Срок действия привлечения к административной ответственности

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Срок действия привлечения к административной ответственности". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Сроки давности привлечения к административной ответственности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Сроки давности привлечения к административной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев), за исключением отдельных видов правонарушений, для которых предусмотрены специальные сроки рассмотрения и вынесения постановлений.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к администравтивной ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию составляет один год, если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).

В пределах срока давности привлечения к административной ответственности необходимо не только огласить резолютивную часть постановления по делу, но и изготовить его целиком (Постановление Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 56-АД17-20).

Конкретные сроки давности привлечения к административной ответственности по каждому правонарушению приведены в таблице.

Длящееся административное правонарушение

Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно. Встречаются, конечно, “волшебные” ситуации, когда грубо нарушается порядок привлечения к административной ответственности. И в силу тех или иных причин срок давности к моменту рассмотрения дела истекает. Что такое длящееся административное правонарушение и какие особенности назначения административного наказания – об этом мы расскажем ниже. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение – это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении.

Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

  • обязанность совершить или не совершать действие устанавливается как нормативным правовым актом, так и ненормативным. Например, предписание органа власти. Или представление прокурора.
  • противоправность деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Именно по этому признаку правоприменитель не должен признавать длящимся административным правонарушением невыполнение обязанности к какому-то сроку. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем. Либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.

К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 – за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение – уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия – это не длящееся административное правонарушение.

А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов – длящееся правонарушение.

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

Читайте так же:  Образец протокола избирательной комиссии об административном правонарушении

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Особенности и срок длящихся административных правонарушений

Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца с момента совершения. По делам, которые рассматривают суды – 3 месяца. При этом есть ряд исключений, которые устанавливает статья 4.1. КоАП РФ. Например, в области дорожного движения по ст. 12.8 (управление в состоянии опьянения) – 1 год. Но именно с даты совершения.

А вот срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления. По сути, он должен совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении. То есть уполномоченный орган обнаружил правонарушение. И срок давности начал течь. Опять-таки, нарушение правил пребывания в РФ иностранным гражданином в виде отсутствия документов, подтверждающих право на пребывания в РФ (ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ) – длящееся административное нарушение. Сотрудник полиции выявил такого гражданина. Составил протокол об административном правонарушении. И вот начинает течь 1 год для вынесения постановления и привлечения к административной ответственности.

В целом, судебная практика складывается неоднозначно. Ряд судов признают одни правонарушения длящимися. В другом субъекте России практика может быть другая. Мы рекомендуем длящееся административное правонарушение изучать с применением правовых позиций, выраженных в актах Верховного суда и кассационных судов Российской Федерации.

Порядок привлечения к административной ответственности

Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Читайте так же:  Образец объяснения по делу об административном правонарушении

Ответственность и наказание в административном праве

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

-2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);

-3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;

-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;

-1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.22 — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось;

-ст. 7.23.3. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.34. — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 9.23. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.32 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

Читайте так же:  Более строгим наказанием за административный проступок является

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.4. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 23 ст. 19.5. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.8. — большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.8. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает суд;

-ст. 5.57. — для юридических лиц;

-ст. 5.63. — для граждан;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает суд;

-ст. 7.19. — кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;

-ст. 7.23.3. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает суд;

-ст. 9.23. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

Видео (кликните для воспроизведения).

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 11.32. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.23. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает суд;

-ст. 14.1.3. — для юридических лиц;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает суд. В практике нет единства по вопросу о сроке давности при наказании за незаконную продажу алкоголя. Ряд судов применяют общий срок давности (3 месяца), другая часть — специальный годичный срок;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает суд;

-ст. 17.7. — для юридических лиц;

-ст.ст. 19.3., 19.4. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.4.1. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает суд. Большинство судов руководствуются общим сроком давности (3 месяца). Однако часть судов рассматривает данное нарушение как нарушение градостроительного законодательства и применяет специальный годичный срок;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 13, 14 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 23 ст. 19.5. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч. 25 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ст. 19.20. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.30. — кроме должностных лиц;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 20.8. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает суд;

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

Читайте так же:  Собственник вправе установить запрет на курение

— Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

— Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

— Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

— Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

— Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

— Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

— Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

— Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

— Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

— Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

— Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

— Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

— Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

— Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

Читайте так же:  Как заполняется протокол об административном правонарушении

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Срок давности по административным правонарушениям

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источники

Срок действия привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here