Третье лицо в административном деле

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Третье лицо в административном деле". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 38 КАС РФ. Стороны

1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Статья 41. Участие в административном деле нескольких административных истцов или нескольких административных ответчиков

1. Административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие).

2. Процессуальное соучастие допускается, если:
1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;
2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;
3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.

3. Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).

4. Административные соистцы могут вступить в административное дело до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу.

5. В случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

6. О вступлении в административное дело административного соистца (административных соистцов) или об отказе в этом, о привлечении к участию в административном деле административного соответчика (административных соответчиков) или об отказе в этом судом выносится мотивированное определение. В случае отказа лица вступить в административное дело в качестве административного соистца оно может самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

7. После вступления в административное дело административных соистцов и после привлечения к участию в административном деле административных соответчиков подготовка административного дела к судебному разбирательству и разбирательство административного дела производятся с самого начала, за исключением случая ведения этого дела через единого представителя или через уполномоченное лицо, действующих от имени всех административных истцов или всех административных ответчиков.

Комментарий к статье 41 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей определено понятие процессуального соучастия в административном деле.

Процессуальное соучастие заключается в возможности подать административное исковое заявление в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам.

В комментируемой статье установлены условия, при которых допускается процессуальное соучастие, а именно:

— предметом административного спора являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;

— права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков имеют одно основание;

— предметом административного спора являются однородные права или обязанности административных истцов либо административных ответчиков.

В отношении административных истцов или административных ответчиков законодатель также использует термин «субъекты» административных или иных публичных правоотношений.

В судебном процессе по административному делу каждый процессуальный соучастник по отношению к другой стороне выступает самостоятельно. При этом процессуальные соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников с каждой из сторон.

Административный соистец (соистцы) вступает в административное дело, а административный соответчик (соответчики) привлекается к участию в административном деле на основании мотивированного определения суда. Соответствующие определения суда об отказе также должны быть мотивированы.

Лицо, отказавшееся вступить в административное дело в качестве административного соистца, вправе самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Административные соистцы могут вступить в административное дело до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу.

Суд первой инстанции привлекает лицо к участию в деле в качестве административного соответчика в случае, если обязательное участие в административном деле такого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если административное дело невозможно рассмотреть без его участия.

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 221 Кодекса к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Читайте так же:  Мелкое хищение имущества статья

На стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика (п. 3 ч. 3 ст. 135 Кодекса).

Положения комментируемой статьи о процессуальном соучастии в целом идентичны положениям, закрепленным в ст. 40 ГПК РФ.

Однако есть и некоторые исключения. Так, в ч. 7 комментируемой статьи установлено общее правило о необходимости подготовки административного дела к судебному разбирательству и разбирательства административного дела с самого начала после вступления в административное дело административных соистцов и после привлечения к участию в административном деле административных соответчиков.

Исключением из указанного правила являются административные дела, которые ведутся через единого представителя или через уполномоченное лицо, действующих от имени всех административных истцов или всех административных ответчиков.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 23.12.2014 N 2989-О, следует, что «согласно абзацу второму части третьей статьи 40 ГПК Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. Такое право суда вытекает из принципа самостоятельности судебной власти, выступает одним из проявлений его дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия, и во взаимосвязи с другими предписаниями данного Кодекса (в том числе содержащимися в его статьях 2 и 195) не предполагает произвольного применения указанной нормы, направленной на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения. Гарантией же процессуальных прав лиц, участвующих в деле, являются установленные данным Кодексом процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения, в связи с чем указанная норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя».

Комментарии и консультации юристов по ст 41 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 41 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 47. Заинтересованные лица

Статья 47. Заинтересованные лица

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 47 настоящего Кодекса

1. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

2. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

3. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.

4. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.

5. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Информация об изменениях:

6. В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

>
Иные участники судебного процесса
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правовед

Раздел 2. Организация административного судопроизводства. Глава 5. Участники административного процесса.

§ 1. Лица, участвующие в деле.

Статья 47. Состав лиц, участвующих в деле.
Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц.

Статья 50. Стороны.
1. Сторонами в административном процессе являются истец и ответчик.
2. Истцом в административном деле могут быть граждане Украины, иностранцы либо лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации (юридические лица), субъекты властных полномочий.
3. Ответчиком в административном деле является субъект властных полномочий, если иное на установлено настоящим Кодексом.
4. Граждане Украины, иностранцы либо лица без гражданства, их объединения, юридические лица, не являющиеся субъектами властных полномочий, могут быть ответчиками лишь по административному иску субъекта властных полномочий:

  1. о временном запрещении (приостановлении) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан;
  2. о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан;
  3. о принудительном выдворении иностранца либо лица без гражданства с Украины;
  4. об ограничении в отношении реализации права на мирные собрания (собрания, митинги, шествия, демонстрации и т. д.);
  5. в иных случаях, установленных законом.

Статья 51. Права и обязанности сторон.
1. Кроме прав и обязанностей, определенных в статье 49 настоящего Кодекса, истец имеет право изменить основание или предмет административного иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от административного иска в любое время до окончания судебного разбирательства. Истец имеет право отказаться от административного иска и в суде апелляционной либо кассационной инстанции до окончания соответственно апелляционного либо кассационного рассмотрения.
2. Кроме прав и обязанностей, определенных в статье 49 настоящего Кодекса, ответчик имеет право признать административный иск полностью или частично, представлять возражение против административного иска.
3. Стороны могут достичь примирения на любой стадии административного процесса, являющегося основанием для закрытия производства по административному делу.
4. Суд не принимает отказа истца от административного иска, признания административного иска ответчиком и не признает условий примирения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-нибудь права, свободы либо интересы.

Читайте так же:  Отменить постановление о назначении административного наказания

Статья 52. Замена ненадлежащей стороны.
1. Суд первой инстанции, установив, что с административным иском обратилось не то лицо, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по административному иску, может с согласия истца допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком, если это не повлечет изменения подсудности административного дела.
2. Если истец не согласен на его замену другим лицом, то это лицо может вступить в дело как третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о чем суд уведомляет третье лицо.
3. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика. В случае отказа в удовлетворении административного иска к такому ответчику понесенные истцом расходы относятся на счет государства.
4. После замены стороны, вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечения второго ответчика рассмотрение административного дела начинается сначала.

Статья 53. Третьи лица
1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, могут вступить в дело в любое время до окончания судебного разбирательства, предъявив административный иск к сторонам. Удовлетворение административного иска таких лиц должно полностью или частично исключать удовлетворение требований истца к ответчику. В случае вступления третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, рассмотрение административного дела начинается сначала.
2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика в любое время до окончания судебного разбирательства, если решение по делу может повлиять на их права, свободы, интересы или обязанности. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не влечет рассмотрение административного дела сначала.

Статья 54. Права и обязанности третьих лиц.
1. Кроме прав и обязанностей, определенных в статье 49 настоящего Кодекса, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, имеют права истца.
2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют права и обязанности, определенные в статье 49 настоящего Кодекса.

Статья 55. Процессуальное правопреемство.
В случае выбытия или замены стороны либо третьего лица в отношениях, по которым возник спор, суд допускает на любой стадии административного процесса замену соответствующей стороны либо третьего лица ее правопреемником. Все действия, совершенные в административном процессе до вступления правопреемника, обязательны для него в такой же мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил.

Статья 57. Лица, которые не могут быть представителями.
1. Не могут быть представителями в суде лица, участвующие в деле в качестве секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика и свидетеля.
2. Судьи, прокуроры, следователи не могут быть представителями в суде, кроме случаев, когда они действуют в качестве представителей соответствующих органов, являющихся стороной или третьим лицом в деле, либо в качестве законных представителей стороны или третьего лица.

Статья 60. Участие в деле органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.
1. В случаях, установленных законом, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и участвовать в этих делах.
2. Прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей или вступить в дело по своей инициативе с целью исполнения возложенных на них полномочий.

Статья 61. Особенности полномочий органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц в суде.
1. Органы и лица, которые определены в статье 60 настоящего Кодекса и обращаются в административный суд за защитой прав, свобод и интересов других лиц, не могут заканчивать дело примирением.
2. Отказ органов и лиц, определенных в статье 60 настоящего Кодекса, от административного иска или изменение исковых требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, права требовать от суда рассмотрения дела, разрешения административного иска в предыдущем объеме.
3. Если физическое лицо, обладающее административной процессуальной дееспособностью и в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, не поддерживает исковых требований, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
4. Прокурор, не участвовавший в деле, с целью разрешения вопроса о наличии оснований для подачи апелляционной либо кассационной жалобы, жалобы по исключительным обстоятельствам, заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, имеет право знакомиться с материалами дела в административном суде.

§ 2. Другие участники административного процесса.

Статья 62. Лица, являющиеся другими участниками административного процесса.
Участниками административного процесса, кроме лиц, участвующих в деле, являются секретарь судебного заседания, судебный распорядитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик.

Статья 63. Секретарь судебного заседания.
Секретарь судебного заседания:
1) осуществляет судебные вызовы и извещения;
2) проверяет наличие и выясняет причины отсутствия лиц, вызванных в суд, и докладывает об этом председательствующему;
3) обеспечивает контроль за полным фиксированием судебного заседания техническими средствами;
4) ведет журнал судебного заседания;
5) оформляет материалы административного дела;
6) выполняет иные поручения председательствующего в деле.

Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях

Производство по делу об административном правонарушении ведут субъекты процесса: лицо, уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении (статьи 27.2, 27.3, 28.3, 28.4 КоАП); лицо, уполномоченное рассматривать дело (ст. 22.1, глава 23 КоАП); лицо, уполномоченное пересматривать постановление по делу (ст.30.1 КоАП). Это те уполномоченные лица, которые наделены правом принятия решений в производстве по делу (решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела, о назначении наказания или прекращения производства и т.д.).

Читайте так же:  Эколого экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

Кроме субъектов процесса в производстве участвуют и другие лица, статус которых определяется нормами главы 25 КоАП.

Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, могут быть разделены на две группы.

1. Лица, участвующие в производстве. Это те лица, которые имеют собственный или представляемый интерес в отношении исхода дела, чьи права затрагиваются принятым постановлением. Это лицо, в отношении которого производство ведется, потерпевший, их законные представители, защитник и представитель.

2. Лица, содействующие производству. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства, они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Это эксперты, специалисты, переводчики и свидетели и понятые.

Лица, участвующие в производстве.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу, указаны в статье 25.1 КоАП РФ. Важнейшим правом является право знать о том, что в отношении этого лица возбуждено дело об административном правонарушении и о времени и месте его рассмотрения. Присутствие лица на рассмотрении дела является его обязанностью. В случае неявки лицо может быть подвергнуто приводу.

Потерпевший – это лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Его права перечислены в ст. 25.2 КоАП. Они совпадают с правами лица, в отношении которого ведется производство. Основным материальным (не процессуальным) правом потерпевшего является право требовать возмещения имущественного вреда в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации разделяет представительство, основанное на законе, и представительство, основанное на договоре.

О законных представителях речь идет в статьях 25.3 и 25.4 КоАП. В зависимости от того, чьи интересы надо представлять – физического или юридического лица, законными представителями могут быть разные лица. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. На практике в качестве законного представителя юридических лиц выступают их руководители.

Большое внимание в деятельности органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, уделяется вопросам подтверждения полномочий лица, выступающего представителем.

Говоря о защитнике и представителе, мы ведем речь о договорном представительстве. Защитник оказывает помощь лицу, привлекаемому к ответственности, а представитель – потерпевшему. В этих качествах могут выступать любые лица, не только адвокаты. Права и обязанности защитника и представителя являются равными, в этом воплощается принцип равноправия сторон.

Лица, содействующие производству.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Основной обязанностью свидетеля является обязанность явиться по вызову и дать правдивые показания, а главным правом – право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Свидетель предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой обязан засвидетельствовать своей подписью факт совершения процессуальных действий, при которых он присутствует. В некоторых случаях понятой может быть вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении и опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта, специалист не дает заключения (заключение эксперта является источником доказательств), а поясняет все устно, или письменно, но вне рамок проведения экспертизы.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт проводит экспертизу, после чего составляет заключение. Эксперт несет ответственность за отказ от проведения экспертизы или дачу ложного заключения. Работа эксперта, как и работа специалиста, оплачивается.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан переводить полно и точно, в противном случае он несет ответственность.

Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Возмещение расходов производится в соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 4 марта 2003 г. «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда».

Отдельного внимания заслуживает статус прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. Прокурор обладает широкими полномочиями:

1) он вправе возбудить дело об административном правонарушении;

2) он обязательно извещается о времени и месте рассмотрения дела о привлечении к ответственности несовершеннолетнего;

3) он осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Для этого прокурор наделяется правом участвовать в этих делах;

4) он вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.11 КоАП), то есть уже после того, как участники производства утратили право на обжалование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 13. Лица, участвующие в деле. Третьи лица в гражданском и арбитражном процессе

Лица, участвующие в деле, перечислены в ст. 34 ГПК. Это стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений. Перечень лиц, участвующих в деле, неоднороден. Так, правовой интерес сторон и прокурора различен в процессе. Именно поэтому всех лиц, участвующих в деле, принято подразделять на две группы по характеру их заинтересованности в исходе дела.

Читайте так же:  Образец заявления по истечении срока давности

Однако существуют и общие черты, объединяющие всех лиц, участвующих в деле:

1) их действия направлены на возникновение, изменение, прекращение гражданских процессуальных правоотношений; 2) на них распространяется законная сила судебного решения;

3) они действуют от своего имени в защиту своих или интересов.

Лиц, участвующих в деле, можно разделить на две группы.

Первую группу образуют стороны, заявители и заинтересованные лица, третьи лица. Все они:

— являются участниками спорных материально-правовых отношений (стороны) или имеют иной интерес (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, заявители, заинтересованные лица); — имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела; — в процессе защищают свои права и интересы.

Вторую группу лиц, участвующих в деле, образуют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц.

Все перечисленные лица: — не являются участниками спорных материально-правовых отношений; — имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела; — в процессе защищают права и интересы других лиц.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле, подразделяются на общие и специальные.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования

Третьи лица — это лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в начатый процесс, имеют определенную заинтересованность в исходе дела, так как решение может повлиять на их права и обязанности.

Третьими лицами могут быть как граждане, так и юридические лица.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

1) являются субъектами спорного материального правоотношения.

2) вступают в процесс добровольно. Принудительное привлечение к судебному разбирательству данного третьего лица не допускается в силу принципа диспозитивности. Однако суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может рекомендовать конкретно лицам вступить в существующий процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора;

3) вступают в процесс путем подачи искового заявления;

4) вступают в начатый процесс до вынесения решения по делу;

5) могут претендовать на весь предмет спора или на часть;

6) имеют интересы, которые противостоят, как правило, обеим сторонам или могут противоречить одной из сторон.

7) заявляют требования на тот же предмет спора, что и стороны в процессе.

Порядок вступления в процесс третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, определен ГПК (ст. 42). Для вступления в процесс им необходимо подать исковое заявление. Судья выносит определение о допуске в дело третьего лица. При вступлении в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела начинается сначала. Закон допускает частное обжалование определения суда о признании третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования, и об отказе в признании третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора (ч. 1 ст. 42 ГПК). У недопущенного в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, кроме того, есть право подать иск и выступить в новом процессе в качестве истца.

Процессуальные права и обязанности третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, аналогичны правам и обязанностям сторон. В соответствии со ст. 35 ГПК они имеют общие права, распространяющиеся на всех лиц, участвующих в деле: имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу ст. 39 ГПК на третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора распространяются и специальные права сторон.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований.

Третьи лица — это лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в начатый процесс, имеют определенную заинтересованность в исходе дела, так как решение может повлиять на их права и обязанности.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) не являются субъектом спорного материального правоотношения, существующего между истцом и ответчиком;

2) между ними и противоположной стороной не существует материально-правовых отношений, третьи лица действуют в процессе самостоятельно;

3) основание их участия в деле — материально-правовая заинтересованность. Эта заинтересованность часто o6условлена возможностью предъявления регрессного иска.

4) решение суда имеет для них преюдициальное значение для рассмотрения регрессного требования, т.е. ты, установленные в решении по первому делу, не подлежат новому доказыванию.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, может вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться к процессу по ходатайству сторон, прокурора, по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вступают в процесс на основе вынесенного судьей определения. Например, по делам о принудительном обмене суд в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлекает тех лиц, с которыми будет производиться обмен, о чем выносится определение.

Чаще всего третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, выступают на стороне ответчика. Но возможно участие третьих лиц и на стороне истца. Например, в результате уступки требования новый кредитор предъявил иск в суд к должнику. Суд вправе привлечь в качестве третьего лица на стороне истца первоначального кредитора.

Вступление третьего лица в процесс допустимо до вынесения судом решения по делу.

Читайте так же:  Методы административного правонарушения

Необходимость привлечения третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, часто вытекает из норм материального права (например, ст. 461, 462 ГК), постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Права третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, уже, чем права сторон. На этих третьих лиц распространяются лишь общие права лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК), но не распространяются специальные права сторон: они не вправе изменять основание и предмет иска, увеличивать или уменьшать исковые требования, отказываться от иска, признавать иск, заключать мировое соглашение, требовать принудительного исполнения решения (ст. 39 ГПК), к ним не предъявляется встречный иск, так как это не сторона спорного материального правоотношения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надо отличать от соучастников. Основное отличие в том, что соучастникам противостоит другая сторона, с которой они находятся в спорных материальных правоотношениях. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, связано лишь со стороной, на которой выступает.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 47. Заинтересованные лица

1. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

2. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

3. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.

4. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.

5. На определение об отказе во вступлении в административное дело заинтересованного лица или об отказе в привлечении этого лица к участию в административном деле может быть подана частная жалоба лицом, подавшим соответствующее ходатайство.

6. В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

Комментарий к статье 47 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей определено правовое положение заинтересованных лиц как лиц, участвующих в административном деле.

Отметим, что в соответствии со ст. 34 ГПК РФ в состав лиц, участвующих в деле, входят заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Заинтересованные лица участвуют в административном деле на стороне административного истца или административного ответчика:

— по собственной инициативе;

— по ходатайству лиц, участвующих в деле;

— по инициативе суда.

Общие условия вступления или привлечения к участию в административном деле заинтересованного лица следующие:

— судебный акт, которым закончено рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, не принят;

— принятие указанного судебного акта может повлиять на права или обязанности заинтересованного лица по отношению к одной из сторон.

Судом выносится определение о вступлении в административное дело заинтересованного лица либо определение о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле. На определение об отказе в этом лицом, подавшим соответствующее ходатайство, может быть подана частная жалоба.

Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска. В случае если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

Отметим, что правовое положение заинтересованного лица, установленное комментируемой статьей, имеет очевидное сходство с правовым положением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, установленного ст. 43 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 16.02.2012 N 360-О-О, «возможность вступления в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, а также право (а не обязанность) суда привлечения указанных лиц, по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, будучи обусловленными принципом судейского руководства процессом, являются процессуальными гарантиями закрепленного в часть 1 статье 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.

Данная норма не регламентирует вопросы обжалования определений суда о вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, и как таковая не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителей, перечисленные в жалобе.

Кроме того, в силу статьи 3 ГПК Российской Федерации заинтересованные лица, если они полагают нарушенными какие-либо свои права, свободы или законные интересы, не лишены возможности обратиться в суд с самостоятельными требованиями об их защите».

Комментарии и консультации юристов по ст 47 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 47 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источники

Третье лицо в административном деле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here