Субъективные признаки состава административного правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Субъективные признаки состава административного правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Субъективные признаки административного правонарушения

Субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его вредных последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание наступления указанных последствий.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель, т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением.

Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. Следовательно, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является достижение лицом, совершившим деяние, возраста 16 лет.

Вменяемость лица – это его способность отдавать отчет в своих действиях и (или) руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).

Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что совершенное таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.

Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если эти правила нарушены должностным лицом, ответственным за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструктором предприятия не образует состава названного правонарушения.

Ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попечители). Уклонение иных родственников от воспитания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными признаками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10361 —

| 7646 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

— объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

— объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

Читайте так же:  Вступление в силу ненормативного правового акта

— субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

— субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Субъективные признаки состава административного правонарушения

Состав АП – совокупность признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Конкретное деяние является правонарушением, когда содержит все признаки состава. Если отсутствует хотя бы один из признаков, закрепленных для конкретного состава, то отсутствует и состав.

Различают формальный и материальный состав АП.

При формальном составе для привлечения лица к АО достаточно лишь совершения противоправного деяния, указанного в Особенной части КоАП, независимо от наступивших последствий.

При материальном составе для привлечения лица к АО необходимо наступление последствий при условии, что между деянием и наступившим последствием существует причинная связь.

Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные. Мотивом корыстных правонарушений служит извлечение материальной выгоды. Некорыстные правонарушения не связаны с получением выгоды. Большинство составов правонарушений, закрепленных КоАП, являются некорыстными.

Читайте так же:  Как правильно составляется протокол об административном правонарушении

Рассмотрим объективные признаки состава преступления.

Различают общий объект, родовой, видовой и непосредственный.

Общий объект — общественные отношения, регулируемые нормами АДП (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, банковского и др.).

Родовой объект — общественные отношения, составляющие в своей совокупности неотъемлемую часть общего объекта. Родовые объекты свойственны однородной группе АП и содержаться они в названиях глав Особенной части КоАП. Всего их 17.

Видовые объекты входят в состав родовых объектов и представляют собой группы в системе родового объекта со своими специфическими чертами и свойствами.

Непосредственный объект состава АП образуют конкретные общественные отношения в определенной отрасли адм. права.

Установление непосредственного объекта каждого АП есть необходимое условие правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного АП в отдельных случаях необходимо от непосредственного объекта посягательства отличать предмет правонарушения.

Объективная сторона состава АП характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Признаки объективной стороны делятся на:

К обязательным признакам объективной стороны относится само противоправное деяние или противоправное бездействие, последствия, которые наступают в результате противоправного деяния (бездействия) и причинная связь между ними.

К факультативным признакам объективной стороны относятся способ, средства, место, время, обстановка совершения правонарушения. Для материальных составов – наличие вредных последствий.

В случае если эти признаки указаны в диспозиции статьи Особенной части КоАП, они приобретают характер обязательных признаков.

Субъектом АП, в отличие от УП, может быть ФЛ, ЮЛ и ИП.

Физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 1.3. КоАП).

ФЛ как субъект АП должно быть вменяемым и достигшим ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 4.3 КоАП. Возраст, как и вменяемость, является признаком субъекта АП.

Невменяемость заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного деяния возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими.

Так, ФЛ, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит АО лишь за деяния, предусмотренные ст. ч. 2 ст. 4.3 КоАП.

Не подлежит АО ФЛ, достигшее возраста, АО, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Физическое лицо в адм.-деликт. правоотношениях может выступать в качестве общего или специального субъекта.

К общим субъектам относятся граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие общими признаками, присущими любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения. К специальным субъектам относятся физические лица, обладающие, кроме общих признаков, специальными признаками. Специальные субъекты могут совершать правонарушения в силу их правового статуса.

ИП — ФЛ, зарегистрированное в качестве ИП (ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь). В качестве субъекта АП ФЛ как ИП может рассматриваться при наличии следующих условий:

-физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

-совершенное правонарушение должно быть связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью;

-совершенное правонарушение должно быть предусмотрено соответствующей нормой КоАП.

ЮЛ, в соответствии со ст. 44 ГК Республики Беларусь, является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая государственную регистрацию в установленном порядке.

ЮЛ может быть субъектом АП, если оно обозначено в диспозиции адм.-деликт. нормы.

Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, которые характеризуются конкретной формой вины, мотивом и целью.

Вина является обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения. Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив и цель. Согласно ст. 3.1. КоАП, вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение, совершенное умышленно – противоправное деяние, совершенное с прямым (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления) или косвенным (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично) умыслом.

Правонарушение, совершенное по неосторожности — противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий и без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Мотив правонарушения – побуждение, которым руководствуется лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях, мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Цель правонарушения — конечный результат, к которому стремится лицо при совершении правонарушения.

Мотив и цель побуждают лицо к интеллектуальной и волевой деятельности, лежащей в основе совершения АП.

Как выиграть дело по отсутствию состава правонарушения

Здравствуйте!

Сегодня мы подошли к главному во всем КоАП — состав административного правонарушения и доказательство его отсутствия для прекращения производства по делу.

Мне эта тема очень близка. В молодые годы, обучаясь в университете, долго не мог понять основополагающих принципов уголовного права. Пока не разобрался с составом уголовного преступления. Сразу всё встало на свои места.

Видео (кликните для воспроизведения).

Да, уголовной практикой я не занимаюсь, но те же принципы мне помогают в работе с лицами, привлекаемыми к административной ответственности.

Доказательство отсутствия состава АПН

Как правило, все доказательства отсутствия состава правонарушения исходят из доказывания отсутствия по субъективной стороне. То есть отсутствия вины, мотивов и целей на совершение правонарушения.

Универсального совета по всем статьям КоАП я вам не дам, так как у каждой статьи свой состав и разбирать его нужно отдельно.

Читайте так же:  Срок давности 395

Состав административного правонарушения (далее — АПН)

Объект

Объектом являются общественные правоотношения, которым наносится вред совершенным правонарушением.

Объективная сторона

Объективная сторона АПН – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

АПН — это всегда противоправное деяние (действие или бездействие) а также наступившие негативные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Субъект

Субъект – это правонарушитель.

Субъективная сторона АПН

Субъективная сторона АПН — это внутренняя составляющая противоправного действия, основные характеристики, которой — вина, мотивы и цель.

Пример

Предлагаю остановиться на части второй статьи 12.27 КоАП РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Данное правонарушения встречается часто и у него очень серьезная ответственность в виде административного ареста либо лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Составом данного правонарушения по субъективной стороне является умысел на сокрытие с места ДТП с целью избежать ответственности за его совершение.

Повторю – умысел на сокрытие с целью избежать ответственности!

Если вы сдавали назад и задели другую машину, но не заметив этого уехали – состава нет. У меня два таких выигранных дела.

Если вы в потоке задели и не заметили – состава нет. Было дело – на ГАЗели не заметил и поцарапал соседнюю машину. Но там зима и накатанная колея, куда его свезло.

У меня был случай, когда человек просто бросил автомобиль на месте ДТП, так как торопился на работу. Переквалифицировали на первую часть данной статьи, то есть штраф.

Был случай, когда девушка врезалась в столб и сбежала, оставив машину. Дело закрыли, так как никто не заявил о причинении ущерба.

Ещё — моего клиента пытались обвинить в оставлении места ДТП. Повздорили во дворе с вредной теткой и она бегом в полицию. Сделали экспертизу – а у машин совпадающих повреждений нет. Дело закрыто по недоказанности.

Последние два примера больше относятся к отсутствию самого события ДТП, но до кучи)))

Конечно, главный вопрос – как всё это доказывать?

Тут всё очень индивидуально. Могу только дать один козырь – наличие полиса ОСАГО уже говорит о том, что материальной выгоды от сокрытия водитель не имел.

Состав административного правонарушения.

Обладая рассмотренными ранее общими признаками, каждый вид административного правонарушения характеризуется своими специфическими признаками, отличающими один их вид от другого. В них конкретизируются общие признаки административных правонарушений применительно к тому или иному их виду. Так, общественная опасность мелкого хулиганства (ст.20.1. КоАП РФ) выражается в нарушении общественного порядка, противоправность проявляется в совершении таких действий, как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Применительно к незаконному обороту наркотических средств (ст.6.8. КоАП РФ) общие признаки административного правонарушения наполняются иным содержанием: незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ и другое.

Таким образом, указывая наиболее важные юридически значимые признаки, законодатель определяет каждый вид административного правонарушения.

Совокупность установленных законом признаков, характеризующих общественно опасное, противоправное, виновное и административно наказуемое деяние как конкретный вид административного правонарушения именуется составом административного правонарушения. Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в нормах Особенной части КоАП РФ (в аналогичных нормах законодательства субъектов федерации). Однако в них указывается не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации (для отграничения от других правонарушений и от правомерного поведения). Указания на иные (общие для всех) признаки содержатся в нормах Общей части КоАП РФ. Так, при отсутствии в тексте ст.20.1. КоАП РФ указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны административным правонарушением (мелким хулиганством), если они совершены виновно вменяемым лицом, достигшим 16-летнего возраста, подразумевается, что эти признаки (указанные в ст.2.2;2.3;2.8 КоАП РФ) органически входят в состав данного правонарушения (как и любого другого).

Нормы КоАП (РФ и её субъектов) содержат указания далеко не на все признаки административных правонарушений. Каждое из них как явление реальной действительности обладает множеством своеобразных признаков. Так, мелкое хулиганство может быть совершено на улице или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время, лицом, находящимся в состоянии опьянения или в трезвом виде. Однако не все признаки совершённого административного правонарушения имеют юридическое значение. К ним относятся лишь те, которые в соответствие с законом определяют правовые последствия совершённого деяния. И лишь наиболее важные из них, отражающие специфические свойства общественно опасных деяний, используется законодателем для конструирования составов тех или иных административных правонарушений[12].

Будучи закреплёнными в правовой норме, эти признаки становятся обязательными. Отсутствие в совершённом деянии одного из указанных в правовой норме признаков состава означает, что лицо не совершило правонарушение, предусмотренного данной нормой (отсутствие состава правонарушения).

Таким образом, состав административного правонарушения можно считать своеобразной правовой моделью правонарушения, включающей в себя совокупность определенных юридических признаков.

Если признаки административного правонарушения являются общими для всех административных правонарушений и не учитывают их индивидуальных черт, то признаки состава – это конкретная правовая характеристика конкретных видов правонарушений (мелкого хулиганства, мелкого хищения, незаконного оборота наркотических средств и др.).

При описании многочисленных составов административных правонарушений законодатель стремится к максимальной конкретизации их признаков. Учебная программа не предполагает изучение признаков всех составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ и в нормах законодательства об административных правонарушениях субъектов Федерации. Однако правоохранительная деятельность требует готовности к уяснению признаков состава и правильной квалификации любого административного правонарушения. Решению этой задачи поможет рассмотрение признаков составов административных правонарушений в обобщенном виде, что позволяет сформировать представление обо всех составах административных правонарушений.

Административное правонарушение, являясь поведенческим актом, представляет собой единство внешних действий (поведения) и сознания, т.е. объективных и субъективных моментов.

Читайте так же:  Разрешение на ношение травматического оружия госуслуги

В связи с этим в юридической науке выделяют объективные и субъективные элементы состава и соответствующие им признаки.

Объективные признаки состава характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение деяния.

В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика лица, совершившего деяние и психическое отношение этого лица к содеянному и его последствиям.

В свою очередь, среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные так и факультативные признаки.

Обязательные признаки присущи всем без исключения составам (например, та или иная форма деяния и вины), отсутствие в деянии одного из них означает отсутствие состава административного правонарушения.

Факультативными именуются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений (например, общественное место- для противоправного распития спиртных напитков- ст. 20.20 КоАП РФ) и не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений (например, мелкого хищения- ст. 7.27 КоАП РФ)

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 1715 ;

Состав административного правонарушения. Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Конкретное деяние является правонарушением, когда содержит все признаки состава, закрепленный перечень которых позволяет квалифицировать деяние как административное правонарушение.

Если отсутствует хотя бы один из признаков, закрепленных для конкретного состава, то отсутствует и состав. Следовательно, невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП.

Различают формальный и материальный состав административного правонарушения.

При формальном составе для привлечения лица к административной ответственности достаточно лишь совершения противоправного деяния, указанного в Особенной части КоАП, независимо от наступивших последствий. Например, нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37).

При материальном составе для привлечения лица к административной ответственности необходимо наступление последствий при условии, что между деянием и наступившим последствием существует причинная связь, например, умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1).

Крамник А.Н. по способу отражения (описания) в законе признаков состава выделяет простой (однозначный) и альтернативный состав.[8]

Простой состав содержит четкое указание на конкретное деяние. Например, оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненных ему по службе (ст. 23.5).

Альтернативный состав описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения. Например, состав распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8) определяется как изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные.

Мотивом корыстных правонарушений служит извлечение материальной выгоды. Так глава 10 КоАП включает 9 составов правонарушений против собственности, в основе совершения которых лежит именно корыстный мотив.

Некорыстные правонарушения не связаны с получением выгоды. Большинство составов правонарушений, закрепленных КоАП, являются некорыстными: правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, против здоровья населения, против общественного порядка и нравственности и другие.

Рассмотрим объективные признаки состава преступления.

Различают общий объект, родовой, видовой и непосредственный.

Общий объект — общественные отношения, регулируемые нормами административно-деликтного права (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, банковского и др.).

Родовой объект — общественные отношения, составляющие в своей совокупности неотъемлемую часть общего объекта. Родовые объекты свойственны однородной группе административных правонарушений и содержаться они в названиях глав Особенной части КоАП. Всего их 17.

Видовые объекты входят в состав родовых объектов и представляют собой группы в системе родового объекта со своими специфическими чертами и свойствами.

Непосредственный объект состава административного правонарушения образуют конкретные общественные отношения в определенной отрасли административного права.

Административные правонарушения каждой из 17 глав можно разделить по видовому и непосредственному объекту посягательства. Например, правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные главой 9 КоАП, делятся на правонарушения против здоровья человека (ст.9.1.), против достоинства человека (ст.ст. 9.2., 9.3.), против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.4.-9.26).

Установление непосредственного объекта каждого административного правонарушения есть необходимое условие правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, например, при мелком хищении (ст. 10.5. КоАП) предметом хищения может быть любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), однако непосредственным объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения собственности.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Признаки объективной стороны делятся на:

К обязательным признакам объективной стороны относится само противоправное деяние или противоправное бездействие, последствия, которые наступают в результате противоправного деяния (бездействия) и причинная связь между ними.

К факультативным признакам объективной стороны относятся способ, средства, место, время, обстановка совершения правонарушения. Для материальных составов – наличие вредных последствий.

В случае если эти признаки указаны в диспозиции статьи Особенной части КоАП, они приобретают характер обязательных признаков. Следовательно, их необходимо выявлять и доказывать при оценке совершенного деяния. В иных случаях они учитываются при назначении административного взыскания.

Субъектом административного правонарушения, в отличие от уголовного права, может быть физическое, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 1.3. КоАП).

Физическое лицо как субъект административного правонарушения должно быть вменяемым и достигшим ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 4.3 КоАП.

Возраст, как и вменяемость, является признаком субъекта административного правонарушения.

Невменяемость заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного деяния возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими.

Так, физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь за:

Читайте так же:  Срок исковой давности по выполненным работам

— умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

— мелкое хищение (статья 10.5);

— умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

— нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

— жестокое обращение с животными (статья 15.45);

— разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

— мелкое хулиганство (статья 17.1);

— нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая — третья, пятая статьи 18.3);

— нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

— нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

— нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

— нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

— уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

— нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

— незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

— незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Физическое лицо в административно-деликтных правоотношениях может выступать в качестве общего или специального субъекта.

К общим субъектам относятся граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие общими признаками, присущими любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся физические лица, обладающие, кроме общих признаков, специальными признаками (должностные лица, родители или лица их заменяющие (ст. 9.4), члены религиозных организаций (ч.4 ст. 9.9), продавец (ст. 12.9.), медицинский работник (ст. 16.5), пассажиры (ст. 18.30), военнообязанный (ст. 25.8) и др.). Специальные субъекты могут совершать правонарушения в силу их правового статуса.

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь). В качестве субъекта административного правонарушения физическое лицо как индивидуальный предприниматель может рассматриваться при наличии следующих условий:

-физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

-совершенное правонарушение должно быть связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью;

-совершенное правонарушение должно быть предусмотрено соответствующей нормой КоАП.

Юридическим лицом, в соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая государственную регистрацию в установленном порядке.

Юридическое лицо может быть субъектом административного правонарушения, если оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы.

Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, которые характеризуются конкретной формой вины, мотивом и целью.

Вина является обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения. Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив и цель.

Согласно ст. 3.1. КоАП, вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение, совершенное умышленно – противоправное деяние, совершенное с прямым (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления) или косвенным (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично) умыслом.

Правонарушение, совершенное по неосторожности — противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий и без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Как мы отмечали выше, ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме умысла. В данном случае деяния совершаются путем активных противоправных действий. Например, лжепредпринимательство (ст.12.12 КоАП) — создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотренного ст. 234 УК Республики Беларусь. Деяния, входящие в состав лжепредпринимательства, могут быть совершены только путем активных противоправных действий.

Ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме неосторожности. Например, разглашение служебной тайны по неосторожности (ст. 22.15).

Мотив правонарушения – побуждение, которым руководствуется лицо при совершении административного правонарушения.

В отдельных случаях, мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее административную ответственность. Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3. КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Цель правонарушения — конечный результат, к которому стремится лицо при совершении правонарушения.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследует. Так, например, состав административного правонарушения «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» (ст. 23.3. КоАП) требует наличия цели — воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели — добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения «Лжепредпринимательство» (ст.12.12. КоАП) требует наличия цели — получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мотив и цель побуждают лицо к интеллектуальной и волевой деятельности, лежащей в основе совершения административного правонарушения.

Источники

Субъективные признаки состава административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here