Субъективный состав административного правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Субъективный состав административного правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Юридический состав административного правонарушения.

Юридический состав – это совокупность условий, необходимых и достаточных для привлечения лица к административной ответственности.

Существует 4 элемента состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Существуют правонарушения с формальными составами и материальными составами.

I. Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.

Объект состоит из нескольких уровней:

1. общий объект – все охраняемые государством общественные отношения;

2. родовой объект – это определённая однородная группа общественных отношений;

3. видовой объект – часть общественных отношений, которые имеют качественное сходство;

4. непосредственный объект – это конкретные общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушения.

II. Объективная сторона – это внешнее выражение административного правонарушения; признаки правонарушения.

Объективная сторона состоит из двух групп элементов: обязательные элементы и факультативные элементы.

2) негативные последствия;

3) причинно-следственная связь между деянием и негативными последствиями.

Противоправное деяние – это некий внешне выраженный волевой акт, направленный на нарушение норм права (нарушение запретов, неисполнение обязанностей, превышение прав). по характеру проявления противоправное деяние может образовываться в форме действия (активное волевое поведение) или бездействия (пассивное волевое поведение). Бездействие только тогда будет противоправным, когда обязанность действовать прямо предусмотрена законом.

Негативные последствия могут быть личного, имущественного, либо организационного характера.

Факультативные элементы объективной стороны: время, место, способ совершения правонарушения, повторность, систематичность, группа лиц и другие факторы. Факультативные элементы могут являться отягчающими обстоятельствами.

III. Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее административное правонарушение.

Субъекты делятся на 2 группы: индивидуальный субъект и коллективный субъект. Индивидуальные субъекты – это физические лица. Коллективные субъект – это юридические лица.

Индивидуальные субъекты делятся на 3 группы:

Чтобы быть субъектом необходимо достижение определённого возраста и вменяемость. КоАП РФ установил минимальный порог возраста административной ответственности в 16 лет. В отношении отдельных видов правонарушений минимальный порог составляет 18 лет (напр., воинские правонарушения). Вменяемость – это не правовая категория, а медицинская. В законе дано понятие только невменяемости. Невменяемость – это неспособность лица осознавать противоправный или фактический характер своих действий, либо неспособность руководить такими действиями.

Общим индивидуальным субъектом является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста и являющийся вменяем.

Индивидуальный специальный субъект – это те лица, которые обладают некими особенностями при привлечении к ответственности:

3. несовершеннолетние граждане;

4. иностранные граждане и лица без гражданства;

5. депутаты, судьи, прокуроры и др.

Особый индивидуальный субъект (см. примеч. к ст. 2.4. КоАП РФ) – это должностные лица.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29-15.31, ч.9 ст.19.5, ст. 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Значительная группа субъектов представлена юридическими лицами.

IV. Субъективная сторона административного правонарушения – это та совокупность элементов, которая характеризует определенную психическую составляющую административного правонарушения.

Субъективная сторона состоит из 3х элементов: вины, мотива и цели. Вина – определяющий элемент, мотив и цель – факультативные элементы.

Вина – это психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его отрицат. Последствиям. Выделяют 2 формы вины – умысел (прямой и косвенной) и неосторожность (небрежность и самонадеянность (легкомыслие)).

При прямом умысле лицо осознаёт противоправный характер своего поведения, предвидит наступление последствий и хочет их наступления. При косвенном умысле лицо осознаёт противоправный характер своего поведения, предвидит наступление последствий, может не желать их наступления.

Небрежность – лицо не осознает характер своего поведения.

Легкомыслие – лицо осознает противоправный характер своего поведения, предвидит наступление вредных последствий, но рассчитывает самонадеянно на их предотвращение.

Понятие вины юридического лица (ч.2 ст.1 КоАПа), отличается от понятия физ. лица.

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но данным лицом не были предприняты все меры по их соблюдению.

Мотив – это определённая характеристика поведения, которая указывает на причины совершения правонарушения. Выяснение мотива позволяет предотвращать последующие аналогичные правонарушения.

Цель – это то, к чему стремится лицо, совершая правонарушение.

Панова И.В//Ещё раз о двух тенденциях, разрушающих ценность административного права. Вестник ВАС.

Диссертация Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц. Г.Красноярск.

Состав административного правонарушения

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования.

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения. Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки. И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии).

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример. Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Читайте так же:  Основания неисполнения решения суда

Доказательство отсутствия состава АПН

Как правило, все доказательства отсутствия состава правонарушения исходят из доказывания отсутствия по субъективной стороне. То есть отсутствия вины, мотивов и целей на совершение правонарушения.

Универсального совета по всем статьям КоАП я вам не дам, так как у каждой статьи свой состав и разбирать его нужно отдельно.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Как выиграть дело по отсутствию состава правонарушения

Здравствуйте!

Сегодня мы подошли к главному во всем КоАП — состав административного правонарушения и доказательство его отсутствия для прекращения производства по делу.

Мне эта тема очень близка. В молодые годы, обучаясь в университете, долго не мог понять основополагающих принципов уголовного права. Пока не разобрался с составом уголовного преступления. Сразу всё встало на свои места.

Да, уголовной практикой я не занимаюсь, но те же принципы мне помогают в работе с лицами, привлекаемыми к административной ответственности.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ. И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки:

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие.

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия. Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением. И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Пример

Предлагаю остановиться на части второй статьи 12.27 КоАП РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Данное правонарушения встречается часто и у него очень серьезная ответственность в виде административного ареста либо лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Составом данного правонарушения по субъективной стороне является умысел на сокрытие с места ДТП с целью избежать ответственности за его совершение.

Повторю – умысел на сокрытие с целью избежать ответственности!

Если вы сдавали назад и задели другую машину, но не заметив этого уехали – состава нет. У меня два таких выигранных дела.

Если вы в потоке задели и не заметили – состава нет. Было дело – на ГАЗели не заметил и поцарапал соседнюю машину. Но там зима и накатанная колея, куда его свезло.

У меня был случай, когда человек просто бросил автомобиль на месте ДТП, так как торопился на работу. Переквалифицировали на первую часть данной статьи, то есть штраф.

Был случай, когда девушка врезалась в столб и сбежала, оставив машину. Дело закрыли, так как никто не заявил о причинении ущерба.

Ещё — моего клиента пытались обвинить в оставлении места ДТП. Повздорили во дворе с вредной теткой и она бегом в полицию. Сделали экспертизу – а у машин совпадающих повреждений нет. Дело закрыто по недоказанности.

Последние два примера больше относятся к отсутствию самого события ДТП, но до кучи)))

Конечно, главный вопрос – как всё это доказывать?

Тут всё очень индивидуально. Могу только дать один козырь – наличие полиса ОСАГО уже говорит о том, что материальной выгоды от сокрытия водитель не имел.

Лекция 8. Административная ответственность

Состав административного правонарушения (далее — АПН)

Объект

Объектом являются общественные правоотношения, которым наносится вред совершенным правонарушением.

Объективная сторона

Объективная сторона АПН – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

АПН — это всегда противоправное деяние (действие или бездействие) а также наступившие негативные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Субъект

Субъект – это правонарушитель.

Субъективная сторона АПН

Субъективная сторона АПН — это внутренняя составляющая противоправного действия, основные характеристики, которой — вина, мотивы и цель.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет. Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими. Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Читайте так же:  Отменить постановление о назначении административного наказания

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

Видео (кликните для воспроизведения).

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения – это совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

Читайте так же:  Когда введут запрет на курение

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного правонарушения.

Общий объект – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности.

Родовой – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Например, отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественную нравственность; окружающую среду; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественную безопасность; собственность и др.

В Особенной части разд. II КоАП РФ при формулировании родовых объектов указаны 2 правовых критерия – отрасль и объект посягательства.

Видовой объект – специфическая группа общественных отношений, являющихся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела, воинский учет.

Непосредственный объект – общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.

По юридическому назначению объекты административных правонарушений могут быть подразделены:

а) на основной – общественные отношения, которые являются основным объектом посягательства;

б) дополнительный – общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правоохраны и дополняют его;

в) факультативный – общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением, а может и не быть причинен.

Объективная сторона административного правонарушения – это внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

В объективной стороне объекта административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки. Перечислим обязательные признаки.

1. Противоправное деяние (действие или бездействие) – противоправное действие – активная форма деяния вопреки административно-правовым запретам. Деяние может быть простым (единственным действием) и сложным. Сложное:

а) собирательное – состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний;

б) длящееся – начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания;

в) продолжаемое – складывается из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение.

Бездействие – пассивная форма деяния, заключающаяся в воздержании от действия, которое лицо должно и могло выполнить.

2. Общественно вредные последствия – негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния. В зависимости от характера общественно вредных последствий различают материальные и нематериальные последствия.

3. Причинно-следственная связь – это такая объективная связь между противоправным деянием и наступившим общественно вредным последствием.

К факультативным признакам относят:

а) время – временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия. Например, охота, рыболовство, пользование объектами животного мира возможно лишь в разрешенные сроки (ст. 8.38 КоАП РФ);

б) место – определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия. Например, автомагистраль – ст. 12.11, таможенная граница – ст. 16.1, пограничная зона – ст. 18.2 КоАП РФ и др.;

в) способ – приемы, методы, используемые при совершении правонарушения. Например, мелкое хищение чужого имущества совершается путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП РФ);

г) обстановка – совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения;

д) признак другого лица – неисполнение правонарушителем законного распоряжения уполномоченного лица (ст. 19.3, 19.4, 19.5, 19.6 КоАП РФ и др.);

е) орудия, средства, используемые при совершении административного правонарушения (гражданское, служебное, пневматическое оружие (ст. 20.8, 20.9, 20.10 КоАП РФ), этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция (ст. 14.16 КоАП РФ) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно вредного деяния.

В субъективной стороне административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки.

1. Обязательные признаки.

Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному противоправному деянию и общественно вредным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Умысел – когда лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К административным правонарушениям, совершенным умышленно, КоАП РФ относит: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), занятие проституцией (ст. 6.11), самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), мелкое хищение (ст. 7.27), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3) и др.

Неосторожность – когда лицо, совершившее административное правонарушение предвидело наступление вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. К административным правонарушениям, совершенным по неосторожности можно отнести: нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3), нарушение правил плавания (ст. 11.7), неумышленную порчу удостоверения личности гражданина либо утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16) и др. Однако указанные примеры не исключают возможности совершения данных правонарушений умышленно.

2. Факультативные признаки.

Цель – субъективное представление о последствиях противоправного деяния, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения.

Мотив – субъективное побуждение правонарушителя к совершению противоправного деяния, связанное с удовлетворением его потребностей.

Эмоциональное состояние – аффекты и чувства нарушителя во время совершения им правонарушения.

Факультативные элементы могут выступать в качестве квалифицирующего признака отдельных составов правонарушений или обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность. Они учитываются при доказывании по делу об административном правонарушении и определении меры административной ответственности.

Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее общественно вредное деяние и способное нести административную ответственность, т.е. обладающее административной деликтоспособностью. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица). Среди индивидуальных субъектов различают признаки общего и специального субъекта. Общие признаки субъекта – это достижение 16-летнего возраста, вменяемость, т. е. способность осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) и руководить им. Специальные признаки субъекта отражают особенности его трудового, служебного положения, иные особенности административно-правового статуса.

Коллективные субъекты административных правонарушений – это юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения.

Читайте так же:  Штрафы административно технического надзора

При характеристике административного правонарушения может возникнуть вопрос о его отличии от преступления, который стоит особенно остро, когда эти деяния носят смежный характер.

Сравнительный анализ двух норм (уголовной и административной) о хулиганстве позволяет выделить основные различия между уголовно и административно наказуемыми деяниями. Так, к примеру, ст. 213 УК РФ хулиганство характеризует как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, в то время как норма, регулирующая административную ответственность за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяет его как нарушение общественного порядка, выражающей явное неуважение к обществу. Признаком, относящимся к административному правонарушению, является вред, им причиненный, в то время как уголовно наказуемое деяние представляет общественную опасность, поскольку, например, может представлять опасность для жизни или здоровья человека [43] .

Между тем мелкое хулиганство считают опасным социальным явлением. Это определяется не только повсеместной распространенностью, но и многообразием форм его проявления. Несомненно, что делинквенты, совершающие мелкое хулиганство, снижают качество жизни правопослушных граждан, нарушают нормальную работу предприятий и учреждений, наносят ущерб имуществу [44] . Поэтому дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, например, В. В. Лазарев считает, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения [45] . Однако указанный признак – общественно опасное деяние – закреплен только в ст. 14 УК РФ.

Разграничение преступления и административного правонарушения можно проводить по последствиям. Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.24 КоАП РФ, – «нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», и преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», где ответственность наступает при нарушении лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД) или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо его смерть. Как видно, разграничение происходит по наличию тяжести вреда. Правила определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, установлены постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 552 [46] и приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н [47] .

Размер реально причиненного ущерба является критерием разграничения административного правонарушения (мелкое хищение – ст. 7.27 КоАП РФ) и кражи – тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ). В примечании к ст. 7.27 КоАП РФ говорится, что хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1 000 руб. В примечании к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может быть менее 2 500 руб. (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Таким же способом следует разграничивать «незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанду (ст. 188 УК РФ).

Признаком, отграничивающим преступления от административного правонарушения, без сомнения, является цель назначения наказаний. Так, согласно ст. 43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, в то же время административное наказание, согласно ст. 3.1 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, основное назначение административного наказания – это профилактика и предупреждение новых правонарушений.

КоАП РФ определяет: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Наличие по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела являются одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.

В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.

В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).

Читайте так же:  Декларация пожарной безопасности для театра

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).

К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению. Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два условия, позволяющих признать вину юридического лица:

1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм;

2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица*(6).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: «Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания»*(7).

Следовательно, к административной ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения, и отсутствие одного из элементов, входящих в структуру состава административного правонарушения, в обязательном порядке влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Это может быть, например, недостижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость физического лица, ликвидация юридического лица, невиновное причинение вреда, совершение действий (бездействие), направленных на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом.

В заключение необходимо отметить, что исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу*(8).

Заместитель председателя Челябинского областного суда

Начальник отдела кодификации и систематизации
законодательства, обобщения судебной практики
Челябинского областного суда

*(1) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 756-757.

*(2) См., например, справку по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ.

*(3) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 758.

*(4) См.: постановление Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. Дело N53-ад06-2.

*(5) Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Издательство «Щит-М», 2005. С. 12.

*(6) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 26.

*(7) Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении//Административное право и процесс, 2007, N 1.

*(8) См.: постановление Верховного Суда Российской федерации от 26.06.2006г. Дело N 81-ад06-3.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст статьи опубликован в журнале судейского сообщества Челябинской области «Принцип гласности» N 2 (12) 2007 г.

Источники

Субъективный состав административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here