Штраф за загрязнение окружающей среды физическим лицом

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Штраф за загрязнение окружающей среды физическим лицом". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.ст. 8.1 — 8.49)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в наименование главы 8 настоящего Кодекса внесены изменения

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения главы 8 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11

>
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений.
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

За загрязнение природы отходами животноводства предприятия заплатят штраф

Руководитель Минприроды С. Донской внес на обсуждение Правительства законопроект об усилении мер за заражение природной среды отходами животноводства.

Навоз нужно обезвреживать, а затем только использовать или продавать

Животноводческие отходы относятся, согласно классификации, к 3-5 кл. опасности. При неправильном использовании они загрязняют почву и воду аммиаком, личинками глистов, семенами сорных трав. Однако после обеззараживания навоз КРС становится удобрением, которое, согласно разъяснению Минприроды России от 23.05.2016, можно использовать и реализовывать.

Но существует свиной навоз – источник гельминтов, который засоряет воду и почву и даже приводит к гибели рыбы. Также опасны неперепревший навоз и свежий птичий помет. За загрязнение почвы такими отходами нарушителей будут подвергать штрафу в 250 тыс. руб., внеся соответствующие изменения в ст. 6.34 КоАП РФ и ст.8 КоАП РФ.

Новые штрафы за непредставление экологической отчетности

В новой статье 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций налагается штраф в отношении:

  • должностных лиц — 3 000 до 6 000 руб.;
  • ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
  • юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

Если отчетность представлена не в неполном объеме или в ней содержатся недостоверные сведения, за это предусмотрен следующий штраф в отношении:

  • должностных лиц — 3 000 до 6 000 руб.;
  • ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.;
  • юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

Изменения в 2019 году.

1. С 17.06.2019 увеличена ответственность за неуплату экологического сбора

За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ):

на должностных лиц организаций – в размере от 5 000 до 7 000 руб.;

на индивидуальных предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 250 000 руб.;

на организации – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 500 000 руб.

Росприроднадзор (его территориальный орган) выставит плательщику требование погасить задолженность (п. 25 Правил взимания экологического сбора).

Если требование не будет исполнено в течение 15 календарных дней с даты его получения, экологический сбор взыщут в судебном порядке.

Функции администрирования экологического сбора возложены на Росприроднадзор.

Основание: Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ

2. На общественное обсуждение внесена новая форма расчета экологического сбора.

Первый раздел формы останется тем же, что и в действующей форме, второй предлагают разбить на три блока:

расчет суммы экологического сбора товаров (без упаковки товаров);

расчет суммы экологического сбора упаковки;

итоговая сумма экологического сбора.

В отношении готовых товаров, добавится графа: «Примечание». В этой графе предлагается отражать сведения о товарах, не готовых к употреблению, в том числе:

о товарах, которые исключаются из декларируемого количества;

о товарах, упаковке, в отношении которых производитель, импортер не обязан выполнять нормативы утилизации;

другая информация на усмотрение организации, заполняющей форму.

В отношении упаковки скорректируют графы наименования и кода и тоже добавят графу «Примечание». Последний блок второго раздела «Итоговая сумма экологического сбора» будет состоять из трех строк с суммарными данными.

Основание: Проект Приказа Росприроднадзора»О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488″(по состоянию на 19.06.2019) (подготовлен Росприроднадзором).

Штрафы за нарушения для водопользователей

Правила охраны водных ресурсов содержатся в нескольких нормативных правовых актах, основным из них является Водный Кодекс РФ, который подробно регламентирует требования к охране в главе 6. В сфере охраны водных ресурсов КоАП РФ содержит несколько подробных статей с различными санкциями за нарушения. В данной статье мы расскажем про штрафы для водопользователей.

Конец «навозных разногласий»

Вопрос с ответственностью на загрязнение природы навозом КРС не удаётся решить с 2007 г. Проблема в том, что в Правительстве по-разному подходят к его классификации. С одной стороны, это отходы, а с другой – ценное удобрение, после перепревания отлично повышающее урожай. Поэтому единогласного решения, куда отнести коровий навоз – к отходам или побочным продуктам животноводства, нет до сих пор.

Согласно разъяснениям Минприроды от 23.05.2016, даже в случае отнесения навоза к отходам, на его перевозку, переработку и использование лицензию оформлять не нужно. Но это не значит, что таким отходом можно загрязнять природу.

Читайте так же:  Обжалование постановления об административном правонарушении дтп

Возможно, новый законопроект после доработки положит конец «навозным разногласиям» и поможет бороться с теми, кто загрязняет природу.

За экологию накажут строже

Федеральным законом от 17.06.2019 №141-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). Изменения вызваны необходимостью конкретизации состава экологического правонарушения и касаются ответственности в области охраны окружающей среды, соблюдения требований обращения с отходами производства и потребления и в части ответственности за неуплату (неполную уплату) экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор.

С 17 июня 2019 вступил в силу Федеральный закон № 141 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Поправки в КоАП, вступившие в силу в середине июня 2019 года, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Все изменения касаются Главы 8 КоАП РФ.

Теперь отдельным составом административного правонарушения является несоблюдение требований законодательства при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и при размещении отходов производства и потребления. По многим административным правонарушениям добавлено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток: (ч. 1−6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.2 ч. 1 — 3 ст. 8.2, ч. 1 — 6 ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ). Ужесточены штрафы за нарушения в области обращения с отходами и законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ).

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Также КоАП РФ претерпел изменения в части ответственности за неуплату в срок экологического сбора. В Кодекс добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение. В отношении должностных лиц сумма штрафа составляет от 5000 до 7000 руб., для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб., для организаций – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды. Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ). В данном случае величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от того, совершено ли это же нарушения в течение года повторно и был ли причинен вред здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Штрафы за нарушения по экологии с 2019 года

Принят Госдумой РФ 30.05.19 г. и вступает в силу с момента публикации ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Изменения касаются статей, относящихся к нарушениям в области охраны окружающей среды, увеличены имеющиеся штрафы и добавлены новые.

В таблице ниже, мы выбрали основные статьи, касающиеся экологии.

Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления.

350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства.

550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Нарушения в области экологических норм при обращении с отходами.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов.

Нарушения в части разработки требуемой документации по экологии.

в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

Непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору.

Штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию.

не менее 250 тыс. руб.

Неуплата в установленный срок экосбора .

штрафом в 250 тыс. руб.

Например, появилась отдельная статья 6.35 «Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления». Штраф за нарушения по данной статье для юр. Лица составит 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства составит 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Статья 8.2 касается теперь только нарушений в области экологических норм при обращении с отходами, штраф тот же – 250 тыс. руб.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов – штраф до 400 тыс. руб.

Появился отдельный пункт статьи 8.2, касающийся нарушений в части разработки требуемой документации по экологии, так, например, в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

П.9 статьи 8.2 предусматривает штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов.

П. 10 статьи 8.2 включает в себя информацию о штрафе в 350 тыс. руб. за отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721).

Также появились штрафы за несоблюдение требований при обращении с веществами, которые разрушают озоновый слой, при обращении с отходами животноводства.

Читайте так же:  Виды административных наказаний административное выдворение

Появились штрафы за непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору (70-150 тыс. руб.), штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию – не менее 250 тыс. руб., и неуплата в установленный срок экосбора также карается штрафом в 250 тыс. руб.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что лучше заранее позаботиться о подготовке требуемой документации. Если ранее в одну статью 8.2 могли включить все имеющиеся нарушения в области манипуляций с отходами, то сейчас за каждое нарушение и отсутствие требуемой отчетности возможен штраф не менее 350 тыc. рублей .

Наша почта [email protected] Мы поможем Вам подготовить все в срок и избежать возможных штрафов.

Комплексное экологическое сопровождение от ОЛФОЭКО обезопасит Ваше предприятие от любых нарушений в области экологии.

Новые штрафы по экологии в 2019 году

Штрафы в сфере экологии и природопользования

1. Нарушение правил охраны водных объектов

Так, по статье 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» предусмотрены наказания:

Состав нарушения Для должностных лиц Для ИП Для юридических лиц
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления 20000-30000 80000-100000
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования 20000-30000 20000-30000

АПД до 90 суток

200000-300000

АПД до 90 суток

Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов 30000-40000 – 100000-120000 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45* 50000-80000 50000-80000 150000-300000 Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах 50000-80000 – 150000-300000

При этом штрафы для ИП в ряде случаев не предусмотрены, в данных ситуациях ИП несут наказания как граждане либо как юридические лица.

* – статьей 8.45 предусмотрены штрафы за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Данные санкции будут рассмотрены ниже.

Словарь

Водоохранная зона – территория, которая примыкает к береговой линии (границам водного объекта) и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранных зон с наложенными дополнительными ограничениями на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

3. Нарушения правил осуществления хозяйственной и иной деятельности

Статья 8.42 включает меры наказания в случае нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе Водного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Согласно СанПиН 2.1.4.027-95, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Соответственно этому разделению разделены и штрафные санкции:

Состав нарушения Для должностных лиц Для ИП Для юридических лиц
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности 8000-12000 200000-400000
Использование территории 3 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований 10000-15000 – 300000-50000 Использование территории 2 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований 20000-40000 20000-40000

или АПД до 90 суток

500000-600000

или АПД до 90 суток

Использование территории 1 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований 50000-80000 50000-80000

или АПД до 90 суток

60000-1000000

или АПД до 90 суток

Статья 8.45 содержит перечень наказаний за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод:

Состав нарушения Для должностных лиц Для ИП Для юридических лиц
Невыполнение указанных требований впервые 30000-40000 500000-1000000
Повторно в течение года 40000-50000 40000-50000

или АПД до 90 суток

700000-1000000

или АПД до 90 суток

2. Нарушение правил водопользования

Другая статья КоАП РФ по санкциям в сфере водоохранной деятельности – статья 8.14. «Нарушение правил водопользования». Она включает штрафы:

Состав нарушения Для должностных лиц Для ИП Для юридических лиц
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты 10000-20000 20000-30000

АПД до 90 суток

80000-100000
Видео (кликните для воспроизведения).

АПД до 90 суток

Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений 30000-40000 – 80000-120000
Читайте так же:  Срок исковой давности по аренде

Статья 8.15 регламентирует наказания за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Правила эксплуатации таких сооружений и устройств установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений”. К таким сооружениям и устройствам относятся водопроводяшие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения; гидротехнические сооружения, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений. Нарушение таких правил влечет штрафы для должностных лиц 30000-40000 руб., для юридических лиц – 80000-120000 руб.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)

Напомню содержание статей:

Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф

Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Для этого плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора. Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Это правомочие за ведомством сохранено. Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение.

Сумма штрафа составляет в отношении:

  • должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Сбор по итогам 2018 года требовалось внести не позднее 15.04.2019. По состоянию на эту дату административная ответственность за неуплату экологического сбора еще не была введена. В связи с этим полагаем, что к плательщикам, не внесшим сбор за 2018 год, штрафы по КоАП РФ неприменимы.

Напомним, что действующая форма расчета экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, в решениях «1С:Предприятие 8» реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Подготовлены изменения в указанную форму Расчета . В частности, предполагается, что Раздел 2 «Расчет суммы экологического сбора» будет состоять из подразделов:

  • 2.1 «Расчет суммы экологического сбора товаров (без упаковки товаров)»;
  • 2.2 «Расчет суммы экологического сбора упаковки»;
  • 2.3 «Итоговая сумма экологического сбора».

Проверьте, какие нарушения могут быть на вашем предприятии

Чтобы не попасть на новые огромные штрафы, проведите у себя комплексный экологический аудит с целью проверки соблюдения современных экологических норм и требований по более 100 пунктам с подробнейшим отчетом по результатам.

Несвоевременное внесение платы за негативное воздействие. Ст. 8.41 КоАП РФ

Несвоевременное внесение платы за негативное воздействие — это состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
(введена Федеральным законом от 26.12.2005 N 183-ФЗ)

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Если предприятие относится к категории малого и среднего бизнеса (МСП), то штраф может быть заменен на предупреждение. Для этого при рассмотрении дела об административном правонарушении вы должны должностному лицу, рассматривающему ваше дело, предоставить ходатайство о замене административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в частности, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах 4-й категории.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Читайте так же:  Назначение административного наказания при наличии исключительных обстоятельств

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, если ваша организация внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду позднее 01 марта года, следующего за отчетным — то высока вероятность привлечения ее к административной ответственности.

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2020 году

Время чтения: 6 мин

Доброго времени суток!

Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.

Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

4. Уголовная ответственность за загрязнение вод

Помимо административных мер наказания, в сфере охраны водной среды есть и уголовные наказания, в частности, установленные статьёй 250 УК РФ «Загрязнение вод»:

Вы не понесете административной и уголовной ответственности лишь в том случае, если Ваше предприятие имеет всю необходимую экологическую и разрешительную документацию на водопользование. Вы всегда можете обратиться в «ЭкоПромЦентр» за консультацией и разработкой экологической документации.

Ужесточение ответственности за нарушение экологического законодательства

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ внесены поправки в нормы КоАП РФ, которые регулируют ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами производства и потребления.

Помимо этого, введена ответственность за неуплату (неполную уплату) экологического сбора. Изменения в КоАП РФ действуют с 17.06.2019.

Для справки.

Плательщиками экологического сбора являются компании:

Производители и/или импортеры товаров (упаковки) входящие в Перечень товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, при этом производитель/импортер не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);

Компании обязавшиеся утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но не выполнившие нормативы утилизации в отчетном году.

Основание: п. п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Правил взимания экологического сбора.

Порядок расчета экологического сбора:

Для производителей и импортеров, не осуществляющих утилизацию товаров (упаковки) самостоятельно:

(Ставка экологического сбора) * (Масса товаров (упаковки) выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за предыдущий отчетный период) * (Норматив утилизации отходов, установленный на отчетный период)

Для производителей и импортеров, которые самостоятельно утилизируют отходы, но не выполнили установленных нормативов:

Ставка экологического сбора * (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчетный период, исходя из норматива — Количество утилизированных отходов за отчетный год).

Основание: п. 6;7 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6;8 Правил взимания экологического сбора.

Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ необходимо отправить не позднее 1-го апреля года следующим за отчетным.

Производитель — в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;

Импортер – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Основание: Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 в ред. Постановления Правительства РФот 25.07.2018 № 868.

Оплата экологического сбора производится до 15 апреля включительно года следующим за отчетным.

Основание: п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073.

Обращение с отходами и предоставление отчетности

Ранее нарушение требований в области обращения с отходами подпадало под действие ст. 8.2 КоАП РФ «О несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность и максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб. Теперь статья 8.2 КоАП РФ изложена в новой редакции и состоит из 12 частей вместо 1, а Кодекс дополнен новыми статьями, содержащими по несколько составов административных правонарушений. Так введена ответственность по:

  • ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  • ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  • ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП – от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.

В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.

Читайте так же:  При административном аресте отбирают телефон

В отношении юридических лиц предусмотрены санкции в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.

Штрафы за выбросы

Основной нормативно-правовой акт, содержащий указания по размерам наказаний за административные нарушения – это Кодекс об административных правонарушениях РФ. В нем содержится насколько интересующих нас глав, в том числе Глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», включающая штрафы и прочие санкции за нарушение законодательства в сфере экологии.

В данной статье мы расскажем про штрафы, касающиеся нарушений за выбросы вредных веществ в атмосферу.

Штрафы за нарушения правил охраны атмосферного воздуха

Что касается воздушной среды, штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха входят в состав статьи 8.21. Как правило, санкции для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц различаются по размерам и строгости. Представим грозящие природопользователям санкции в виде таблицы, включающей виды нарушений и соответствующие наказания для разных категорий лиц, кроме граждан. Штрафы приведены в рублях, административное приостановление деятельности (далее – АПД) – в сутках.

Состав нарушения Для должностных лиц Для ИП Для юридических лиц
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (разрешение на выброс) 40000-50000 30000-50000

АПД до 90 суток

180000-250000

АПД до 90 суток

Нарушение условий специального разрешения на выброс или вредное физическое воздействие 10000-20000 30000-50000 80000-100000 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование либо использование неисправных ГОУ и аппаратуры контроля выбросов 1000-2000 1000-2000

АПД до 90 суток

10000-20000

АПД до 90 суток

Иная ответственность за нарушения правил выброса и эксплуатации установок, загрязняющих воздух

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” устанавливает правовые основы требования и охраны воздуха. Обратите внимание, что разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух сейчас не требуется для категорий объектов ОНВ со второй по четвертую. Для объектов I категории до получения комплексного экологического разрешения все еще требуется наличие разрешения на выброс.

Кроме административной ответственности, ответственность за такие нарушения предусмотрена и нормами уголовного права. В частности, Уголовный Кодекс РФ содержит статью 251 «Загрязнение атмосферы». Согласно ей, нарушения правил выброса или эксплуатации установок, сооружений, повлекшие загрязнение воздуха, приводят в зависимости от обстоятельств и тяжести преступления к ответственности в виде:

Кстати!

Правила эксплуатации ГОУ установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. № 498 “Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа”.

Вы не понесете административной и уголовной ответственности лишь в том случае, если Ваше предприятие имеет всю необходимую экологическую и разрешительную документацию на выбросы. Вы всегда можете обратиться в «ЭкоПромЦентр» за консультацией и разработкой экологической документации.

Введение штрафов за неуплату экологического сбора для компаний производителей и импортеров

Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг;

Еленой Мишкиной, руководителем группы развития департамента бухгалтерских услуг,
«Бейкер Тилли Рус»

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами теперь зависят от тяжести последствий

До 17.06.2019 действовала статья 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде административных штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:

  • с отходами производства и потребления;
  • веществами, разрушающими озоновый слой;
  • иными опасными веществами.

Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2-8.2.3 КоАП РФ, п.п. 2-6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ).

Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.

Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:

  • при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:

  • совершения этого же нарушения в течение года повторно;
  • причинения вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

На наш взгляд, к ответственности по КоАП РФ с учетом поправок, внесенных Законом № 141-ФЗ, организации и индивидуальных предпринимателей вправе привлекать за правонарушения, совершенные начиная с 17.06.2019.

Видео (кликните для воспроизведения).

От редакции. На сайте есть специальный раздел «Экологические платежи, отчетность в Росприроднадзор». Материалы раздела помогут разобраться, какие платежи должна рассчитать и перечислить в бюджет именно ваша компания.

Источники

Штраф за загрязнение окружающей среды физическим лицом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here