяч) руб;
  3. для юридических лиц — не более 1 000 000 (одного миллиона) руб.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию).

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  3. сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Возможности снижения суммы штрафа

Кодекс об административных правонарушениях в статье 28.6 КоАП РФ позволяет снижать минимальные штрафы, а именно:

Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

Административные правонарушения должностных лиц

Ответственность за совершение правонарушения устанавливает КоАП РФ. И иногда законы субъектов РФ. Например, за нарушение правил содержания собак и кошек Закон Краснодарского края устанавливает штрафы на должностное лицо. Поэтому смотреть нормы административного права нужно в комплексе – и КоАП РФ, и закон субъекта РФ, где организация осуществляет деятельность.

В качестве примера нарушений приведем нарушения в сфере ККМ, за непробитый чек, нарушение кассовой дисциплины. Кто несет ответственность? И должностное лицо, и юридическое. Перечень функций должностного лица, например, бухгалтера, определят по трудовому договору и (или) должностной инструкции. А если функции бухгалтера возложил на себя руководитель, то вероятнее всего штраф назначат ему.

Часто юристы компании ищут информацию, как сделать так, чтобы к ответственности привлекли только должностное лицо. Ведь размер штрафов на компанию весьма значителен практически по любому административному правонарушению. И судебная практика знает ответ. Необходимо доказать, что компания сделала максимально возможное для того, чтобы должностное лицо выполняло свои функции. Например, что приобрело кассовый аппарат, ознакомило с должностной инструкцией и т.п.

При назначении штрафов на должностное лицо гражданин может сослаться на малозначительность административного нарушения. А работники субъектов малого и среднего предпринимательства вправе требовать замены административного штрафа на предупреждение (подробности по ссылке – административный штраф).

Нарушения Налогового Кодекса

НК РФ регулирует огромный пласт сфер деятельности ООО и соответственно дает разъяснения по поводу возможного наказания за несоблюдение его статей. Перечень нарушений и штрафов выглядит следующим образом:

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Читайте так же:  Возражение по сроку исковой давности образец

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим или смягчающим.

Суть позиции Конституционного суда

При этом КС РФ отметил, что законодательство позволяет контролирующему органу и суду с учетом материального положения юридического лица предоставить ему отсрочку или рассрочку на уплату штрафа на срок до трех месяцев (ч. 1 и 2 ст. 31.5, ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Однако при значительных по размерам административным штрафах указанные сроки отсрочки или рассрочки могут быть недостаточными, притом что их продление КоАП РФ не предусмотрено.

Кроме того, предоставление отсрочки и (или) рассрочки не влияет на размер штрафа, то есть не позволяет обеспечить соразмерность назначенного административного наказания. Причем неуплата административного штрафа в установленные сроки может повлечь наложение на юридическое лицо административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ). Следовательно, в случаях, когда сумма первоначально назначенного штрафа уже является для организации весьма обременительной, удвоение суммы тем более может приобретать характер избыточного административного принуждения.

В итоге суд постановил:

  • законодателю надлежит внести в КоАП РФ изменения, которые позволят применять к юридическим лицам справедливые и соразмерные наказания. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается;
  • впредь до внесения указанных изменений установленный соответствующей нормой КоАП РФ минимальный размер административного штрафа может быть снижен судом в случае, если сумма санкции равна 100 тыс. руб. и выше.

Важно, что КС РФ указал: постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако одновременно установлено, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускаетсятолько в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Что нужно для снижения штрафа

Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента:

  1. характер совершенного правонарушения и его последствия;
  2. аналогичные нарушения закона, если лицо привлекалось за них ранее к ответственности;
  3. имущественное и семейное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Штраф за проступок может применяться не только как отдельное наказание, но и как часть других санкций. Например, за управление машиной в пьяном виде.

Мнение от Суворов-Групп: Ранее штрафы не совсем являлись справедливыми и соразмерными допущенным правонарушениям. В связи с этим, в частности организации нередко обжалуют в судебном порядке назначенные им штрафы, считая их несправедливыми.

В новом КоАП штрафы для бизнеса вырастут в десятки раз

Минюст подготовил новую редакцию Кодекса об административных нарушений (КоАП), с ней ознакомился РБК.

Все нарушения бизнеса, связанные с проверками ФНС, Роспотребнадзора и других служб, будут упоминаться в статье «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В новом КоАП будут отдельно прописаны штрафы для индивидуальных предпринимателей. Сейчас на них налагают штрафы как на физлиц, должностных лиц или юрлиц — в зависимости от конкретной статьи КоАП. Сумма штрафов для ИП будет варьироваться от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Денежное наказание для юридических лиц при этом вырастет с 10–20 тыс. до 200–500 тыс. руб.

Штрафы за невыполнение требований контролирующих органов также существенно повысятся как для физических (с 300–500 до 5–7 тыс. руб.), так и для должностных лиц (с 1–2 тыс. до 50–70 тыс. руб.).

Новая редакция КоАП вводит наказание за повторное неисполнение требований госорганов контроля. Для физлиц сумма такого штрафа будет составлять 20–40 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — 50–70 тыс. руб., для должностных лиц — 100–150 тыс. руб. либо отстранение от работы сроком до трех лет. Для юридических лиц в случае повторного нарушения новая редакция кодекса предполагает штрафы до 1–2 млн руб.

Кроме того, в новой редакции кодекса ужесточатся и другие санкции. Так, за непредоставление информации контролирующим органам штрафы для юрлиц вырастут в четыре раза, до 20 тыс. руб. На бизнес распространят и наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию проверяющего: компаниям придется платить до 30 тыс. руб. Для должностных лиц такой штраф планируют увеличить до 10 тыс. руб. (сейчас до 4 тыс. руб).

Видео (кликните для воспроизведения).

Увеличится размер штрафов и для самих проверяющих. Так, за нарушение законодательства в отношении должностных лиц будут взимать до 5–7 тыс. руб. (вместо нынешних 3–5 тыс.), за грубое или повторное нарушение — до 50–70 тыс. руб. (сейчас 5–10 тыс.).

Концепцию нового КоАП премьер-министр Дмитрий Медведев поручил подготовить еще в марте. Руководитель аппарата правительства и курирующий работу судебной системы вице-премьер Константин Чуйченко отмечал, что обновленный кодекс должен вступить в силу с 1 января 2020 года. В июне рабочая группа одобрила новую концепцию КоАП.

Источники

Размер административного штрафа на юридическое лицо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here