Срок давности взыскания по административным правонарушениям

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Срок давности взыскания по административным правонарушениям". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Горячая линия

(347) 291 20 70

Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД?

Большинство водителей хотя бы однажды сталкивались с необходимостью уплаты штрафа за нарушение правил дорожного движения. Сроки уплаты штрафа и последствия его несвоевременной уплаты установлены административным законодательством РФ.

С роки уплаты штрафа

С 01.01.2016 штраф за правонарушение в области дорожного движения может быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности:

— в полном размере в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ);

— в размере половины суммы наложенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении, за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, ч. 6 и 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

С рок вступления в силу постановления о наложении штрафа

Если постановление не обжалуется, то вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления гражданином, привлеченным к ответственности (п. 1 ст. 31.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Постановление вступает в силу по истечении такого же срока и в том же порядке, если оно было обжаловано в суде, а суд вынес решение по жалобе на постановление, оставившее его в силе, и такое решение не было обжаловано (п. 2 ст. 31.1, ч. 1 ст. 30.3, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ). Если и решение по жалобе на постановление было обжаловано в вышестоящий суд и решением этого суда постановление было оставлено в силе, то такое решение вступает в силу немедленно после вынесения решения последним судом (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

О тветственность за неуплату штрафа

Если водитель в установленный срок не уплатил штраф, то начиная со следующего дня после окончания срока уплаты и в течение последующих трех месяцев его могут привлечь к ответственности в виде:

— наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 руб., либо

— административного ареста на срок до 15 суток, либо

— обязательных работ на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Водитель, не уплативший штраф за нарушение ПДД, зафиксированное камерами видеонаблюдения, не может быть арестован на 15 суток ( п. 3 Примечания к ст. 20.25 КоАП РФ).

П ринудительное взыскание неоплаченного штрафа

Если нет информации об уплате штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, должностное лицо или судья, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр постановления и в течение десяти суток направляют его судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). Последний, в свою очередь, выносит постановление о возбуждении в отношении должника исполнительного производства о принудительном взыскании штрафа за счет имущества должника и направляет его копию должнику по почте.

Примечание. Получить информацию о неуплаченных штрафах за нарушение ПДД можно на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, используя следующие сведения о транспортном средстве: данные государственного регистрационного знака, серию и номер свидетельства о регистрации.

Кроме этого, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Протокол по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Наличие у водителя неоплаченных штрафов может быть установлено сотрудником ГИБДД по базе данных.

С роки давности по взысканию штрафа

Срок давности для взыскания штрафа составляет два года с даты вступления постановления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

В течение указанного срока судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание на имущество должника — на его денежные средства, находящиеся на счетах в банках РФ, на периодические выплаты должнику (например, на заработную плату), на имеющиеся у него ценные бумаги.

Если сумма задолженности превышает 10 000 руб., судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. Копия такого постановления направляется должнику по почте (ч. 1, 3 ст. 67 Закона от 02.10.2007 N 229).

Кроме того, если после возбуждения исполнительного производства водитель добровольно не уплатит штраф, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы взыскиваемого штрафа, но не менее 1000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона от 02.10.2007 N 229).

Примечание. Срок для добровольной уплаты задолженности указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства и составляет пять дней со дня получения должником постановления (ч. 12 ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229).

Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД

Вокруг сроков давности на взыскание штрафов ГИБДД ходит много легенд, и одна из самых распространенных гласит, что если штраф не был взыскан в течение двух лет или в течение 2 месяцев, то срок исполнения истекает, а значит, штраф более взысканию не подлежит.

Как и в любой другой, в этой легенде есть лишь малая толика истины под толстым слоем небылиц. О том, каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД, мы поговорим ниже.

Сроки давности исполнения

В соответствии со ст.39.1 КоАП РФ на взыскание административного штрафа законом отводится два года. Легенда гласит, что по истечении этого срока штраф «сгорает». К сожалению, эту легенду активно поддерживают полупрофессиональные юристы, дающие советы в Интернете.

Ни о каком сгорании речи идти, конечно же, не может, поскольку двухлетний срок – это срок обращения штрафа к исполнению. Нахождение постановления о взыскании штрафа у судебного пристава приостанавливает все сроки давности по исполнению.

Читайте так же:  Состав мелкого хищения

Упрощенно говоря, орган, назначивший водителю штраф, должен в течение двух лет, начиная со дня совершения правонарушения, направить постановление о штрафе судебному приставу, если водитель не заплатил штраф самостоятельно.

Для того чтобы штраф, как принято говорить, «сгорел», должно иметь место одно из нижеперечисленных условий, а именно:

  • ГИБДД или судья не передали в течение двух лет постановление на исполнение приставу;
  • ГИБДД или судья так и не вынесли постановление о наложении штрафа.

Если все было сделано своевременно, то штраф будет висеть на водителе до тех пор, пока он не погасит его добровольно или принудительно.

Для того чтобы подтвердить все вышеизложенное, мы приведем полностью цитату из закона, а именно ст. 31.9 КоАП РФ – «Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу».

Фраза «не было приведено в исполнение» как раз и означает, что речь идет о случаях, когда постановление ГИБДД или судьи не было передано судебному приставу.

Но даже в случае, если ГИБДД не обратила штраф к исполнению, сам по себе «сгореть» штраф не сможет. Водителю по истечении двух лет потребуется обратиться к руководителю территориального ГИБДД с заявлением о списании штрафа и исключении сведений о нем из базы данных. При этом следует помнить, что на протяжении двух лет уклонения от штрафа водитель будет под постоянным прессингом дорожной полиции, поскольку база данных по неоплаченным штрафам функционирует исправно.

Если же постановление было передано на исполнение, то бегать придется не только от ГИБДД, но и от судебного пристава.

Срок вступления в силу постановления о наложении штрафа

Если постановление не обжалуется, то вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления гражданином, привлеченным к ответственности.

Постановление вступает в силу по истечении такого же срока и в том же порядке, если оно было обжаловано в суде, а суд вынес решение по жалобе на постановление, оставившее его в силе, и такое решение не было обжаловано.

Если и решение по жалобе на постановление было обжаловано в вышестоящий суд, и решением этого суда постановление было оставлено в силе, то такое решение вступает в силу немедленно после вынесения решения последним судом.

Принудительное взыскание неоплаченного штрафа

Если нет информации об уплате штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, должностное лицо или судья, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр постановления и в течение десяти суток направляют его судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Последний, в свою очередь, выносит постановление о возбуждении в отношении должника исполнительного производства о принудительном взыскании штрафа за счет имущества должника и направляет его копию должнику по почте.

Если сумма задолженности превышает 30 000 руб., судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.

Указанное постановление может быть вынесено также при задолженности свыше 10 000 руб., если она не погашена по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия такого постановления направляется должнику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ч. 1, ч. 2, 10 ст. 67 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Кроме того, если после возбуждения исполнительного производства водитель добровольно не уплатит штраф, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы взыскиваемого штрафа, но не менее 1 000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Как устанавливается временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу? Узнать →

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Читайте так же:  Административное нарушение штраф сколько

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1. Применяя правила ч. 1 и 2 ст. 31.9, нужно учесть следующее:

1) они посвящены давности исполнения административного наказания. Данный институт следует отличать от давности привлечения к административной ответственности (см. коммент. к ст. 4.5);

2) постановление об административном наказании не исполняется, если истек годичный срок со дня его вступления в законную силу. При этом:

а) день вступления в законную силу определяется по правилам ст. 31.1 (см. коммент. к ней);

б) в ч. 1 ст. 31.9 имеется в виду календарный год (т.е. при его исчислении не исключаются и нерабочие дни);

3) течение срока давности:

а) прерывается только в случае уклонения лица от отбывания назначенного наказания;

б) возобновляется (при этом прошедший срок не присоединяется к сроку давности, исчисляемому после перерыва) со дня обнаружения лица, которому назначено административное наказание, либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено взыскание. В практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ст. 3.1, 3.2 (да и другими нормами КоАП, где последовательно применяется новый правовой институт — «административное наказание») и ст. 31.9, где употреблено понятие «административное взыскание» (характерное для КоАП РСФСР)? Нет, противоречие отсутствует. Дело в том, что словосочетанием «административное взыскание» законодатель в данном случае обозначает не вид административной санкции, а то, что при исполнении (например, административного штрафа) осуществляется взыскание за счет денег, иного имущества лица, которому назначено административное наказание. При этом такое взыскание основано на нормах не частного (т.е. гражданского), а публичного (в данном случае — административного) права. О порядке определения начала исчисления срока упомянутого в ч. 1 ст. 31.9 и порядка исчисления сроков, указанных в ст. 31.9 см. п. 1, 2 Письма N 115.

2. Специфика правил ч. 3 ст. 31.9 состоит в том, что:

1) они посвящены приостановлению упомянутого выше срока давности. В отличие от перерыва этого срока в случае приостановления часть срока (истекшая до момента приостановления) присоединяется к оставшейся (после возобновления течения срока) части;

2) они исчерпывающим образом предусматривают:

а) основания приостановления отсрочки исполнения (срок, который не может превышать одного месяца, см. коммент. к ст. 31.5);

б) приостановление по основаниям и в порядке, установленным в ст. 31.6 (см. коммент. к ст. 31.6, 31.8);

3) в соответствии с ними после истечения сроков отсрочки, приостановления срок давности продолжает течь. При этом принятия какого-либо определения не требуется.

3. Особенности правил ч. 4 ст. 31.9 состоят в том, что:

1) они посвящены самостоятельному институту — продлению указанного выше срока давности;

2) в соответствии с ними единственным основанием такого продления является рассрочка исполнения постановления (см. коммент. к ст. 31.5, 31.8);

3) они предусматривают, что течение срока давности продлевается на весь срок рассрочки (он не может превышать 3-х календарных месяцев). Срок давности продлевается определением.

3. Анализ судебной практики показывает, что:

1) в ч. 2-4 ст. 31.9 предусмотрены случаи, кода течение срока давности исполнения постановления прерывается или приостанавливается. Кроме того, исполнение подлежит прекращению на основании п. 4 ст. 31.7 по истечении срока давности, установленного в ч. 1 ст. 31.9; (п. 36 Пост. N 5);

2) ч. 1 ст. 31.9 устанавливает только срок исполнения исполнительного документа, а Закон об исполн. производстве устанавливает срок для предъявления к исполнению данного документа (п. 16 Обзора от 29.11.06);

3) по истечение года со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью (информационное письмо Президиума ВАС от 24.10.06 N 115).

См. также п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 N 25 «О некоторых вопросах связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле банкротства» и п. 36 Пост. N 5.

Энциклопедия решений. Давность привлечения к административной ответственности за бюджетные нарушения

Давность привлечения к административной ответственности

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5. КоАП РФ.

По общему правилу за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и за нарушение законодательства о бухгалтерском учете постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Два наказания за одно административное нарушение

В отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ суды, как правило, применяют срок два месяца , отмечая, что указанное правонарушение не является правонарушением в сфере законодательства о налогах и сборах (см., например, решение Московского городского суда от 20.12.2016 N 7-15888/16, постановление Пятнадцатого ААС от 29.06.2016 N 15АП-8345/16, решение Верховного Суда Республики Тыва от 10.11.2016 N 21-204/2016).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует учитывать, что за правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации , лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Внимание

В постановлении Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 52-АД16-1 отмечается, что если статьей КоАП предусмотрены и штраф и дисквалификация, то срок давности 1 год применяется и к наказанию в виде штрафа и к наказанию в виде дисквалификации в отношении физлица (см., также, решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16.09.2016, Новосибирского областного суда от 03.03.2016 N 7-211/2016, постановление Камчатского краевого суда от 08.02.2017 N 4А-7/2017). В решении Кировского областного суда от 19.05.2016 N 77-312/2016 разъясняется, что годичный срок давности установлен не в отношении санкции в виде дисквалификации, а применительно к правонарушению, за которое могла быть назначена дисквалификация.

Тем не менее многие органы финансового контроля и суды применяют годичный срок давности только в отношении санкции в виде дисквалификации (см. постановления Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24.08.2016 N 4А-314/2016, Саратовского областного суда от 03.11.2016 N 4А-643/2016, решения Краснодарского краевого суда от 27.09.2016 N 12-3539/2016, Сахалинского областного суда от 15.01.2016 N 72-5/2016).

Ограничение срока давности (1 год) не применяется при привлечении к ответственности юридического лица если статьей, предусматривающей наказание для физлица в виде дисквалификации, предусмотрены также санкции для юридического лица (см. постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2016 N 304-АД16-12531, N 304-АД16-12530, и др. 24 постановления от этой же даты).

С какого момента исчисляется срок давности

Срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Пример

Суд пришел к выводу, что срок привлечения к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ следует исчислять с момента заключения договора, а не с момента заключения дополнительного соглашения (см. решение Омского областного суда от 07.06.2016 N 77-311/2016).

Срок давности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку , начинает течь с момента наступления указанного срока.

При длящемся правонарушении срок давности начинает исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ).

Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся .

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт его совершения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Пример

Правонарушения, предусмотренные ст.ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ, выразившиеся в искажении в бюджетной отчетности, не являются длящимися (см., например, постановление Псковского областного суда от 26.02.2016 N 4А-34/2016, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.10.2016 N 21-1390/2016).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении — со дня обнаружения) (ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).

Следует учитывать, что в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ). Это единственный случай приостановления течения срока давности.

При удовлетворении такого ходатайства судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Возможности перерыва срока давности КоАП РФ не предусмотрено.

По истечении срока давности вопрос о виновности и об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено , обсуждаться не может (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В этом случае утрачивается возможность возобновления производства по делу (решения Приморского краевого суда от 15.08.2016 N 21-1100/2016, Самарского областного суда от 09.06.2016 N 21-1093/2016).

Пример

Поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возобновление производства по делу, исправление ошибки, связанной с ошибочным рассмотрением дела арбитражным судом посредством передачи жалобы по надлежащей подведомственности, исключается (постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2014 N 309-АД14-2725).

Однако если постановление о прекращении производства в связи с истечением срока давности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол , настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, п. 13.1 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Истечение сроков давности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абз. 8 п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, постановление Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 5-АД16-260).

Другими словами, если постановление по делу вынесено до истечения срока давности, а к моменту обжалования он истек, то это обстоятельство при отсутствии иных оснований для его отмены, не может повлечь отмену постановления.

Читайте так же:  Госпошлина жалоба на действия пристава

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Срок давности при административных правонарушениях

Понятие сроков давности используется как в гражданском, так и в уголовном и административном праве. Учитывая отсутствие или минимальный уровень общественной опасности административных правонарушений, сроки давности по ним значительно ниже, чем могут быть в гражданских и, тем более, уголовных процессах. Тем не менее, вопрос их применения строго регламентирован действующим российским законодательством. Также, применение сроков давности по административным проступкам может зависеть от целого ряда дополнительных нюансов.

Срок давности для привлечения к ответственности

Сотрудник ГИБДД обязан в 2-месячный срок либо вынести постановление о привлечении к административной ответственности, либо направить материал на рассмотрение в суд, если рассмотрение конкретного вида правонарушения находится в компетенции судебных органов. Пропуск двухмесячного срока сотрудником ГИБДД влечет за собой невозможность привлечения водителя к административной ответственности.

С судом ситуация несколько иная. Для суда главное вовремя (то есть в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения) принять административный материал к производству. С этого момента двухмесячный срок может быть приостановлен при условии, что рассмотрение материала, к примеру, затянулось по объективным причинам.

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях. В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда. Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.
Читайте так же:  Постановление суда вступило в силу обжалование

Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате. А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания. По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Правовое регулирование сроков давности по административным делам

Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ. В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ. Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

Сроки уплаты штрафа

Штраф за правонарушение в области дорожного движения должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в полном размере в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Однако в случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое, за исключением штрафа за совершение отдельных правонарушений. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1, 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Ответственность за неуплату штрафа

Если водитель в установленный срок не уплатил штраф, то начиная со следующего дня после окончания срока уплаты и в течение последующих трех месяцев его могут привлечь к ответственности в виде:

  1. наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 000 руб.;
  2. административного ареста на срок до 15 суток;
  3. обязательных работ на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Водитель, не уплативший штраф за нарушение ПДД, зафиксированное камерами видеонаблюдения, не может быть арестован на 15 суток (п. 3 примечания к ст. 20.25 КоАП РФ).

Исключения из общеустановленных сроков давности

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

  • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционного законодательства;
  • Защиты прав потребителей;
  • Страхового законодательства;
  • Порядка проведения выборов и референдума;
  • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
  • Ряда коррупционных действий;
  • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
  • Соблюдения нормативов безопасности;
  • Проведения массовых мероприятий и митингов.

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет. И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства. В иных ситуациях никакие иные факторы не могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

Источники

Срок давности взыскания по административным правонарушениям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here