Срок рассмотрения кассационной жалобы по административному делу

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Срок рассмотрения кассационной жалобы по административному делу". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

В КоАП РФ внесены поправки, обусловленные созданием кассационных судов общей юрисдикции

AndrewLozovyi / Depositphotos.com

Внесены изменения в ст. 30.13 КоАП, определяющую компетенцию судов, рассматривающих жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях (Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ).

Поправками предусмотрено, что подавать такие жалобы и протесты нужно будет в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, Верховный Суд Российской Федерации.

Пересмотром вступивших в законную силу постановлений по делу об АП и решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов будут заниматься председатели кассационных судов общей юрисдикции, в том числе кассационного военного суда, их заместители либо судьи указанных судов (по поручению председателя или его заместителей).

А Верховный Суд РФ будет рассматривать жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об АП, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в следующих случаях:

  • если они были рассмотрены кассационными судами общей юрисдикции;
  • если они были рассмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов или их заместителями, по правилам, предусмотренным КоАП РФ до дня вступления рассматриваемых поправок в силу.

Федеральный закон вступит в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (ч. 3 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ).

При этом пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об АП, а также решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов будет осуществляться по правилам КоАП РФ, действующим на день подачи в суд жалобы, протеста.

Положения, касающиеся полномочий кассационного военного суда по пересмотру постановления по делу об АП и решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, будут введены в действие одновременно с вступлением в силу соответствующих изменений в законодательство о военных судах.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 322 КАС РФ. Сроки разрешения вопроса о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (действующая редакция)

1. Кассационные жалоба, представление, поданные на вступившие в законную силу судебные акты в кассационный суд общей юрисдикции, при отсутствии оснований для их возвращения в течение двадцати дней со дня поступления передаются для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. При этом судья кассационного суда общей юрисдикции вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ходатайстве.

2. Кассационные жалоба, представление на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 — 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, при отсутствии оснований для их возвращения в течение двадцати дней со дня поступления передаются для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

2.1. Кассационные жалобы, представления, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по иным административным делам, при отсутствии оснований для их возвращения изучаются судьей в порядке, предусмотренном статьей 323 настоящего Кодекса, в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования административного дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

4. В период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационные жалоба, представление по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются в течение пяти дней.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 322 КАС РФ

1. В ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи установлены общие сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления на этапе их изучения в соответствующей кассационной инстанции, которые дифференцируются в зависимости от того, суд какого уровня выступает в качестве суда кассационной инстанции и было ли истребовано административное дело из суда нижестоящей инстанции.

Наличие законодательно закрепленных сроков совершения процессуальных действий и порядка их исчисления свидетельствует о дополнительной гарантии соблюдения органами судебной власти прав и законных интересов лиц, участвующих в административном судопроизводстве, в том числе принципа разумности сроков административного судопроизводства (ст. 10 КАС).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока рассмотрения кассационных жалобы, представления, которое допускается только в отношении жалоб и представлений, являющихся предметом рассмотрения соответствующей судебной коллегии ВС РФ.

Читайте так же:  Минздрав запрет курения

Продление срока рассмотрения кассационных жалобы, представления в президиуме соответствующего суда не предусмотрено.

Условием продления срока рассмотрения кассационных жалобы, представления является истребование административного дела. Соответственно, продление срока рассмотрения кассационных жалобы, представления при их изучении без истребования административного дела не допускается.

Основанием продления срока рассмотрения кассационных жалобы, представления в данной норме указана только сложность административного дела. В то же время под сложностью административного дела может пониматься не только его сложность с точки зрения материального права, но и большой объем административных требований, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции, а также большой объем материалов административного дела, подлежащих изучению с учетом доводов кассационных жалобы, представления, и др.

Порядок продления указанными должностными лицами ВС РФ срока рассмотрения кассационных жалобы, представления комментируемой статьей не регламентирован, в связи с чем представляется правильным применение общих положений ст. 198 КАС, с учетом которых председателем ВС РФ или его заместителем данный вопрос рассматривается вне судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, с вынесением определения в виде отдельного судебного акта, которое приобщается к материалам кассационного производства и на которое не может быть подана частная жалоба, представление прокурора.

3. Процессуальных последствий несоблюдения указанных в комментируемой статье сроков КАС не предусматривает. Но поскольку эти сроки носят только организационный характер, не являются пресекательными, то их пропуск не освобождает судью кассационной инстанции от обязанности рассмотреть кассационные жалобу, представление.

4. Часть 4 комментируемой статьи по отдельным категориям дел, возникающих из публичных правоотношений, впервые устанавливает специальные сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления.

В частности, специальным правилом является рассмотрение кассационных жалобы, представления в течение пяти дней со дня их поступления при условии поступления жалобы, представления в суд кассационной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, и касается оно только следующих категорий административных дел:

1) об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией;

2) об оспаривании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (принятого иным органом законодательной власти).

Для указанных категорий административных дел предусмотрено также дополнительное условие, при наличии которого кассационные жалобы, представления по ним рассматриваются в пятидневный срок: оспариваемые нормативные правовые акты регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, в период которой поступили жалобы, представления в суд кассационной инстанции;

3) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Таким образом, специальный срок рассмотрения кассационных жалобы, представления предусмотрен по отдельным категориям административных дел, рассмотренных по правилам гл. 21 и 24 КАС.

Вопрос о последствиях истечения указанного срока разрешается с учетом ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 241, а также ч. 8 ст. 241 КАС, в соответствии с которыми истечение сроков не влечет за собой прекращения производства по делу, возбужденному по административному исковому заявлению, поступившему в соответствии с требованиями КАС, и не является препятствием к разрешению судами (включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) указанного дела по существу.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

По делам об административных правонарушениях

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Глава 30. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

3. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

4. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

5. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Жалобы подаются, протесты приносятся в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, Верховный Суд Российской Федерации.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции, в том числе кассационного военного суда, их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судьи Верховного Суда Российской Федерации рассматривают жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в случае, если они были рассмотрены в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Жалоба подается, протест приносится в суд, полномочный пересматривать такие жалобы, протесты.

2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

Читайте так же:  Конституция права потерпевшего

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

3. К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 настоящего Кодекса.

ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Видео (кликните для воспроизведения).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Читайте так же:  Срок давности если дело в суде

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Статья 322 КАС РФ. Сроки разрешения вопроса о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

1. Кассационные жалоба, представление, поданные на вступившие в законную силу судебные акты в кассационный суд общей юрисдикции, при отсутствии оснований для их возвращения в течение двадцати дней со дня поступления передаются для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. При этом судья кассационного суда общей юрисдикции вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ходатайстве.

Читайте так же:  Штраф за нарушение тишины в многоквартирном

2. Кассационные жалоба, представление на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 — 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, при отсутствии оснований для их возвращения в течение двадцати дней со дня поступления передаются для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

2.1. Кассационные жалобы, представления, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по иным административным делам, при отсутствии оснований для их возвращения изучаются судьей в порядке, предусмотренном статьей 323 настоящего Кодекса, в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования административного дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

4. В период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационные жалоба, представление по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются в течение пяти дней.

Статья 327 КАС РФ. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной инстанции

1. Кассационные жалоба, представление рассматриваются в судебном заседании суда кассационной инстанции с заслушиванием доклада судьи этого суда, участвующего в рассмотрении административного дела.

2. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

3. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции или их заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации — в кассационном суде общей юрисдикции;

2) Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации — в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

4. При докладе судьи излагаются обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационных жалобы, представления.

5. Лица, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения. Первым дает объяснения лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

6. При рассмотрении кассационных жалобы, представления все вопросы решаются судом кассационной инстанции большинством голосов судей, участвующих в рассмотрении.

7. Кассационные жалоба, представление, поданные в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 319 настоящего Кодекса, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления. В случае, если кассационные жалоба, представление поступили в суд кассационной инстанции до истечения срока их подачи, срок рассмотрения кассационных жалобы, представления исчисляется со дня истечения срока подачи кассационных жалобы, представления. Кассационные жалоба, представление, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 319 настоящего Кодекса, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда Российской Федерации определения о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании.

8. В связи с особой сложностью административного дела срок, установленный частью 7 настоящей статьи, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего административное дело, председателем суда, но не более чем на четыре месяца.

9. Результат рассмотрения кассационных жалобы, представления объявляется в судебном заседании суда кассационной инстанции. О вынесенном кассационном определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Срок и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Российский Кодекс административного судопроизводства гласит, что несправедливый судебный приговор можно оспорить в апелляционном и кассационном порядке. При этом, если вторая инстанция рассматривает обстоятельства дела по существу, то третья — лишь решения судей на их соответствие закону. Основание для инициирования процедуры обжалования — заявление гражданина. Каковы сроки и порядок его подачи по КАС РФ?

Кассация по административному делу

Обжалование в кассационном порядке направлено на выявление и исправление судебных ошибок. Регулируется КАС РФ, гл. 35.

Кассация — вторая стадия оспаривания, в которой дело рассматривается не по существу (как в апелляции), а только на соответствие решений арбитров правовым нормам, содержащимся в КоАП и КАС. Жаловаться могут участники процесса, а также те, чьи личные права и обязанности затронуты судебным приговором.

Оспаривать в 3-й инстанции можно административные акты, которые уже получили юридическую силу после того, как кассатором были использованы все остальные методы обжалования (апелляция).

Жалоба отправляется в суд кассационной инстанции в приемные дни по подсудности:

  • Президиум регионального суда как высший контролирующий орган в субъекте РФ разбирает решения и приговоры мировых и районных арбитров, вынесенные ими как первая и вторая инстанция;
  • коллегия ВС РФ принимает в производство дела, уже проверенные в кассационном порядке в суде региона, и те, для которых суд субъекта был начальной ступенью.

Ст. 318 гласит, что административные решения и приговоры оспариваются в кассации только если это предусмотрено кодексом. Не для всех судебных актов существует такая возможность. Например, определения начальной инстанции о присуждении компенсаций подлежат обжалованию только в апелляции или путем подачи частного возражения.

Кассационное заявление в КАС

Ст. 320 КАС РФ предусматривает порядок написания кассационной жалобы. Она обязана содержать:

  • наименование судебного отделения, принимающего заявление;
  • ФИО или название инициатора обжалования, его адрес для почтовой корреспонденции, процессуальное положение;
  • тем, кто не участвовал в деле, необходимо дать пояснения, каким образом решение затронуло его интересы, права или обязанности;
  • список лиц, фигурирующих в жалобе;
  • названия судов и вынесенных им решений по делу в первой, второй и третьей (если была) инстанциях;
  • определение судебного акта, приговора или его части, которые кассатор считает спорными;
  • перечень ошибок административного и административно-процессуального прав, которые допустили судьи прошлых инстанций, с доводами, как их исправление скажется на итоге дела;
  • требования кассатора;
  • подпись и дата, приложения.
Читайте так же:  Обжалование постановления ампп в суде


Мотивировочная часть (перечень ошибок) — самый главный раздел жалобы. Лучше всего написать его по пунктам с описанием нарушения, доводами (рекомендациями ВС РФ, судебной практикой, прецедентами и т. д.), номером страницы в материалах по делу, разъяснением, как его исправление повлияет на результат. Делать акцент необходимо на законности принятых судьями решений, а не на их справедливости с точки зрения автора. Кассация изучает не все отклонением от правовых материальных и процессуальных норм, а только те, которые существенны и объективно влияют на результат дела. Мелкие недочеты, например, описки в датах или технические ошибки, не будут приняты в третьей инстанции.

Указание на новые обстоятельства или доказательства, которые не были учтены в прошедших инстанциях, не будут приняты к сведению и в кассации. Коллегия обычно не выходит за рамки оспариваемой части жалобы, но может проверить все материалы по делу, если оно касается интересов группы лиц, иностранцев, заключенных, направленных на принудительное психиатрическое лечение и т. д.

К заявлению прикладываются:

  • подписанные и скрепленные копии всех постановлений по делу (их можно получить в канцелярии суда начальной ступени);
  • оригинал платежного документа, подтверждающего оплату госсбора (150 руб. для граждан, 3 тыс. руб. для предприятий);
  • копии заявления для всех участвующих в обжаловании лиц;
  • запрос на восстановление пропущенного срока при опоздании;
  • если от имени кассатора действует его представитель — оригинал доверенности на него. Адвокатам необходимо также подтверждение своего статуса.

Заявление подписывает сам инициатор процедуры обжалования или его доверенное лицо. Все бумаги необходимо принести в суд третьей ступени. С 1.01.2017 г. будет доступна отправка жалобы и сопутствующих документов через интернет.

Срок обжалования в третьей инстанции

КАС дает 6 месяцев для обжалования в третьей инстанции и предусматривает процедуру восстановления пропущенного срока. Эти полгода начинают отсчитываться:

  • со следующего дня от вступления спорного административного решения или приговора в силу;
  • от принятия апелляционного определения по этому делу.

Срок един для всех этапов кассационного обжалования: для обращения в Президиум регионального суда и в ВС РФ. При его исчислении время, которое материалы провели в суде третьей ступени, не учитывается, так как длительность разбирательства не зависит от воли гражданина.

При опоздании кассатор ходатайствует о восстановлении пропущенного срока путем подачи отдельного запроса или припиской в тексте жалобы. В качестве объективных причин может выступать следующее:

  • тяжкая болезнь, беспомощность, временная недееспособность;
  • служба в армии;
  • отбывание наказания в тюрьме;
  • природные катастрофы — причины, не зависящие от человека;
  • отсутствие у кассатора информации о спорном судебном постановлении.

Ходатайство направляется вместе с кассационной жалобой в отделение суда третьей инстанции. Об удовлетворении его выносится определение, а заявление поступает на рассмотрение судье. На отклонение запроса на восстановление пропущенного срока можно направить частное возражение.

Ходатайство с жалобой можно подать в течение года от вхождения спорного судебного акта в силу, то есть за 6 месяцев со дня окончания установленного процедурного срока.

Подача и рассмотрение жалобы


Заявление, направленное в кассационный суд, предварительно проходит проверку на правильность составления, соответствие формальным требованиям. Эту процедуру проводит региональный или федеральный судья (необязательно член коллегии) единолично в течение 10 дней. По результатам выносится определение.

Заявление возвращают автору (отказываются давать делу дальнейший ход), если оно было подано вне подсудности, срока или полномочий кассатора. Арбитр проверяет также мотивировочную часть, то есть объяснение того, какие нарушения КоАП или КАС были допущены предыдущими судьями. Прохождение этапа «фильтрации» можно считать хорошим знаком: значит, у жалобы есть перспективы.

Отклонение заявления в региональном суде оспорить нельзя; следующим шагом гражданина станет отправка его в ВС РФ. Решение федерального судьи может быть оспорено путем направления частного (кассационного) возражения на имя Председателя или его заместителя.

В коллегии дело рассматривают в течение 30 дней, если материалы по нему не были истребованы, в противном случае — 60 дней. В ВС это время составляет 2 и 3 месяца соответственно. Если судебный акт касается прав граждан участвовать в выборах или референдумах, он был подан в период избирательной кампании, разбирательство проходит в ускоренном режиме — за 5 дней.

Заседание кассационной коллегии назначается с учетом того, что суд должен разослать копии жалобы всем участникам и дать им время на ознакомление с ней. О начале слушаний извещаются все заинтересованные лица, в том числе через смс-сообщения.

Заседание открывается докладом об обстоятельствах дела. Дать необходимые разъяснения могут все участники, только 1 раз за слушание. Решение принимается большинством голосов арбитров; если они разделились, считается, что кассатору отказали в удовлетворении его требований.

По итогам разбирательств принимается постановление (в региональном суде) или определение (ВС РФ).

Если причин для отмены первоначального решения или приговора нет, его оставляют без изменений. Иначе коллегия может направить дело на пересмотр в суд второй ступени (чаще всего) или первой. Если в материалах достаточно доказательств, фактов, которые не нужно переоценивать, судьи вправе аннулировать первоначальный судебный акт и принять новый самостоятельно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кассация, по мнению многих юристов, — последняя инстанция, в которой есть шансы изменить спорное административное решение или приговор по делу, несмотря на возможность обжаловать его еще в порядке надзора в Президиуме ВС РФ (в 2015 г. там было рассмотрено 0,05 % жалоб от общего поданного количества). Многое здесь зависит от грамотного составления заявления. Увидеть в судебном акте ошибки арбитров под силу только профессионалам, поэтому воспользоваться квалифицированной юридической помощью — лучшее решение для тех, кто стремится добиться справедливости в суде.

Источники

Срок рассмотрения кассационной жалобы по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here