Стадия обжалования административного дела

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Стадия обжалования административного дела". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

До исполнения административного наказания участники дела могут начать обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Нарушен ли порядок привлечения к административной ответственности. Или имеются основания для прекращения административного производства. А, может быть, правонарушитель настаивает на малозначительности административного правонарушения. Или цель обжалования – в принципе затянуть исполнение административного наказания. Ведь на начальной стадии обжалования постановление по делу не вступит в силу до рассмотрения жалобы.

Кто начинает обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Не каждый участник дела вправе подать жалобу на постановление по делу. Круг лиц, которые обладают таким правом следующий:

  • лицо, в отношении которого вынесено постановление и составлен протокол об административном правонарушении. Это может быть гражданин РФ, иностранный гражданин, гражданин – должностное лицо или индивидуальный предприниматель, организация. То есть любой субъект правонарушения (состав административного правонарушения).
  • потерпевший – тот, которому правонарушением причинен физический, моральный или имущественный вред. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
  • законные представители несовершеннолетних граждан
  • представители юридических лиц в силу закона – обычно это директор (генеральный директор). То есть руководитель организации. Сведения о таких лицах отражаются в Едином реестре юридических лиц.
  • защитник и (или) представитель (подробнее – доверенность по административным делам).
  • уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей.

Больше никто жалобу подать не может. В том числе и органы государственной власти, которые участвовали в процессе привлечения гражданина к ответственности. За исключением единственного случая:

  • если постановление вынес суд, жалобу на него может подать должностное лицо, уполномоченное составлять протокол (подведомственность административных дел).

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Куда адресовать и в какие сроки подать жалобу

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу по истечении 10 дней. Если обжалование постановления по делу об административном правонарушении не инициировано. Срок начинает течь со дня, следующего за днем вручения (получения) нарушителю.

Если обжалование постановления по делу об административном правонарушении начато, то постановление вступит в силу после истечения срока для обжалования решения по жалобе. Если это решение не было обжаловано или опротестовано. Такая формулировка означает следующее. К примеру, орган полиции вынес постановление по делу. Нарушитель подает жалобу в суд. Соответственно, суд выносит решение (оставляет постановление в силе). Оно не вступит сразу в силу. Как, например, при апелляционном обжаловании. Нарушитель подает в вышестоящий суд жалобу на решение суда. И вот только при рассмотрении жалобы на решение суда постановление вступит в силу. Как видите, срок для обжалования достаточный.

Что касается адресата жалобы:

  • если дело рассматривал суд, обжалование постановления по делу об административном правонарушении начинается в вышестоящем суде.
  • когда постановление вынес орган власти, жалобу можно подать в районный суд или вышестоящему должностному лицу.
  • если дело рассматривала административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних и иной коллегиальный орган – только в суд.

Порядок обжалования

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении составляется в письменном виде. Участник дела подает ее через тот орган, который вынес постановление. Но может подать и сразу в вышестоящий орган (суд). Государственной пошлиной подача жалобы не облагается. К тексту и содержанию жалобы особенных требований нет. Главное, привести аргументы, почему постановление является незаконным.

Нюанс: порядку обжалования постановления по делу в арбитражных судах посвящена отдельная глава Арбитражного процессуального кодекса.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении проходит в установленные законом сроки. Жалобу инициатор процесса должен подать в течение 10 дней. Если срок пропущен, к жалобе обязательно нужно приложить ходатайство о восстановлении срока обжалования.

Читайте так же:  Сколько держится административный штраф

Сроки рассмотрения жалобы отличаются. Если ее рассматривает не суд, то срок – 10 дней. А если суд, то в течение 2 месяцев. Исключение – об административном выдворении и административном аресте (сутки, если лицо фактически уже отбывает наказание). А жалоба на административное приостановление деятельности – в течение 5 суток.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может закончиться в Верховном суде РФ (если не обращаться в международные судебные инстанции).

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 30.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) обжалованы могут быть как постановления по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.10), так и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжалование иного рода определений нормами КоАП не предусмотрено. В связи с этим возник вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 4 ст. 30.1 (предусматривающими возможность обжалования лишь определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) и ст. 46 Конституции РФ (о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд)? Безусловно, такое противоречие налицо: в связи с этим необходимо руководствоваться нормами ст. 46 Конституции РФ (ибо она имеет прямое действие, ст. 15 Конституции РФ);

2) постановления по делу об административных правонарушениях вправе обжаловать:

а) лицо, по поводу которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1);

б) потерпевшие (см. коммент. к ст. 25.2);

в) законные представители физического лица (см. коммент. к ст. 25.3);

г) законные представители юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4);

д) защитники и представители (см. коммент. к ст. 25.5).

2. Обжаловано может быть постановление, вынесенное:

1) судьей (например, мировым судьей) — в вышестоящий суд (в нашем случае — в районный суд);

2) коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. С 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 30.1 Законом N 225 от 02.10.07) установлено, что в районный суд по месту нахождения судебного пристава можно обжаловать и постановление вынесенное судебным приставом-исполнителем;

3) должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (например, если постановление было принято сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание (по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 12.1), оно обжалуется начальнику ГИБДД или его заместителю (см. коммент. к ст. 23.3) либо в районный суд по месту рассмотрения дела (оно определяется по правилам ст. 29.5, см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: кто решает, в какой орган (в суд или вышестоящий орган) подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении? Лицо, подающее жалобу, самостоятельно в принятии решения по данному вопросу;

4) иным органом (т.е. не указанным в ст. 23.1-23.63), созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

3. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 30.1, нужно учесть следующее:

1) в случае, если жалоба по делу об административном правонарушении одновременно поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (а право подать жалобу во все эти инстанции у лиц, упомянутых в ст. 25.1-25.5, есть), жалобу должен рассмотреть суд. О сроках ее рассмотрения см. коммент. к ст. 30.5;

2) по результатам рассмотрения жалобы:

а) судом выносится решение (оно должно отвечать не только требованиям КоАП, но и требованиям, предусмотренным в действующих ГПК и АПК);

б) вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом также принимается решение (но оно не является судебным актом);

3) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, обжалуется не в суды общей юрисдикции, а в арбитражные суды в порядке, предусмотренном действующим АПК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во «Экзамен, 2006).

4. В письме от 20.08.03 N 1536-7/общ ВС разъяснил, что:

1) если дело рассматривалось несудебным органом (ДЛ), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а решение судьи — в вышестоящий суд. Подача и рассмотрение жалобы осуществляются в порядке установленном в ст. 30.2-30.9. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке — в КоАП не предусмотрено, следовательно, оно вступает в силу немедленно после вынесения;

2) если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 только в вышестоящий суд.

О судебной практике применения ст. 30.1 (а также ст. 30.2, 30.10) см. также пункты 30-35 Пост. N 5) и п. 11, 12 Пост. N 2. См. также письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 N 1536-7/общ «Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случаях их обжалования».

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

Читайте так же:  Нарушение дня тишины перед выборами статья

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Судья, рассматривающий жалобу на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, не вправе принимать новые доказательства

Как известно, при рассмотрении жалоб на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях судьи используют одни и те же правила гл. 30 КоАП РФ, что и вышестоящие административные органы (должностные лица) при пересмотре таких же постановлений, выносимых их подчиненными (п.п. 3 и 3.1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Эта особенность сохранилась исторически: ранее рассмотрение жалоб вообще не считалось правосудием.

В результате, например, и сейчас должностные лица административного органа, вынесшего постановления наделены правом обжаловать постановления, но полноценными участниками пересмотра не являются: они могут быть привлечены лишь для дачи пояснений как свидетели (других подходящих способов КоАП РФ не содержит) (абз. 1 п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), а значит, должны быть удалены из зала до начала судебного заседания (несмотря на то, что кодекс прямого указания не содержит, такие действия целесообразны, поскольку могут возникнуть сомнения в объективности их показаний), по собственной инициативе на доводы жалобы не возражают (не иначе как в форме ответа на поступивший вопрос), документы и материалы (вроде отзывов) от них не принимаются, а принятые считаются недопустимыми доказательствами (других форм участия свидетелей в производстве, кроме озвученных, КоАП РФ не знает) (ст.ст. 25,6 26.2, 26.4, 26.11 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), и т.д.

В моей практике при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания городским судом возник еще один вопрос: вправе ли судья принять дополнительные доказательства, отсутствовавшие на момент окончания административной процедуры рассмотрения дела и вынесения должностным лицом постановления, если они представлены невластным субъектом. С одной стороны, в п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ сказано именно так. Здесь «проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом».

Однако в современной России судьи, хотя и применяют указанные нормы наряду с иными должностными лицами, отправляют правосудие[1]. Имеются и другие подтверждения. В частности, ведение заседания в мантии (ч. 2 ст. 34 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации), являющейся атрибутикой судопроизводства, протокол судебного заседания (чего КоАП РФ не предусматривает) (абз. 2 п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») и т.п.

В арбитражном процессе, применительно к которому дано толкование, прямой запрет не содержится.

Конечно, окончательно место судебного контроля за государственной администрацией не определено.

В частности, Конституционный Суд РФ имеет прямо противоположную позицию[3], в абз. 2. п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» содержится еще более категоричная позиция (нельзя исследовать обстоятельства [то есть уже не доказательства], не исследованные при прохождении административной процедуры). Не было единообразия и в Высшем Арбитражном Суде РФ (например, в постановлении Президиума от 27.11.2012 № 8658/12 он разрешает судам отменять решения о привлечении к административной ответственности по итогам оценки обстоятельств, мотивы которых не приведены в решении, но соответствующие доказательства есть в деле, а вот заявлять о существенных нарушениях процедуры вынесения решения по результатам налоговой проверки можно лишь тогда, когда эти доводы содержались в административной жалобе, тогда как речь идет о вышеуказанном арбитражном процессе)[4].

Между тем общее есть – это критическое восприятие доказательств, отсутствовавших при прохождении административной процедуры, обоснованное как раз тем, что в ином случае суд подменяет собой административный орган: такие полномочия, пока законом не установлено иное, характерны для вышестоящего должностного лица, которому нижестоящий орган подчинен линейно (по общему правилу, он управляет деятельностью последнего и вправе фактически выступать как первая инстанция). Суду должностное лицо организационно не подчинено, таким образом, принимая новые доказательства, добытые в рамках административной процедуры, его действия напоминают новый этап рассмотрения дела, но в данном случае это компетенция административного органа.

Отмечу, что судья все же приняла мои доказательства, объяснив, что в противном случае возникает множество вопросов (например, обладает ли такими полномочиями вышестоящий суд, который впоследствии будет рассматривать жалобу на ее решение, допустимо ли, чтобы одна и та же норма применялась по-разному). Конечно, мы не возражали, но на мой взгляд, ее позиция не учитывает дополнительные требования, влияющие на применение п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ в анализируемой ситуации, например, те же необходимость разграничения правосудия и административного пересмотра; вышестоящий суд все же с городским судом составляют единую систему и т.д.

Читайте так же:  Если соседи слушают громко музыку после

Уважаемые коллеги! В связи с тем, что возник спор о полномочиях суда при контроле постановлений по делам об административных правонарушениях, я постарался несколько ярче показать значение тех подходов, которые предлагаются мной. Исправления в текст обсуждения вносить не стал по понятным причинам.

Дополнение от 30.01.2018: эти редакции были отвергнуты, но в гораздо более мягком виде подобные разъяснения закреплены в п. 10.1 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 по вопросам КоАП РФ, внесенном в 2011 году. Пленум повторяет позицию постановления Президиума от 18.10.2011 и отмечает, что обстоятельства, установленные на основе доказательств, имеющихся на момент рассмотрения дела, должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении. Безусловно, это был определенный задел под дальнейшее исследование о том, какие юридические последствия влечет непредставление указанных доказательств, однако он так и не был раскрыт (за исключением случая, указанного в сноске 3). С другой стороны, также демонстрирует стремление ВАС РФ к ограничению в представлении доказательств во время любых форм судебного контроля.

Впоследствии ВС РФ, демонстрируя приверженность курсу ВАС РФ в абз. 1. п. 11 постановления Пленума от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», разъясняет, что при оспаривании административных актов, принятых по результатам административных [таможенных] процедур, в целом нельзя представлять новые доказательства, не раскрытые в процедуре (в порядке исключения их можно принять). Эта аргументация построена не на специфике таможенных процедур, а обоснована общими полномочиями суда при отправлении правосудия по административным делам. Наконец, таким же образом указано, что суд не вправе проводить экспертизы для целей пересмотра решений налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, выносимых в порядке, предусмотренном НК РФ (можно только в целях опровержения имеющихся доказательств) [1] . Аргументация также строилась не на специфике налогового контроля, а на разграничении полномочий судов и вышестоящих налоговых органов.

К сожалению, единого стандарта отправления правосудия по административным делам до настоящего времени нет. В частности, КС РФ имеет прямо противоположную позицию [2] . В абз. 2. п. 61 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Верховный суд стал более категоричен: нельзя исследовать обстоятельства, не анализировавшиеся при прохождении административной процедуры. Вместе с тем, поскольку принятие новых доказательств влечет и переоценку обстоятельств, полагаем, что отчасти его подход схож с вышеприведенным [3] .

[1] См.: определение ВС РФ от 01.12.2016 по делу № А32-2277/2015; п. 8 обзора практики рассмотрения … дел, связанных с применением … раздела V.1 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.02.2017.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия судьи, пересматривающего постановление о назначении административного наказания, принимать новые материалы (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) в расчет не принимаются: порядок исторически сконструирован по правилам административной процедуры, реализуемой вышестоящим должностным лицом. Однако судьи, отправляя правосудие (постановление КС РФ от 28.05.1999 № 9-П), обязаны руководствоваться общими принципами, а не формальным следованием закону.

[2] См.: определение от 12.07.2006 № 267-О.

[3] Ср.: в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 8658/12 разрешает судам производить оценку решений о привлечении к административной ответственности, если оценка обстоятельств в нем не дана, но соответствующие доказательства есть в деле.

Однако заявлять о существенных нарушениях процедуры вынесения решения по результатам налоговой проверки можно лишь тогда, когда эти доводы содержались в административной жалобе, хотя полномочия арбитражного суда аналогичны. п. 68 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.1999 № 9-П.

[2] Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 по делу № А32-2277/2015; п. 8 обзора практики рассмотрения … дел, связанных с применением … раздела V.1 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017.

[3] Определение от 12.07.2006 № 267-О.

[4] См. п. 68 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административные дела обжалование

На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 53 вопросов по теме Административные дела обжалование. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Административные дела обжалование, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 138 юристов и адвокатов.

  • Какая пошлина за обжалование решения областного суда (административное дело)
  • Обжалование решения суда по административному делу.
  • Проблема в порядке обжалования дела об административном правонарушении.
  • Какие нужны документы, об обжаловании постановления по административному делу?
  • Какие документы нужны для обжалования приговора по административному делу?
  • Постановление по административному делу
  • Штрафы по административным делам
  • Рассмотрение административного дела
  • Жалоба по административному делу
  • Документы по административным делам

2.1. Обжалуйте в порядке ст 30.2 КоАП РФ.
Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

2.3. Здравствуйте Олег!

Обращайтесь за помощью, напишем Вам грамотную жалобу быстро и недорого!

13.2. Здравствуйте,
В данном случае возможна и кассация и надзор.
Но сначала лучше в кассационную инстанцию, если сроки на обжалование не пропущены.

Желаю Вам удачи и всех благ!

20. Административное дело. Лишили прав. Ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.

Суд был в городском суде и обжалования в верховном суде. Хочу подать надзорную жалобу, куда мне подать надзорную жалобу? В верховный суд Республики или можно в верховный суд РФ?
Лично у меня нет доверия к Верховному суду республики т.к. они там все «братки» . Один решение другого врядли отменит..

Читайте так же:  Протокол административного правонарушения пожарной безопасности

29.3. Добрый вечер!

На обжалование административного постановления закон отводит срок именно в десять суток, а не рабочих дней. Однако если десятые сутки выподают на выходной в не зависимости суббота или воскресение, то последние сутки обжалования автоматически переносятся на первый рабочий день следующий после выходных или праздничных дней.

Обжалование вступивших в силу постановлений по делам об АП

Коллеги, доброго времени суток! Столкнулся я впервые с таким моментом за много лет моей практики и не знаю, как правильно поступить. Или может действительно я не прав?

Ситуация следующая — гос. орган привлек ООО к административной ответственности, вынес постановление. Данное постановление пролежало в ООО почти месяц, так как директор думал, что срок на его обжалование составляет 1 месяц с даты получения, а не 10 суток, затем директор самостоятельно составил жалобу на не вступившее в силу постановление и направил ее в районный суд. Суд, естественно, отказал в принятии жалобы по причине пропуска срока на обжалование и, соответственно, постановление является вступившим в законную силу. После этого обратились ко мне за помощью.

Я, в соответствии с ч. 2 ст. 30.13 КоАП, составил жалобу на вступившее в силу постановление и направил ее в областной суд, однако сегодня получил уведомление о возвращении жалобы без рассмотрения, в котором областной суд указал, что ранее постановление обжаловалось в районный суд, который оставил жалобу без рассмотрения в связи с пропуском срока, в связи с чем в областном суде может быть обжаловано только определение районного суда об оставлении жалобы без рассмотрения, но не само постановление. При этом, областной суд сослался на положения ст. ст. 30.1, 30.2 КоАП, которые регламентируют обжалование не вступивших в силу постановлений.

Я позвонил в областной суд помощнику зам. председателя, который указан исполнителем этого письма, чтобы уточнить причины. В разговоре он мне сказал, что областной суд не вправе рассматривать жалобы на вступившие в силу постановления по делам об АП, если они не были предметом рассмотрения районного суда. Соответственно, для того, чтобы областной суд рассмотрел дело, ООО надо вновь подать жалобу на не вступившее в силу постановление, приложить к нему ходатайство о восстановлении пропущенного срока и только по итогам рассмотрения жалобы можно обращаться в областной суд. А если же районный суд откажет в восстановлении пропущенного срока, то нужно обращаться в областной суд с жалобой на это определение об отказе в восстановлении пропущенного срока, но не на само постановление. Если областной суд оставит данное определение в силе, то нужно его обжаловать в вышестоящий суд и так далее. На мой вопрос, как же тогда трактовать положение ч. 2 ст. 30.13 КоАП

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

мне ответили, что в КоАПе имеется в виду только вступившее в законную силу постановление суда, а не гос. органа. И что пока нижестоящий суд не примет решение по делу, областной суд не имеет права рассматривать жалобу.

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении

Данная стадия является факультативной и присутствует в производстве по делу об административном правонарушении только при наличии специальных процессуальных оснований. Такими основаниями являются наличие жалоб отдельных участников процесса, а также протест прокурора. Для стадии пересмотра характерно, что она по сути представляет собой новое рассмотрение дела по существу. В соответствии с ч.3 ст.30.6 судья, вышестоящее должностное лицо, т.е. субъекты пересмотра не связаны доводами по жалобе и проверяют дело в полном объеме.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.[21]

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении включает в себя следующие этапы:

1. подача жалобы (принесение протеста);

2. подготовка к рассмотрению жалобы (протеста);

3. рассмотрение жалобы (протеста);

4. доведение решения по жалобе (протесту) до сведения заинтересованных лиц.

С 01.07.2002 жалобы физических и юридических лиц, а также протесты прокуроров на постановления по делам об административном правонарушении подлежат рассмотрению в соответствии с порядком, определенном главой 30 КоАП РФ. Статья 30.1 КоАП РФ, определяя категории лиц, имеющих право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, отсылает к ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, которые, в свою очередь, предоставляют право обжалования постановления:

— лицу, в отношении которого ведется производство по делу;

— законным представителям физического и юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу;

— защитнику и представителю.

В соответствии со ст.25.11 КоАП РФ право принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предоставлено прокурору.

В КоАП РФ не содержится норм о форме и содержании жалобы на постановление по делу.

В соответствии с КоАП РФ подача жалобы производится заинтересованным лицом через то должностное лицо, судью, акт которого обжалуется (ст.30.2). Однако, законодатель не исключает возможности обращения с жалобой непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Вопрос о правомочности постановления (решения), вынесенного в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, рассматривается в арбитражном суде в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством (ст.30.1 КоАП РФ).

Итак, КоАП РФ определяет следующий перечень органов, которые рассматривают жалобу на постановление по делу об административном правонарушении: вышестоящий суд, районный суд, арбитражный суд, вышестоящий орган.

Срок обжалования постановлений в КоАП РФ определяется ст.30.3: начало течения десятидневного срока на обжалование со дня вручения или получения копии постановления.

В целях обеспечения возможности проверки соблюдения лицами установленных сроков обжалования копии постановлений по делам об административном правонарушении направляются с уведомлением о вручении.

В соответствии с КоАП РФ (ст.30.4) судья, должностное лицо таможенного в процессе подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; разрешают ходатайства, назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают необходимых лиц; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение жалобы не относится к их компетенции с вынесением определения об этом.

Должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, на стадии подготовки к ее рассмотрению извещает о дате, времени и месте рассмотрения жалобы лицо, обратившееся с жалобой, а также прокурора в случаях, если дело об административном правонарушении возбуждалось по инициативе прокурора либо рассматривалось с его участием, а также вызывает лиц, участие которых является необходимым при рассмотрении жалобы. Извещения и вызовы направляются с уведомлением о вручении.

Читайте так же:  Статья 195 фз об административных правонарушениях

Жалоба должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган или должностному лицу правомочным ее рассматривать по существу.

Статья 30.6 КоАП РФ четко регламентирует процедуры рассмотрения жалобы, устанавливая порядок ведения дела, который в основном тот же, что и при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Отложение рассмотрения жалоб и протестов допускается только в случае: неявки лица, обратившегося с жалобой, или прокурора при отсутствии сведений о надлежащем извещении их о дате, времени и месте рассмотрения жалобы или протеста; неявки вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, если их отсутствие препятствует рассмотрению жалобы по существу; удовлетворения ходатайства лица об отложении рассмотрения жалобы, о назначении экспертизы или об истребовании дополнительных доказательств.[22]

Рассматривая жалобу, судья, должностное лицо проверяют соблюдение норм как материального, так и процессуального закона, в том числе и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, ведется протокол рассмотрения жалобы, в который вносятся сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении жалобы; о разъяснении указанным лицам их процессуальных прав и обязанностей; об ознакомлении лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, его законного представителя или защитника с делом и дополнительно представленными документами; о заявленных отводах и ходатайствах и результатах их разрешения; об исследовании доказательств; объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление, показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта; назначенные дата и время нового рассмотрения жалобы, если принято решение об отложении ее рассмотрения; другие сведения.[23]

В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо вышестоящего таможенного органа принимают одно из решений, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ:

1) об оставлении постановления без изменения. Постановление по делу оставляется без изменения, а жалоба без удовлетворения, если: доводы, изложенные в жалобе, не опровергают правильности постановления; доводы, содержащиеся в жалобе, находятся в противоречии с неопровергнутыми доказательствами, подтверждающими правонарушение; не обнаружены основания к отмене или изменению постановления;

2) об изменении постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено только в благоприятную сторону для лица, в отношении которого оно вынесено. Судья вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных законом с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

3) об отмене постановления и прекращении производства по делу. Такое решение принимается при малозначительности совершенного правонарушения; при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу органа, правомочному рассмотреть дело. Основаниями принятия такого решения являются:

а) существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Данный термин в КоАП отсутствует. Однако, анализируя главы 25-29 КоАП, существенным нарушением процессуальных норм следует признавать такие нарушения, которые путем ограничения, стеснения гарантированных законом прав участников производства по делу при рассмотрении дела или иным путем помешали судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Так, по жалобе гражданки Б. решением Свердловского областного суда от 20.09.2002 отменено постановление Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о привлечении гражданки Б. к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 16.1 КоАП РФ и применении административного наказания в виде конфискации товаров (1700 долларов США), являющихся непосредственным объектом правонарушения. Удовлетворяя жалобу, суд указал, что при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в отношении гражданки Б. судьей Октябрьского районного суда не были опрошены свидетели, сведения о которых имеются в материалах дела.

В ходе нового рассмотрения дела судьей Октябрьского районного суда была допрошена в качестве свидетеля гражданка Р., которая пояснила, что она передала гражданке Б., вылетавшей рейсом «Екатеринбург-Анталия» видеокассету в упакованном виде, в коробке которой находились 1700 долларов США, не сказав при этом о сокрытой валюте гражданке Б. Таким образом, судья установил, что вина гражданки Б. в совершении правонарушения отсутствует, так как она не знала, что в переданной ей коробке находятся доллары США, и поэтому не могла их продекларировать. Производство по делу о нарушении таможенных правил в отношении гражданки Б. было прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава таможенного правонарушения.

б) необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего.

Постановление по делу об административном правонарушении отменяется и дело направляется на новое рассмотрение только в том случае, если не истекли сроки назначения административного наказания.

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности. Принять такое решение можно только, если установлен факт вынесения постановления при рассмотрении дела неправомочным судьей, должностным лицом. Под неправомочными лицами понимается судья, должностное лицо, не наделенное полномочиями по рассмотрению дела данной категории.

Свои выводы судья, вышестоящее должностное лицо, рассматривающие жалобу, излагают в форме решения. Решение по результатам рассмотрения жалобы должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении (ч.1ст.29.10 КоАП РФ).

Особо следует обратить внимание, что в резолютивной части решения по жалобе должен быть решен вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрением жалобы, в случае отмены постановления и прекращении производства по делу или изменения постановления по делу – также о судьбе изъятых вещей и документов, товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, об издержках по делу об административном правонарушении.

Решения по жалобе (протесту) должны быть в обязательном порядке доведены до сведения заинтересованных лиц (ст.30.8 КоАП РФ).

Данное процессуальное действие подчиняется тем же правилам, что и объявление постановления по делу об административном правонарушении. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения вручается или высылается лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу, либо прокурору по его просьбе в течение трех суток после вынесения решения.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста), также может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий суд (ст. 30.9, 30.10 КоАП РФ) в том же порядке, что и первоначальное решение.

Вступившее в законную силу постановление, решение может быть опротестовано прокурором, занимающим должность не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Такой протест рассматривается в судах не ниже областного уровня, а в соответствующих случаях – в Высшем Арбитражном Суде (ст.30.11 КоАП РФ). С одной стороны, такой порядок обжалования гарантирует стабильность решений, выносимых судами, а с другой – обеспечивает лицу необходимые гарантии в случае, если в отношении него будет допущена судейская ошибка.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 2449 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Стадия обжалования административного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here