Сущность и содержание административных дел

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Сущность и содержание административных дел". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Понятие и сущность административного процесса

Административный процесс: «юрисдикционная» концепция

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

Таким образом, административный процесс — регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

57. Производство по делам об административных правонарушениях (стадия возбуждения и рассмотрения).

Цель административного производства — своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разреше­ние его в точном соответствии с законом и обеспечение свое­временного и точного исполнения вынесенного постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении либо первого протокола о применении мер процессуального обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется.

Рассмотрение дела и вынесение постановления

Прежде всего судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения протокола о правонарушении.

Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о назначении административного наказания.

4. Понятие, сущность и особенности административного процесса.

Особенности административного процесса:

1) это сознательная, целенаправленная деятельность;

2) она связана с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти;

3) она запрограммирована на достижение определенных юридических результатов, направлена на решение юридических дел;

4) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

5) полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.

Административный процесс, как бы его ни рассматривать — узко или широко, в юрисдикционном или управленческом плане, несомненно, является процессуальной формой исполнительной власти, это в первую очередь государственно-властная деятельность. Выражая соответствующим образом реализацию многочисленных и разнообразных функций органов исполнительной власти, административный процесс «участвует» в принятии как нормативных, так и индивидуальных актов государственного управления.

У каждого вида процесса свой властный источник — соответствующая ветвь государственной власти. Поэтому нет ровным счетом никаких оснований для того, чтобы один процесс или, по крайней мере, представления о нем, формировать по образу и подобию другого процесса на том лишь основании, что «образ» и, следовательно соответствующие представления о нем возникли значительно раньше. Именно так, произошло в свое время с процессом административным.

Читайте так же:  Какое наказание предусматривает административная ответственность

Любой вид процесса — это динамическое понятие, означающее достаточно сложную деятельность соответствующих органов государственной власти, посредством которой реализуются их функции — законодательные, исполнительные, правоохранительные и т. д. Поскольку задачи и содержание деятельности названных органов различны, то, следовательно, разнообразны и процессуальные формы реализации этой деятельности.

Названное многообразие для административного процесса проявляется вовне двояким образом. Во-первых, в нем объединяются ряд производств, предусмотренных соответствующим процессуальным законодательством. Во-вторых, административный процесс представляет собой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, этапы, в пределах которых законодательством предусмотрено совершение процессуальных действий. Количество стадий, их содержание, последовательность специфичны для каждого вида процесса.

Главная особенность административного процесса состоит в том, что это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая как по содержанию, так и по своей цели и результатам. Правовая природа процесса вообще, в том числе административного, проявляется главным образом в его юридическом результате. Смысл процесса — достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде определенного юридического акта — закона, постановления, решения, приговора, определения суда, акта органа исполнительной власти, его должностного лица. Поэтому можно сказать, что назначение процесса любого вида — обеспечить надлежащую реализацию материальных норм российского права и, следовательно, достичь юридического результата.

Являясь по своему содержанию и результатам деятельностью юридической, административный процесс, следовательно, объективно нуждается в специальном правовом регулировании. Это регулирование, с разной степенью детализации охватывает основные стороны процессуальной деятельности различных государственных органов и осуществляется с помощью процессуальных норм, играющих важную, хотя и неоднозначную роль в системе российского права.

Думается, есть основания акцентировать внимание на своеобразной социальной роли административного процесса как юридической категории, реализуя которую, он выступает своеобразным каналом, в котором устанавливаются «контакты» между материальными и процессуальными нормами административного права.

Материальные и процессуальные нормы являются потенциальными элементами механизма правового регулирования, пребывающими, так сказать, в «нейтральном» состоянии до тех пор, пока не произойдет то, что в теории права именуется юридическим фактом, т. е. возникает конкретная потребность в реализации надлежащей материальной нормы. Поскольку эта потребность предполагает юридический результат, она может быть реализована лишь с помощью процессуальных норм. А юридический факт, образно говоря, инициирует соединение материальных и процессуальных норм, относящихся к данному событию, тем самым «включает» механизм правового регулирования.

Но происходит это не иначе как в рамках процесса. Следовательно, он является своеобразным юридическим каналом, соединяющим в данном факте материальные и процессуальные нормы, процедурой, которая обеспечивает требуемый юридический результат.

Нельзя не отметить еще один аспект характеристики административного процесса как юридической категории, а именно его связь с методом правового регулирования.

Контуры этой связи примерно следующие. Административный процесс, как деятельность государственно-властная, осуществляется структурами, которые относятся к так называемым «социальным управленческим системам». Одно из существенных свойств этих систем состоит в их сознательном выборе способов, средств, методов воздействия на социальную среду, на многообразные складывающиеся в ней общественные отношения. Для социальных управленческих систем государственной принадлежности, например, органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, среди этих методов главную роль, несомненно, играют методы правового регулирования. Стало быть, административный процесс при внимательном рассмотрении является не только порядком, реализующим материальные нормы административного права, но и своеобразным каналом действия методов административно-правового регулирования. Административный процесс — это необходимый элемент механизма административно-правового регулирования, который складывается из взаимодействия трех основных компонентов: предмета правового регулирования, метода правового регулирования и юридического процесса.

Таким образом, завершая рассмотрение первого вопроса, сформулируем общепринятое в современный период понятие административного процесса: это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых с целью реализации норм административного права.

Административный процесс, его формы и сущность

Административный процесс представляет собой форму государственного управления, состоящего, как известно, в разнообразной организующей деятельности, имеющей юридически — властный характер. Юридическое выражение она находит в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спецификой их правового статуса. Вследствие этого административный процесс в целом не может быть во всём аналогом гражданского и уголовного процесса. В специальной литературе обсуждение сущности административного процесса ведётся вокруг двух наиболее распространенных его концепций: трактовки понятия административного процесса в широком управленческом и узком юрисдикционном смысле.

На основании изложенного можно выделить следующие специфические признаки административного процесса.

1. Административный процесс – это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая по своему содержанию, целям и результату. В связи с этим, необходимо отграничивать административный процесс, прежде всего от управленческого процесса, с одной стороны, и от иных видов юридической деятельности, с другой.

Управленческий процесс – система официально признанных действий по реализации функций управления. Это общепризнанный установившийся процесс управленческой деятельности и сама управленческая деятельность, порядок реализации которой устанавливается нормами права, а по отдельным направлениям без правового регулирования (так называемые «неправовые формы управления»). К ним частично относится организационная работа аппаратов управления, делопроизводство, информационно-обеспечивающие и материально-технические действия. Они могут содержать элементы властеотношений за пределами конкретного правового регулирования. В то же время, административный процесс по содержанию, формам и методам отличается, например, от уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, гражданско-процессуальной и иных видов юридической деятельности, реализуемых в пределах соответствующих правоотношений.

Читайте так же:  Разрешение на ношение травматического оружия госуслуги

2. Административно-процессуальная деятельность осуществляется уполномоченными на то субъектами публичной власти. Методологически неверно жестко увязывать административный процесс с деятельностью органов исполнительной власти или с административной юстицией. Это искажает реальную картину состояния юрисдикционного процесса в современных условиях.

Следует согласиться с тем, что каждый вид юридического процесса имеет свой властный источник – соответствующую ветвь государственной власти. И в этом смысле административный процесс в первую очередь и преимущественно реализует функции исполнительной власти.

Следует отметить, что суды в России рассматривают административные дела, используя несколько процессуальных форм. Административно-правовая форма (административное судопроизводство) используется при рассмотрении дел административного принуждения (например, дела и принудительном лечении, об административном правонарушении, о помещении несовершеннолетних в связи с правонарушением в социальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа). Гражданско-процессуальная, арбитражно-процессуальная и конституционно-правовая формы используются при проверке законности актов публичной администрации и рассмотрении исков субъектов публичной власти и различным субъектам права.

5. Административный процесс – деятельность, урегулированная административно-процессуальными нормами. К ним относятся закрепленные в нормативно-правовых актах специальные юридические правила, предназначенные для того, чтобы регулировать процедуры разрешения административных дел. Основным методом правового регулирования, который используется в административно-процессуальных нормах является предписание. Наряду с дозволением и запретом, предписание определяет необходимость совершения или воздержания от конкретных действий участников административного процесса. Порядок процессуальных действий закреплен как законными, так и подзаконными нормативными актами. Отдельные административные процедуры имеют фрагментарное, недостаточное с позиций обеспечения основных правовых принципов и эффективности правоприменительной, а равно правотворческой деятельности. Поэтому правовая основа административного процесса постоянно совершенствуется, что привело к образованию административно-процессуального права, как системы норм, регулирующих административный процесс.

Таким образом, административный процесс обладает всеми признаками юридического процесса и имеет характерные особенности, что позволяет с учётом обширного массива административно-процессуального законодательства поставить его в один ряд с имеющими высокую степень организации уголовными и гражданскими процессами. В отличие, от которых административный процесс имеет более сложную структуру.

36.

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

· отсутствие события административного правонарушения;

· отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

· действие лица в состоянии крайней необходимости;

· издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

· отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

· истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

· наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

· смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

· возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

· рассмотрение дела об административном правонарушении;

· пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

· исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9059 —

| 7682 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административное право Российской Федерации

Административный процесс: «управленческая» концепция

«Управленческая» концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения «управленческой» концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти , которая реализуется в процессе государственного управления, т. е. во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);
  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс — это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм ;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс — это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения .
Читайте так же:  На вокзале остановили за ношение травматического оружия

Таким образом, административный процесс — урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Ряд авторов рассматривают административный процесс как совокупность нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Некоторые авторы (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. — 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры — это упорядоченные в норма­тивном порядке взаимосвязанные последовательности действий органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция — процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция — судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

56. Административный процесс (сущность и виды).

1. Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Административный процесс характеризуется следующими особенностями:

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов ис­полнительной власти;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в офи­циальных документах;

• регламентируется административно-процессуальными нормами.

В зависимости от содержания административный процесс можно раз­делить на три части:

• процесс административного правотворчества;

• правонаделителъный (оперативно-распорядительный) процесс.

• административно — юрисдикционный процесс.

2. Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой:

• непосредственными задачами и целями;

• особым кругом участников и спецификой их правового статуса;

Общими для административного процесса, а следовательно, и для лю­бого входящего в него производства являются следующие стадии:

• анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производ­ствах называется по-разному: административное расследование, про­верка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

• принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (ре­шение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запре­щает, уполномочивает; прекращает);

В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процес­са состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с об­щими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротесто­вание решения).

Административный процесс: сущность и виды

Исполнительная власть реализуется при осуществлении различного рода действий, что позволяет утверждать, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

Административный процесс может рассматриваться в широком смысле, как совокупность всех действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. В таком понимании административный процесс трактуется в качестве государственно-управленческой деятельности во всем многообразии ее проявления.

А административный процесс в узком смысле представляет собой только чисто юрисдикционную деятельность. В основе административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных норм административного права, правовая оценка поведения физических и юридических лиц, применение к ним в соответствующих случаях мер административной ответственности.

Административная юрисдикция нуждается в определенных формах своего практического выражения в зависимости от характера рассматриваемых индивидуальных административных дел. Эта зависимость обуславливает выделение в рамках единого института административно-юрисдикционной деятельности определенных ее видов. Каждый из них отличается своими процессуальными особенностями и именуется административным производством.

Под административным производством понимается урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.

В юридической литературе преобладает понимание того что, совокупность отдельных административных производств составляет административный процесс. Основная взаимосвязь этих двух понятий состоит в том, что «процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Производство — часть процесса, процесс есть совокупность производств» 1 Масленников М.Я. Административно-юридический процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. 2001. №2. С. 16. .

Административное производство состоит из конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в целях достижения поставленных перед производством задач. Можно выделить следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения по делу;

3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия); 4) исполнение постановления по делу.

Административный процесс по характеру деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц можно разделить на следующие виды: а) административно-распорядительный процесс; б) административно-охранительный процесс (административно-юрисдикционный процесс); г) административно-нормотворческий процесс.

Читайте так же:  Неисполнение должностных обязанностей повлекшее ущерб

Административно-распорядительный процесс включает: 1) регистрационное производство; 2) лицензионно-разрешительное производство; 3) правопредоставительное производство; 4) государственно-экзаменационное производство; 5) экспертно-удостоверительное производство; 6) государственно-обеспечительное производство; 7) государственно-поощрительное производство и др.

Административно-юрисдикционный процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения: а) производство по делам об административных правонарушениях; б) исполнительное производство; в) рассмотрение жалоб на нарушение прав и законных интересов граждан и др.

Административно-нормотворческий процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления.

Административный процесс: сущность, виды

Процесс — совокупность последовательных действий, соверша­емых для достижения определенного результата; порядок осуще­ствления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном про­цессе и т. п.

Государственно-управленческая деятельность имеет процессу­альную форму.

С юридических позиций процесс есть реализация норм мате­риального права. Деятельность по реализации материальных ад­министративно-правовых норм можно рассматривать в качестве ад­министративного процесса. Он предназначен для того, чтобы обес­печить применение указанных правовых норм в сфере государ­ственного управления в целях достижения юридических резуль­татов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполни­тельной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализа­ция задач и функций исполнительной власти. Но процесс правопри­менения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответству­ющих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъ­ектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: право-применителъный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум на­правлениям его практического воплощения в повседневной государ­ственно-управленческой деятельности. Эти качества, во-первых,

находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органически связаны с определяющими свойствами деятельности’ по практической реали­зации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений со­ответствующих субъектов исполнительной власти. Административ­но-процессуальная деятельность не может осуществляться вне вли­яния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нель-3h понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуальной деятельности. Его суть заключа­ется в том, что реально административно-правовые отношения все­гда воспринимаются только как процессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое вы­ражение прежде всего и главным образом в процессуальной форме.

В целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так и в законодатель­ном или ином юридическом варианте. Об этом, в частности, свиде­тельствует тот факт, что начиная с 60-х гг. ведется непрекращаю­щаяся дискуссия по этому поводу. В результате сложились два подхода к ее решению, причем оба они имеют право на существо­вание.

1. Административный процесс иногда рассматривается как со­вокупность всех действий, совершаемых исполнительными орга­нами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций. В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой дея­тельности во всем многообразии ее практических проявлений. С фактической стороны, действительно, отождествление деятельно­сти по управлению с процессуальной деятельностью оправданно. С чисто же юридической стороны дело обстоит иначе.

Действующее российское законодательство и подзаконные ад­министративно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Речь мо­жет идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, раз­нообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. Существующий нормативно-правовой материал, по­зволяющий объединить любые управленческие действия под эгидой административного процесса, крайне разрознен; единые правила совершения таких действий в большинстве случаев отсутствуют, хотя значимость их бесспорна. Действительно, должны существовать

Раздел V. Административно-процессуальное право

Глава 16. Административно-процессуальнаядеятельность

общие правила, например, разработки административно-правовых актов, как нормативных, так и индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реали­зации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, коорди­национных и прочих полномочий, реализуемых субъектами испол­нительной власти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно к конкретным управленческим дей­ствиям конкретных исполнительных органов (должностных лиц), причем далеко не во всех случаях. Содержатся они в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведом­ственный подход к формированию такого рода правил. Все это — свидетельство того, что административно-процессуальное законода­тельство в его совершенном и универсальном варианте пока еще отсутствует.

Практически речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Создание на их основе свода (кодекса) — перспективная задача, прямо связанная с укреплением правовой базы государ­ственно-управленческой деятельности, механизма реализации за­дач и функций исполнительной власти.

2. Существует и иная трактовка процесса вообще, админист­ративного — в частности. Она базируется на традиционно сложив­шихся взглядах на процессуальную деятельность в юридическом смысле как на чисто юрисдикционную. В данном случае за основу берется осуществление правоохранительной функции. Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданс­ким и уголовным делам, а в последнее время — и по администра­тивным делам. Именно в таком аспекте определяется функциональ-но-компетенционное содержание судебной власти (ст. 118 Консти­туции РФ).

Читайте так же:  Военные преступления против человечества срок давности

Однако юрисдикционную функцию, причем в значительном объеме, повседневно и на различных уровнях системы государствен­ного управления осуществляют исполнительные органы (должнос­тные лица) непосредственно, то есть во внесудебном порядке. Та­кого рода их действия выражают реализацию одного из составных элементов их административной право- и дееспособности. Это зна­чит, что тем самым они осуществляют административную юрис­дикцию. Такого рода юрисдикция, однако, не является главным и определяющим содержание государственно-управленческой дея­тельности признаком, что характерно для функционирования судеб­ных органов. В основе юрисдикционной деятельности лежит рас­смотрение и разрешение спорных вопросов применения материаль­ных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц,

применение в необходимых случаях при негативной оценке их по­ведения предусмотренных действующим законодательством мер го­сударственного (юридического) принуждения. Так, в частности, и поступают судебные органы при рассмотрении правовых споров, давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности.

Данные позиции в целом применимы и для характеристики юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должнос­тных лиц). В рамках своей управленческой компетенции они впра­ве, а во многих случаях — обязаны рассматривать и разрешать ад-министративно-правовые споры, самостоятельно оценивать пра­вомерность поведения участников управленческих общественных отношений, применять в необходимых случаях меры администра­тивной ответственности. Они совершают при этом действия, совпадающие по своему назначению и характеру с теми, которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной юрис­дикции.

Таковы исходные позиции, необходимые для правильного по­нимания административного процесса в его наиболее распростра­ненных вариантах. Основу для формирования его понятия как в широком (правоустановительном и правоприменительном), так и в узком (юрисдикционном) или собственном смысле, следовательно, составляет административно-процессуальная деятельность, которая понимается в двух вариантах:

Конечно, оба варианта имеют некоторые сходные черты: пре­имущественно внесудебный порядок; индивидуальный, как прави­ло, характер дел; их регламентация нередко в одном нормативно-правовом акте (например, установлен единый порядок рассмотре­ния заявлений, предложений и жалоб граждан, хотя администра­тивно-правовой спор налицо лишь в последнем случае) и т. п.

Более существенно разграничение между ними, проводимое по следующим основаниям.

Во-первых, либо исполнительный орган (должностное лицо) совершает действия, не связанные с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-правового спора, либо его действия обязательно связываются с возникающей в сфере государственно­го управления спорной ситуацией. Нельзя относить к администра­тивно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера любого рода правоохранительные действия исполнительных орга­нов (должностных лиц), если их предмет не составляет конкретно­го административно-правового спора. Иначе говоря, юрисдикцион-ная деятельность не тождественна правоохранительной. Последняя более широка по своему объему.

Раздел V. Административно-процессуальное право

Глава 16. Административно-процессуальная деятельность

Например, при осуществлении контрольно-надзорных полно­мочий процессуальные действия налицо (выбор того или иного ва­рианта проверочных действий, процедура их осуществления), од­нако административно-правовой спор при этом отсутствует. Он мо­жет возникнуть по результатам такого рода действий (например, при обжаловании примененных санкций). Значит, приведенный при­мер иллюстрирует административно-процессуальную деятельность неюрисдикционного характера. Налицо — административно-проце­дурная акция, равно как и в случаях совершения разрешитель­ных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных уп­равленческих действий. Аналогично может быть решен вопрос о соотношении рассмотрения заявлений граждан, которые, как пра­вило, связаны с реализацией субъективных прав, и жалоб, в кото­рых всегда инициируется конкретный административно-правовой спор.

Во-вторых, правовая оценка поведения участников управлен­ческих общественных отношений осуществляется в рамках обоих вариантов административного процесса. Однако при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности она обязательно предполагает таковую в отношении сторон возникшего спора, в то время как при административно-процедурной деятельности право­вая оценка является условием удовлетворения соответствующих ходатайств (например, выдачи разрешения, лицензии и т. п.). Она может и отсутствовать, когда соответствующие процедуры ее не требуют (например при подготовке управленческого решения). Для юрисдикции же она обязательна.

В-третьих, в обоих вариантах фигурируют индивидуальные административные дела, однако — различные по своему характе­ру. Такого рода дела в административных процедурах лишены спор­ного характера. Кроме того, в этих процедурах индивидуальные дела нередко вообще отсутствуют (например, в административном делопроизводстве, то есть в работе со служебной документацией).

В-четвертых, при осуществлении административной юрисдик­ции принуждение — возможный результат разрешения админис­тративно-правового спроса. Свое выражение оно находит в приме­нении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности. Административные проце­дуры лишены этого признака, так как они используются не для приведения в действие механизма ответственности, а как процес­суальное средство реализации иных целей государственно-управ­ленческой деятельности, включая и применение административно-принудительных средств, не носящих характера юридической от­ветственности (предупреждение и пресечение).

В-пятых, административно-процедурная деятельность, как правило, не отличается сложностью (например, для регистрации

общественного объединения достаточно подачи заявления и учре­дительных документов), а потому и не требует детальной регла­ментации, что характерно для всех случаев, когда предметом про­цессуальной деятельности является административно-правовой спор.

С учетом изложенного к административно-процедурным делам можно отнести многие из тех, которых нередко относят к админи­стративному процессу, понимаемому в широком смысле, как-то: по изобретениям и открытиям, по патентам; по различным ходатай­ствам государственных и негосударственных формирований; по административному надзору; по применению административно-при­нудительных мер, лишенных характера юридической ответствен­ности; по приему на работу (службу); по приватизации имущества; по поощрению и т. п. Часто порядок рассмотрения и разрешения такого рода дел, равно как и юрисдикционных, характеризуют еди­ным термином — «производство». Тем не менее различия между двумя вариантами административно-процессуальной деятельности не следует игнорировать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Сущность и содержание административных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here