Состояние административных правонарушений

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Состояние административных правонарушений". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.3 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса внесены изменения

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического, утвержденный приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н

См. Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденные постановлением Правительства России от 23 января 2015 г. N 37

См. Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденные постановлением Правительства России от 26 июня 2008 г. N 475

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.3 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Виды административных правонарушений

30 декабря 2001 года вступил в силу Кодекс РФ об Административных правонарушениях (КоАП РФ). Кодексом предусмотрено привлечение к ответственности, лиц, совершивших административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения дано в ст.2.1 КоАП РФ. — им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В понятии имеется ряд признаков.

Признаки административных правонарушений

Для того, чтобы действие или бездействие были признаны административным правонарушением необходимо чтобы:

    была нарушена норма права закрепленная в Кодексе, которая запрещает совершение определенного действия или бездействия.

Например: КоАП РФ ст.7.1 запрещает самовольный захват, без надлежаще оформленных документов, земельного участка, некий гражданин занял без таких документов участок, своими действиями он нарушил указанную норму права.

лицо понимало (т.е. действовало умышленно) или должно было понимать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает норму права.

В приведенном выше примере гражданин понимал, что у него отсутствуют документы на земельный участок, но сознательно занял его.

К административным правонарушениям совершенным по неосторожности можно отнести нарушение правил пожарной безопасности, ст.20.4 КоАП РФ, когда ответственное лицо знает что несоблюдение правил противопожарной безопасности может привести к пожару, но по небрежности считает, что ничего не произойдет.

для привлечения к ответственности гражданин должен достичь шестнадцати лет, если моложе то административная ответственность не наступает.

Для некоторых видов административных правонарушений лицо должно занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, быть собственником, владельцем автотранспортных средств или земельного участка.

Кроме того, к этому виду ответственности могут быть привлечены юридические лица.

Не подлежат привлечению к ответственности лица совершившие правонарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайней необходимостью являются действия, имеющие признаки административного правонарушения, но совершенные для устранения опасности причинения вреда этому или другим лицам, а также государству. Причиненный вред должен быть меньше чем предотвращенный.

Невменяемость, это когда человек не может осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у лица установлена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Читайте так же:  Когда составляется протокол об административном правонарушении коап

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Читайте так же:  Запрет курения на балконе в россии

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Статья 4.3. КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Ст 4.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  • 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
  • 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • 4) совершение административного правонарушения группой лиц;
  • 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Объективная сторона

Этот компонент содержит в себе действие или бездействие, запрещенное административным правом. Что это значит? Действие или бездействие не может «покушаться» на определенные общественные отношения. В законодательстве фиксируются элементы, содержащие объективную сторону административного правонарушения. Повторяемость одного действия либо бездействия служит главным условием для того, чтобы признать какое-либо деяние преступлением, имеющим место быть. Повторное совершение злодеяния в законодательстве — это отягчающий факт. За ним может последовать более жесткое наказание. Повторное действие следует отличать от неоднократного. Также в рамках административного законодательства следует разделить длящееся и прекратившееся деяния.

Ответственность

Проступок не должен оставаться безнаказанным. Административная ответственность — это вид юридического наказания. Она наступает в том случае, если человек не выполнил каких-либо обязательств со своей стороны, которые были ему вменены. Виновность действия предполагает умышленность или неосторожность. Присутствие вины — обязательный признак состава административного правонарушения. При отсутствии какого-либо из компонентов вероятно исключение ответственности за злодеяние. Следует различать признаки административного правонарушения от юридического состава преступления. Этот вопрос имеет несомненное практическое значение. При всех признаках может и отсутствовать состав административного правонарушения.

Виды преступлений

Административное правонарушение может совершаться в первый раз или являться рецидивом. В первом случае к гражданину могут проявить снисхождение. В качестве наказания при этом используют предупреждение. Если же человек привлекается не единожды, то наказание будет более строгим, в соответствии с законодательством. К административным правонарушениям следует отнести, например, распитие алкогольных напитков с несовершеннолетними, курение в общественном месте, нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Проступки могут носить различный, в том числе и комплексный характер, быть как дисциплинарными, так и административными одновременно. Еще одним примером является нарушение правил охраны природных ресурсов. Социальная значимость деяния является антиобщественной, если причиняет вред гражданам, обществу или государству.

Элементы состава преступления

Объект, субъект, объективная и субъективная сторона – вот основные компоненты. Рассмотрим их подробнее. Объект представляет собой общественные отношения. Они регулируются нормами права и охраняются мерами ответственности. В качестве объектов выступают нормы, требования закона и отдельные положения и акты. К примеру, хулиганство может выражаться в посягательстве на общественную безопасность. Законом не предусмотрено прямого запрета на совершение этого действия. Но наказанию преступник, тем не менее, подвергается. Это обеспечивается законодательно посредством административной ответственности.

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Читайте так же:  Из за чего происходит загрязнение окружающей среды

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Видео (кликните для воспроизведения).

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Противоправность действия

Только Кодекс об административных правонарушениях (РК) определяет, какое деяние может расцениваться как антиобщественное. Следовательно, не все такие действия могут содержать признаки преступления. Противоправность может быть только в совершенном деянии, нарушающем нормы права. Они могут быть не только административными, но и взаимодействовать с некоторыми другими отраслями. Соблюдение данных норм охраняется мерами об ответственности административного характера.

В каких случаях наказание не предусмотрено

Например, лицо, не достигшее 16 лет, нарушило правила ПДД. Административное правонарушение было совершено – факт злодеяния есть. Однако человека нельзя привлечь к ответственности, так как в его действии отсутствует состав правонарушения административного характера. В соответствии с законодательством, к ответственности можно привлечь лицо, которое достигло 16 лет. Важно понимать, чем отличается состав административного правонарушения от смежных с ним преступлений. Разберемся с понятием. Составом административного правонарушения считается совокупность закрепленных нормативно-правовых актов. Если имеются таковые, то можно привлечь гражданина к ответственности, наложив на него соответствующее наказание.

Виды административных правонарушений

Кодекс об административных правонарушениях разделяет нарушения на следующие виды перечисленные в Особенной части:

    Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Это правонарушения связанные с избирательными правами граждан, подкуп избирателей, незаконное финансирование избирательной компании и т.д.;

  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, такими правонарушениями являются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, незаконное занятие народной медициной и т.д.;
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Это правонарушения, посягающие на право собственности, самовольное занятие земельного участка, самовольная добыча янтаря и т.д.;

  • Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, такими правонарушениями являются сокрытие или искажение экологической информации, порча земель и т.д.;
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, такими правонарушениями является нарушения строительных норм и правил, требований в энергетике и промышленности, нарушение обязательных требований в области строительства и применения материалов и т.д.;
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, такими правонарушениями являются, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и т.д.;
  • Административные правонарушения на транспорте, такие как нарушение правил плавания, нарушение требование авиационной безопасности и т.д.;
  • Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации, такие как нарушение правил охраны линий или сооружений связи.

    Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств и т.д.;

    Состояние административных правонарушений

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Группы административных правонарушений

    Административные правонарушения можно разделить на следующие группы:

    • материальные — это правонарушения в результате которого наступает какое-либо вредное материальные последствие;
    • формальные — это правонарушение в результате которого, не наступает какое-либо вредное материальные последствие;
    • длящиеся — это правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Пленум Верховного Суда РФ №5 от 24.02.2005г.;
    • обычные — это правонарушения оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия (бездействия)(например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства);
    • повторные — это однородные правонарушения, которые совершены одними тем же лицом, за которое оно уже подвергалось административному взысканию и КоАП предусмотрена более тяжкая ответственность за повторность.

    Вас может заинтересовать ментальная карта «Призыв на военную службу», где подробно рассказано кому могут дать отсрочку

    Или узнайте ЗДЕСЬ, что делать если вы потеряли паспорт

    Механизм регулирования

    Для реализации юридических норм необходимо создать соответствующие отношения. Это неотъемлемый элемент механизма правого государственного регулирования. Кодекс об административных правонарушениях (РК) стал катализатором в проблеме административно-процессуальных взаимоотношений между разными субъектами в юридическом поле. В связи с этим произошли некоторые трансформации в определениях. Пересмотрено и такое понятие, как административное правонарушение. По сути, это акт целенаправленного поведения, которое представлено в двух формах: действии и бездействии. Органами от исполнительной власти должны реализовываться различного рода нормы, связанные с разными преступлениями. Такая деятельность больше носит государственно-управленческий характер. Все действия, связанные с Кодексом, необходимо рассматривать с процессуальных позиций.

    В каких случаях наступает ответственность?

    Административное правонарушение должно быть доказано. При этом гражданин не обязан отстаивать свою правоту. В случае если его проступок признан противозаконным на основании свидетельств и доказательств, то это повлечет административную ответственность. Этот вид наказания не считается уголовным. Как правило, такого рода дела не предусматривают лишения свободы.

    Читайте так же:  Администрирование административных штрафов

    Определение

    Что такое административное правонарушение? Под этим определением понимают деяние, посягающее на общественный либо государственный порядок или права и свободы граждан, на имеющуюся структуру управления. Это противозаконное действие или бездействие. Административное правонарушение носит антиобщественный характер. В качестве возмездия законодательство предусматривает соответствующие санкции.

    Комментарий к статье 4.3. КоАП РФ:

    1. Многие жизненные обстоятельства могут влиять на тяжесть совершенного административного правонарушения. Но только обстоятельства, указанные в данной статье, являются основанием для усиления административной ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    2. Перечень указанных в комментируемой статье обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, т.е. судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, не вправе признать отягчающими обстоятельства, не перечисленные в данной статье.

    3. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании лица отказаться от продолжения противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения. К уполномоченным лицам относятся представители государственной власти, должностные лица контрольно-надзорных органов и другие лица, которые по своему правовому статусу, должностному положению уполномочены требовать от других субъектов соблюдения установленных правил, норм, нормативов, стандартов. При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц образует самостоятельный состав административного правонарушения (см., например, ст. 20.27).

    4. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающим обстоятельством. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное наказание, назначенное за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административное правонарушение может быть, на наш взгляд, признано, во-первых, если лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию, вновь совершает административные правонарушения; во-вторых, если не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания; в-третьих, если правонарушение совершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было применено административное наказание; в-четвертых, если повторное совершение правонарушения не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения.

    5. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения и др.). Вовлечение этих лиц в совершение преступлений образует состав преступления, предусмотренный статьей 150 УК РФ.

    6. Совершение административного правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий двух или более лиц для совершения одного и того же правонарушения. Совершение однородных административных правонарушений несколькими лицами, не объединенными в группу, не является по смыслу комментируемой статьи отягчающим ответственность обстоятельством.

    7. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах закон признает отягчающим обстоятельством. Лицо, использующее такие обстоятельства для совершения административного правонарушения, должно нести повышенную ответственность (в пределах установленных санкций).

    8. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством. Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показания свидетелей и др.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава (см. ст. ст. 12.8, 20.21). В отличие от других отягчающих обстоятельств состояние опьянения не всегда может быть признано таковым. Закон предоставляет право судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать состояние опьянения нарушителя отягчающим обстоятельством.

    9. Комментируемая статья устанавливает общее условие для признания рассмотренных обстоятельств отягчающими административную ответственность. Они могут учитываться в качестве таковых, если они не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    Что такое административное правонарушение?

    В Российском сборнике законов достаточно много места отведено для трактовки различных нормативных понятий. Среди них и термин «административное правонарушение». Что это такое? Какие деяния подпадают под данную категорию? Чем это чревато? Об этом мы и поговорим в данной статье. Мы подробно разберем, что собой представляет административное правонарушение (примеры преступлений будут приведены в обязательном порядке) и какого наказания следует ожидать за содеянное.

    Субъекты

    К этой категории следует отнести физических и юридических лиц. Все субъекты разделены на 3 категории: общую, особую и специальную. В первую группу входят вменяемые граждане, возраст которых – от 16 лет. В качестве специального субъекта может выступать должностное лицо, родитель (либо оба), иностранец, находящийся на территории РФ и не пользующийся дипломатическим иммунитетом, а также лицо, не имеющее гражданства. К особой группе следует отнести военнослужащих, находящихся на сборах граждан, представители начальствующего либо рядового состава внутренних органов. За свои проступки эти люди несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Но, к примеру, за такие действия, как нарушение пограничного режима, ПДД, таможенных положений и правил и прочих они понесут наказание в соответствии с общими нормами права.

    Административное правонарушение и административная ответственность

    Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.

    Признаками административного правонарушения (проступка) являются:

    1) общественная опасность;

    Общественная опасность административных проступков заключаются в том , что они посягают на нормальный ход общественных отношений в сфере государственного и общественного порядка, прав и свобод граждан.

    Читайте так же:  Курение в подъездах жилых домов штраф статья

    Например, в нарушении общественного порядка и безопасности при совершении хулиганских действий, в возникновении угрозы жизни и здоровью человека при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и др.

    Противоправность административного проступка состоит в том , что он представляет собой деяние, запрещенное законом или иным нормативным актом.

    Например, нарушение правил охоты, продажи продовольственных и непродовольственных товаров и т. п.

    Виновность при совершении административного проступка состоит в том , что ответственность за его совершение наступает только при наличии вины лица, то есть умысла или неосторожности .

    Некоторые административные правонарушения могут быть совершены с умышленной формой вины, то есть, когда лицо сознавало противоправный характерсвоего действия (бездействия ), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к нимбезразлично (ст. 2.2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).

    К таким правонарушениям относятся — умышленное создание помех для дорожного движения, умышленное невыполнение требований прокурора, злостное неповиновение требованию работника полиции, мелкое хулиганство и т. п.

    Неосторожность как форма вины предполагает, что лицо , совершившее административное правонарушение предвидело возможность наступления вредных последствий , своего действия (бездействия) , но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть .

    Примером административного проступка, совершенного с неосторожной формой вины может послужить передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления им, при которой водитель может рассчитывать на предотвращение аварийной ситуации на дороге, самонадеянно полагаясь на свой большой опыт и малую интенсивность движения.

    Наказуемость административного проступка означает , что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.

    Состав административного проступка образуют четыре элемента.

    1) объект правонарушения — охраняемые законом общественные отношения в той или иной области, на нормальный ход которых посягает противоправное действие.

    Например, объектом правонарушения , предусмотренного ст. 115 КоАП РФ — нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, является безопасность дорожного движения ;

    2) объективная сторона — все противоправные действия или бездействия, которыми нарушаются установленные правила поведения.

    Например, объективной стороной указанного выше административного правонарушения являются следующие действия:

    — превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;

    — несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части;

    — пользования внешними световыми приборами;

    — ремнями безопасности и др.

    Совершение противоправного бездействия может выражаться, например, в не включении на транспортном средстве фар ближнего света в условиях недостаточной видимости, в темное время суток, а также в дневное время.

    3) субъект правонарушения — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ) за определенную категорию правонарушений, к которым, в частности, относятся:

    — нарушение правил дорожного движения;

    — нарушение режима государственной границы Российской Федерации.

    Законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних, предусматривая возможность рассмотрения дел об административных нарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, (ч.2 ст.2.3. КоАП РФ);

    — в отношении несовершеннолетнего не может быть применен административный арест в качестве меры наказания (ч.2 3.9 КоАП РФ);

    — смягчающим вину обстоятельством рассматривается недостижение таким лицом совершеннолетия.

    В полной мере ответственность за совершенное административное правонарушение наступает в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста и обладающих в соответствии с законодательными актами РФ административной дееспособностью в полной мере;

    4) субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение виновного к своим поступкам, выражающимся в двух формах вины: умысла или неосторожности.

    Все вышеперечисленные признаки в совокупности определяют состав административного правонарушения и являются основанием возникновения административной ответственности.

    В зависимости от объекта административного правонарушения их можно разграничить на следующие виды:

    1) Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм).

    2) Административные правонарушения, посягающие на собственность (мелкое хищение имущества, нарушение права государственной собственности на леса, воды).

    3) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение пожарной безопасности в лесу).

    4) Административные правонарушения в области промышленности (нарушения, связанные с использованием газа, повреждение электрической сети, осквернение, разрушение памятников истории и культуры).

    5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).

    6) Административные правонарушения в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, уклонение от подачи декларации о доходах).

    7) Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок управления (неповиновение работнику полиции, нарушение таможенных правил, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8621 —

    | 8180 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники

    Состояние административных правонарушений
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here