Слушания по административным делам

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Слушания по административным делам". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Рассмотрение ходатайства судом

Полученное ходатайство обязательно вносится судом в протокол заседания. Судья может удовлетворить данную просьбу или отказать. Обжаловать полученное решение сторона не может. Уже отмечалось, что в случае неявки в указанный срок на заседание, оно будет проведено без заявителя. Соответственно и решение по делу будет принято в отсутствии одной из сторон. Потому, необходимо приложить максимум усилий и иметь веские причины для переноса.

Читайте так же:  Совершил административное правонарушение предусмотренное

Важно! Нужно приложить все имеющиеся документы, подтверждающие основания. Это позволит сократить возможность получения отказа на данную просьбу.

Таким образом, все участники процесса имеют право подать ходатайство с просьбой перенести заседание при появлении веских оснований для этого. Они обязательно должны иметь документальное подтверждение. Подавать прошение следует, как только возникли данные обстоятельства. Тянуть с просьбой не стоит, чтобы не опоздать. Если заседание перенесено не будет, слушание состоится даже без присутствия одного из участников.

Слушания по делу

  • Пустят ли родственников на предварительное слушанье по уголовному делу?
  • НА КАКОЕ ЧИСЛО НАЗНАЧЕНО СЛУШАНИЕ ДЕЛА ПО удо Матылыгину О.Ю,
  • Как перенести предварительное слушание по уголовному делу.
  • У меня сегодня слушание по адмистративному делу а паспорта нет. Что делать?
  • Отложат ли слушание по делу об УДО, если не найдут потерпевшего? На сколько?
  • Публикации
  • Постановление по административному делу
  • Штрафы по административным делам
  • Жалоба по административному делу
  • Документы по административным делам
  • Повестка по административному делу

Советы юристов:

23.1. В описанной ситуации вы на основании ст 94 ГПК РФ имеете право на компенсацию транспортных расходов Моральный же вред ст 151 ГК РФ в таких случаях не возмещается

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019)
ГПК РФ Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
расходы на оплату услуг представителей;
расходы на производство осмотра на месте;
компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;
связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
другие признанные судом необходимыми расходы.

28.3. Максим, здравствуйте!

Вернут ли потраченные деньга за адвоката по соглашению? нет, не вернут.
Вы заключили соглашение и сами оплачиваете защиту адвоката.
Вознаграждение назначенным адвокатам выплачивается из федерального бюджета.
Ваше право было отказаться от адвоката по назначению, что Вы и сделали, но адвокату по назначению оплатят за участие один день (сколько участвовал).

Статья 152 КАС РФ. Отложение судебного разбирательства административного дела (действующая редакция)

1. Отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:

1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;

2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;

3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;

4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.

3. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.

4. Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение.

5. В случае отложения судебного разбирательства административного дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.

6. В случае отложения судебного разбирательства административного дела назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы.

7. Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Уточняющие вопросы по теме

какой суд рассматривает административные дела – мировой или районный ?

Можно ли присутствовать на заседании по административному делу в качестве слушателя без ходатайства сторон по делу?

Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

Читайте так же:  Образцы в суд по административному делу

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

Само желание присутствовать в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел в качестве слушателей указывает на тот факт, что граждане осознают необходимость повышения своих юридических знаний, получения необходимых навыков при реализации своего конституционного права на судебную защиту. Правовое просвещение более эффективно, если в дополнение к нему гражданин на примере судебного разбирательства конкретного дела имеет возможность лично удостовериться в практическом применении норм права судами. В конечном итоге граждане приобретают необходимые навыки и опыт для защиты своих прав и свобод в судебных органах. Любой слушатель может присутствовать если он не является свидетелем до процесса либо если это открытое заседание.

Спасибо, буду знать.

Доброго времени суток. По общему правилу это возможно, действующее законодательство процессуальный не запрещает этого, Однако на практике просто так прийти судебный процесс сложно, это вызовет много вопросов у судьи.

Ходатайство о переносе судебного заседания

Существуют случаи, когда сторона вправе просить о переносе заседания суда. Для этого необходимо грамотно оформить нужные бумаги и изложить причину подобного требования, но предварительно нужно тщательно изучить, как составить ходатайство о переносе судебного заседания, потому что ошибка приведет к отказу в удовлетворении просьбы.

В какие сроки надо подать ходатайство, за сколько до заседания

Прошение необходимо подавать правильно, соблюдая определенные сроки. Лучше при обнаружении основания для переноса сразу же сообщить в соответствующую инстанцию. Просьбу рассматривать дело в другое время следует отправлять и при болезни представителя одной из сторон. Подавать ее должна сторона, а не конкретно доверенное лицо. При нахождении участника в стационаре допускается передача ходатайства близкими родственником. Обязательно дополняется бумага справкой о болезни.

Важно! Для передачи заявления рекомендуется выбирать канцелярию судебного отделения. Почта не является подходящим вариантом из-за увеличения срока доставки.

Если причиной желания переноса является неготовность стороны к заседанию, следует явиться в назначенный день и высказать свою просьбу судье в устной форме. Сделать это нужно, пока суд не удалился в совещательную комнату. Не стоит временить и откладывать отправку просьбы. Чем быстрее судебное отделение получит и рассмотрит заявление, тем быстрее будет озвучено решение.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Основания для подачи ходатайства по административному делу

Для указанной просьбу существует несколько оснований. Ключевым является невозможность явиться на заседание в установленное время или качественно подготовиться к нему. Это может быть связано с опозданием получения вызова в суд, командировкой, нахождением в регионе, слишком сильно отдаленном от места, где будет проходить разбирательство (такое обычно происходит, когда лицо проводит отпуск в другой стране). Оформление ходатайства о переносе судебного заседания по административному делу допустимо при необходимости совершения дополнительных действий, включая запрос новых доказательств, проведение экспертиз.

Отложить дело требуется при изменениях в списке его участников. Если от лица одной из сторон будет выступать новый представитель, ему потребуется время для изучения дела, что провоцирует необходимость переноса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Переносить заседание суд может только по уважительной причине

Когда ответчик обращается со встречным иском, тогда также слушание переносится. Сторонам требуется время для ознакомления с новыми материалами и грамотного продумывания возражений. Указанные основания являются общими и могут меняться в зависимости от конкретного случая.

Среди основных причин для переноса слушания можно отметить:

  • Отсутствие одного из участников дела. Причиной может стать неправильное уведомление. Неявка бывает из-за болезни. Тогда требуется документальное подтверждение данного факта.
  • При подаче встречного иска от второй стороны.
  • Возникла необходимость предоставить новые доказательства.
  • Появилась нужда в привлечении к процессу других участников.
  • Возникли технические неполадки.

Обратите внимание! Рассмотрение дела продолжается с момента, где было закончено ранее. При переносе процесса учитывается время, требующееся для уведомления участников о новой выбранной дате. Также берутся во внимание действия, которые требуется произвести для подготовки к слушанию.

Оформление ходатайства, как правильно подготовить

Четких правил, по которым должно быть составлено ходатайство, не установлено. Существует определенная модель заполнения заявления. Можно предварительно ознакомиться с примерами оформления. Необходимо помнить о всей информации, которую нужно указать на бумаге.

Образец ходатайства о переносе судебного заседания

Документ содержит положения, отражающие личность заявителя и основания, из-за которых следует назначить другую дату слушания. Образец заявления о переносе заседания суда содержит следующие сведения:

  1. Наименование судебного отделения, куда направляется обращение, и ФИО судьи.
  2. ФИО заявителя и его статус в процессе, включая свидетеля. Если заполняется документ представителем, обязательно отмечается сторона интересов, которую он защищает, и номер дела.
Читайте так же:  Взыскание наложенных административных штрафов

Данные сведения располагают в верхнем углу справа. После упоминая по центру, что данная бумага является ходатайством о переносе, по всей ширине документа необходимо отметить следующее:

  1. Сведения, касающиеся сути дела.
  2. Отметить дату слушания.
  3. Основания, ставшие препятствием для присутствия на заседании в установленный срок.
  4. Указание документальных подтверждений описанных оснований.
  5. Отсылка к законодательству — статья 167 ГПК РФ.
  6. Заключение с просьбой. Следует описать, на какой срок или число нужно перенести разбирательство.

В завершении внизу указывается дата составления и личная подпись. Подавать составленный документ можно следующими способами:

  • лично в ходе явки на заседание суда;
  • в приемные часы судебного отделения;
  • отправив заказное письмо;
  • при помощи электронной почты, при этом обязательно следует дождаться уведомления о принятии заявки.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Обязательно ли подавать ходатайство

Выполнять подобное действие обязательно при условии намерения самостоятельно представлять интересы и быть на заседаниях. Если просто не явиться на место в указанный срок, судебное решение будет вынесено все равно. Данное правило действует и по отношению к простым гражданским делам, включая взыскание долгов, расторжение брачных отношений. Подобные разбирательства занимают обычно одно заседание.

Вынужденный отъезд — одно из оснований

Личное присутствие позволяет урегулировать конфликт на более выгодных условиях, участвовать в процессе и представлять собственную точку зрения и интересы. Потому, если возникли обстоятельства, не позволяющие быть на заседании, следует обязательно написать прошение на перенесение дела.

Обратите внимание! Важно представить уважительную причину, чтобы рассмотреть иск можно было в другое время. Если возникли проблемы с получением юридической помощи по данной ситуации, ходатайство может быть выражено не только письменно, но и устно.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности штраф

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Мировые судьи в Псковской области

Мировой судья: Жежерун Дмитрий Николаевич Адрес: 182670, Дно, ул. Космонавтов, 84 Телефон: (81135) 2-64-18 E-mail: [email protected] График работы: 9.00-18.00 Обед: 13.00-14.00 Выходные дни: Суббота, Воскресенье Время приема граждан и юридических лиц: по режиму работы Реквизиты для уплаты государственной пошлины:

Получатель — УФК по Псковской области(Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Псковской области)

Счет (единый казначейский счет УФК по Псковской области) 40101810400001010002 Отделение г. Псков

КБК (код бюджетной классификации) — 18210803010011000110,

Платеж: Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Судебное разбирательство по административному делу

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Комментарий к ст. 152 КАС РФ

2. В зависимости от оснований отложение судебного разбирательства может носить обязательный или факультативный характер. Обязательным будет отложение в тех случаях, когда суд обязан отложить разбирательство дела в силу прямого указания закона (см. комментарий к ст. 150 КАС). Факультативным следует считать отложение разбирательства в тех случаях, когда суд вправе (а не обязан) переносить рассмотрение дела на другой день, исходя из собственной оценки обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании, как достаточных для отложения слушания дела. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает только основания факультативного отложения. При этом в отличие от ГПК, в котором содержится лишь примерный перечень, включающий наиболее типичные случаи, влекущие отложение разбирательства дела на другое время, КАС допускает отложение судебного разбирательства административного дела только в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

В то же время п. 4 ч. 2 комментируемой статьи содержит явный элемент дискреции, допуская возможность отложения разбирательства при возникновении необходимости совершения иных процессуальных действий. Под иными процессуальными действиями, необходимость совершения которых может быть основанием факультативного отложения, очевидно, подразумеваются обстоятельства, препятствующие продолжению разбирательства административного дела в данном судебном заседании, но не предусмотренные п. п. 1 — 3 ч. 2 анализируемой статьи и не относящиеся в соответствии со ст. 190 КАС к основаниям обязательного приостановления производства по административному делу.

Читайте так же:  Штраф за просроченный паспорт квитанция

Судья (если дело рассматривается единолично) или суд вправе во всех перечисленных случаях отложить разбирательство дела на другой день.

4. В определении об отложении разбирательства дела, которое выносится в виде отдельного документа либо излагается в протоколе судебного заседания, указываются причины отложения и меры, которые должны быть приняты к обеспечению разрешения дела по существу в следующем судебном заседании. Суд, откладывая разбирательство дела, назначает день судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участвующих в деле лиц, истребования доказательств и совершения других процессуальных действий, о чем объявляет явившимся лицам под расписку. Неявившиеся и вновь привлекаемые к участию в процессе лица о времени и месте судебного заседания извещаются повестками. Новое разбирательство дела после его отложения начинается сначала.

Возможности обжалования определения об отложении судебного разбирательства закон не предусматривает.

5. Допрос явившихся в судебное заседание свидетелей при отложении разбирательства административного дела является проявлением принципа процессуальной экономии. Помимо этого целью такого допроса является экономия времени самих явившихся свидетелей, поскольку это позволяет не вызывать их в новое судебное заседание.

Допрос свидетелей при отложении разбирательства дела — право, а не обязанность суда. Он возможен по просьбе явившихся свидетелей об этом (например, со ссылкой на занятость по работе, выезд в командировку, болезнь, отдаленность места жительства и т.д.), ходатайству участвующих в деле лиц, инициативе суда. При этом, как указано в комментируемой статье, в судебном заседании должны присутствовать стороны, из чего следует однозначный вывод о том, что допрос свидетелей в случае отсутствия какой-либо стороны невозможен. Думается, что данное ограничение возможности допроса явившегося свидетеля при отложении разбирательства административного дела обусловлено действием принципов состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС), при том что состязательность и равноправие сторон в данном случае имеют безусловный приоритет перед процессуальной экономией: было бы в корне неверно в угоду процессуальной экономии жертвовать правом сторон (одной из сторон) на участие в допросе свидетеля, которое гарантировано им законом (ч. 5 ст. 161 КАС), тем более что это может негативно отразиться на правосудности будущего судебного решения.

Вторичный вызов в судебное заседание свидетелей, допрошенных при отложении разбирательства дела, необязателен, в том числе и при изменении состава суда в ходе производства по делу. Исходя из принципа состязательности (ст. 14 КАС) более правильным представляется решение вопроса о необходимости вторичного вызова свидетелей судьей или судом в коллегиальном составе с учетом мнения участвующих в деле лиц.

Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание по делу возможен по мотивированному определению суда лишь в случае необходимости их повторного допроса, например в связи с обнаружением противоречий их показаний другим доказательствам относительно фактов, имеющих существенное значение для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

При повторном рассмотрении дела после отмены ранее вынесенного решения могут быть оглашены в совокупности с другими доказательствами имеющие значение для дела показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, в котором было вынесено отмененное решение, если участие свидетеля в новом судебном заседании невозможно (вследствие болезни, длительной командировки и т.п.).

6. Следуя сложившейся в гражданском судопроизводстве традиции, КАС не устанавливает предельного срока, на который может быть отложено рассмотрение административного дела. Однако существует как минимум три фактора, определяющих продолжительность отложения, которые не могут не учитываться судом при назначении даты рассмотрения отложенного дела: срок отложения должен обеспечивать совершение в период между заседаниями необходимых процессуальных действий (например, действий по истребованию доказательств); длительность отложения не должна противоречить задаче своевременного рассмотрения административного дела, т.е. не должна превышать установленных законом сроков рассмотрения административных дел (см. комментарий к ст. 141 КАС); срок отложения должен обеспечивать выполнение судом обязанности по вызову участников судебного разбирательства.

Первый из трех факторов представляется очевидным доводом против нормативного закрепления предельного срока отложения, поскольку различные препятствия к продолжению судебного разбирательства, которые являются основаниями для его отложения, требуют разного количества времени для их устранения. Отсюда вытекает необходимость установления сроков отложения на основе судебной дискреции по каждому административному делу с учетом его конкретных обстоятельств. Более императивный характер имеет фактор необходимости соблюдения нормативных сроков рассмотрения дела при определении продолжительности отложения судебного разбирательства. Время, затраченное на устранение препятствий к рассмотрению дела при отложении судебного разбирательства (срок отложения), не исключается из общего срока рассмотрения дела, который предусмотрен ст. 141 КАС. Поэтому следует избегать необоснованного отложения разбирательства дела, что, как справедливо отмечалось Пленумом ВС РФ, влечет за собой нарушение сроков, препятствует своевременному разрешению споров, порождает волокиту, необоснованное отвлечение граждан от участия в общественном производстве, лишает стороны возможности осуществления их процессуальных прав.

Источники

Слушания по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here