Уборка несанкционированных свалок чьи полномочия

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Уборка несанкционированных свалок чьи полномочия". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 6. Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора

Статья 6. Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора

6.1. В случае сброса мусора, отходов, снега, грунта и т.п. на межселенных территориях Елизовского муниципального района вне установленных для этого мест, лица, допустившие подобные нарушения, принимают меры по устранению выявленных нарушений в течение срока, указанного должностными лицами органа администрации муниципального района, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением требований настоящих Правил, но не более 3-х суток, со дня выявления нарушения.

Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости — рекультивацию земельного участка.

6.2. В случае если в течение 20 суток не установлено лицо, разместившее отходы в несанкционированном месте, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (либо специализированной организацией, осуществляющей вывоз отходов, если предоставление данного вида услуг предусмотрено договором).

6.3. Ликвидация свалок, стихийно возникающих на территориях, не закрепленных за какими-либо хозяйствующими субъектами, осуществляется за счет средств бюджета Елизовского муниципального района.

>
Требования к проведению массовых мероприятий и к местам массового отдыха граждан
Содержание
Нормативный правовой акт Елизовского муниципального района Камчатского края от 1 августа 2013 г. N 120 «Правила благоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Уборка несанкционированных свалок чьи полномочия

24 июня 2016 года 12:33

В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

П.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный суд РФ в постановлении от 13.10.2015 №26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться судом с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым – вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.

В соответствии со ст.ст. 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятие «поселение» и «территория поселения» различны. Понятие «поселение» связано с понятием «земли населенных пунктов», то есть земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно на такие земли распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению и использованию земель. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Читайте так же:  Проект кодекса об административных правонарушениях

Таким образом, обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», и расположенных на землях лесного фонда, не может быть возложена на администрации поселений безусловно.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

В связи с изложенным, обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

Уборка несанкционированных свалок чьи полномочия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как ликвидировать свалку?

Росприроднадзор в своем письме от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833 «О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора № 255 от 28.04.2014» рекомендует понимать под определениями:

  • навал мусора – несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более шести месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • свалка – несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более шести месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными объектами размещения отходов, соответственно размещение на них отходов должно считаться безлимитным размещением, влекущим возникновение у собственников отходов обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду с пятикратным повышающим коэффициентом.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13.10.2015 № 26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Читайте так же:  Доказательство административного правонарушения протокол

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В связи с этим обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

На основании ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 1 ст. 7 этого же закона к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.

В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (п. 1 ст. 8 указанного закона).

Таким образом, не предпринятые меры к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению, что нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

При обращении граждан по фактам несанкционированных свалок в Росприроднадзор рекомендуется составлять схему расположения свалки с примерной оценкой ее объемов и привязкой к какому-либо опознавательному объекту (для определения ее точных координат). После составления схемы лучше всего сделать фотофиксацию мест свалки.

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы. Согласно полномочиям Росприроднадзора данный контрольно-надзорный орган должен проводить проверку в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора, собирать материалы и выписывать предписания об устранении нарушений законодательства. Также в компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

В связи с этим вам следует обратиться в Росприроднадзор, а также в природоохранную прокуратуру по факту несанкционированной свалки отходов для принятия мер по ее ликвидации. По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

Полномочия органов местного самоуправления в части уборки несанкционированных свалок

  • 24 июня 2016 года 12:33
  • Просмотров: 15134
  • Разъяснения законодательства

В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

П.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Читайте так же:  Апелляция по административному делу образец
Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный суд РФ в постановлении от 13.10.2015 №26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться судом с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым – вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.

В соответствии со ст.ст. 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятие «поселение» и «территория поселения» различны. Понятие «поселение» связано с понятием «земли населенных пунктов», то есть земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно на такие земли распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению и использованию земель. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Таким образом, обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», и расположенных на землях лесного фонда, не может быть возложена на администрации поселений безусловно.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

В связи с изложенным, обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

1. На территории города Шелехова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

2. Лица, уполномоченные на содержание объекта благоустройства, собственники, владельцы земельных участков обеспечивают пресечение возникновение несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, выявляют лиц, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, передают информацию о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечивают ликвидацию несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов.

3. Уполномоченные лица обязаны не реже 3 раз в неделю производить обход территории в целях выявления несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов. Результаты обходов заносятся в журнал обходов с указанием местоположения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, примерной площади, в случае выявления лица, разместившего отходов, паспортных данных данного лица и принятых мерах.

4. Физические лица в случае обнаружения лиц, осуществляющих размещение отходов в несанкционированных местах на территории города Шелехова, имеют право осуществить фото-, видеофиксацию лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов (для автотранспортных средств с обязательной фиксацией государственного номера автотранспортного средства). После осуществления указанных действия физическое лицо вызывает уполномоченное лицо для составления протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица с предоставлением материалов фото- и видеофиксации.

5. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.

6. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производить за счет уполномоченных на содержание лиц.

7. Органы местного самоуправления в соответствии с вопросами местного значения на постоянной основе проводят консультации по повышению экологической культуры граждан, в частности проживающих на территории жилых домов частного жилищного фонда.

Читайте так же:  Субъективный состав административного правонарушения
>
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений
Содержание
Решение Думы города Шелехова Иркутской области от 19 октября 2017 г. N 38-РД «Об утверждении Правил благоустройства территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Право на мусор

— После 1 июля любой перевозчик мусора без лицензии может быть не просто остановлен на дороге и оштрафован — его действия могут быть квалифицированы как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность, — подчеркивает Наталья Соколова, начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора. — Правда, все эти нормы касаются только отходов I-IV классов опасности.

Свалки на учете

Изменения в законе коснутся и других элементов обращения с отходами. Так, будет составлен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), который возьмет на учет все свалки страны, в субъектах Федерации будут составлены территориальные схемы, куда внесут не только адреса полигонов, но и данные об источниках отходов, целевые показатели по их обезвреживанию и утилизации, маршруты транспортировки и прочее.

Мусор перестанет быть «безымянным»: каждое предприятие, занимающееся вывозом отходов, отныне должно будет регистрировать конкретный адрес своей деятельности.

Это обусловлено и тем фактом, что, с тех пор как в 2012 году смягчили правила транспортировки мусора, в России, по данным Росприроднадзора, появилось 150 тысяч новых несанкционированных свалок.

Но, с другой стороны, не приведет ли эта залицензированность всего и вся лишь к удорожанию услуги по вывозу мусора, что в конечном счете печально отразится на наших с вами кошельках?

— Тотальное лицензирование в данном случае мне представляется чрезмерным, — говорит профессор Санкт-Петербургского экономического университета Вадим Чекалин. — Как показывает опыт (например, лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ), эта мера сама по себе малоэффективна. А рост платежей вследствие ее применения вполне реален. Необходим системный подход, включающий комплекс мер по обращению с отходами.

С позицией экономиста согласны и экологи.

— Сейчас возникла проблема ликвидации несанкционированных свалок, — отмечает Екатерина Пахомова, эколог-аудитор, начальник отдела экологии ООО «Валери». — Но справиться с ними не так-то просто. Скажем, наше предприятие в ответ на обращение жителей Ржевки, где вблизи несанкционированной свалки строится новый жилой массив, готово взяться за ее уничтожение. Мы все сделаем по правилам и по закону. Но дальше-то что? Посты правоохранителей по периметру выставлять? Жестко штрафовать тех, кто на «привычное место» отходы привезет?

По мнению Вадима Чекалина, эффективное уничтожение бывших свалок возможно только в случае одновременной рекультивации этого места. Чтобы оно не оставалось пустырем ни на один день, иначе повторения помойной судьбы ему не миновать.

Учить и штрафовать

Сегодня все юридические лица, производящие мусор, обязаны иметь так называемые «паспорта отходов». Лицензированные сборщики и перевозчики мусора не имеют права взять отходы у организаций и учреждений без этих паспортов. И крупные предприятия выполняют эту норму.

— В подавляющем большинстве мелкие компании рассуждают так: «Лучше я штраф заплачу, чем эти паспорта оформлять», — говорит Екатерина Пахомова. — Получается, сами образователи мусора не дают перевозчику исполнять закон.

Перелом в ситуации, по ее мнению, наступит тогда, когда четко заработает цепочка «образователь отходов — перевозчик — полигон (утилизационное предприятие)».

А для этого нужна четкая инвентаризация отходов на уровне их образования, раздельный сбор мусора, создание высокотехнологичных линий по переработке отходов. И, конечно, жесткая система ответственности всех участников этой цепочки. Штрафы за ненадлежащее выполнение прописанных в законе обязанностей должны пугать, а не успокаивать.

По новому закону, сборщики и перевозчики отходов непременно должны иметь документ, подтверждающий их профессиональную подготовку.

Иными словами, водитель, даже высококлассный, вывезти мусор на своем КамАЗе не имеет права, пока не предоставит документ, удостоверяющий, что прошел курсы переподготовки «мусороперевозчика». Без таких документов компания-перевозчик просто не получит лицензии.

Возникает вопрос: а где на таких специалистов учат? И как быть малому бизнесу, то и дело вынужденному менять виды деятельности, приспосабливаясь к новым реалиям? Однако специалисты уверяют, что эта норма будет эффективно работать на экологическую безопасность.

— Когда водитель забирает пустые бочки или бутылки, он должен понимать, что в них хранилось и к какому классу опасности относятся эти отходы, — говорит Екатерина Пахомова. — Был пример: вывезенные с автопредприятия бочки из-под технических жидкостей экологи вскоре обнаружили в магазине, торгующем пищевыми продуктами — чуть ли не селедка в них плавала.

Обучающие курсы для среднего и низшего персонала сейчас организуют во многих вузах, где есть экологические специальности. А вот для того, чтобы в компаниях, специализирующихся на вывозе отходов, были специалисты высшего звена, необходимо, по мнению Вадима Чекалина, чтобы минобразование предусмотрело подготовку бакалавров и магистров этого специалитета.

Кто должен убирать несанкционированные свалки в России в 2019 году?

В правилах обращения с ТКО есть пункт 16, предусматривающий, что региональный оператор обязан сообщать владельцам земель о том, что выявлены несанкционированные свалки. При этом он должен направить им проект договора на оказание услуг по ликвидации обнаруженного места несанкционированного накопления отходов.

Декларация на отходы

— С 1 апреля 2017 года вводится ответственность производителя отходов, — подчеркивает Наталья Соколова. — Это значит, что каждая торговая точка, к примеру, будет обязана представить декларацию о том, сколько, условно говоря, продуктов в пластиковых бутылках, сколько автошин или масел и в какой упаковке она приобрела и реализовала.

Читайте так же:  Организация административного правонарушения

Также в декларации должен быть указан способ утилизации этих отходов. Крупное предприятие может заниматься этим самостоятельно. А может, объединившись с другими организациями и учреждениями, прибегнуть к услугам так называемого регионального оператора — такие структуры по типу регоператоров капремонта многоквартирных домов тоже будут созданы к 2017 году в каждом регионе.

Для тех же производителей отходов, кто не хочет заниматься ими самостоятельно, будет действовать экологический сбор. Размер его колеблется от одной до восьми тысяч рублей за тонну (в зависимости от класса отходов).

По мнению Вадима Чекалина, эти меры могут сыграть свою роль, если только они станут частью комплексной системы обращения с отходами. Пока же в деле декларации отходов юридических лиц больше вопросов, чем ответов. Как отчетность будет организована? Насколько простым, удобным и понятным будет сам процесс подачи декларации? Как и кем он будет контролироваться?

— Позитивный характер принимаемых решений очевиден, — говорит Вадим Чекалин. — Мы сегодня задыхаемся от накопившегося мусора, полигоны отходов переполнены. Необходимы радикальные меры, но они должны быть включены в научно обоснованную стратегию и конкретные программы обращения с отходами в регионах и муниципальных образованиях.

Евгений Харман, владелец кафе общественного питания:

— Боюсь, что новый закон не столько благотворно скажется на экологии Петербурга, сколько негативно на самочувствии малого и среднего бизнеса. Лично меня, как предпринимателя, не устраивают две вещи. Первая: введение нового порядка лицензирования неизбежно приведет к росту стоимости услуг компаний, занятых сбором и транспортировкой отходов. Второе: введение декларации или экологического сбора также с неизбежностью повлечет за собой удорожание себестоимости продукции и, как следствие, цены на наш товар. Я рискую потерять покупателя, и так поредевшего в последнее время. Кроме того, я как предприниматель уже плачу за негативное воздействие на окружающую среду и в плане выбросов, и в плане сливов. Почему же еще с меня надо брать дополнительный экологический сбор?

Дмитрий Литвинов, генеральный директор строительной компании:

— Сегодня разница в ценах у тех, кто занимается вывозом мусора профессионально и кто просто «левачит», демпингуя на стоимости, составляет порядка 15 процентов.

Я — за новый порядок лицензирования хотя бы потому, что мне, как законопослушному руководителю, будет проще сориентироваться на рынке услуг по вывозу отходов: есть лицензия, значит, будем с вами работать.

Но это палка о двух концах. Думаю, что тотальное лицензирование заметно сузит этот рынок, что неизбежно приведет к росту цен на услуги сборщиков и перевозчиков.

Несанкционированные свалки – чья обязанность их убирать

С 1 апреля 2019 года вступили в силу новые правила сбора и утилизации твердых бытовых отходов. За несанкционированные свалки стали нести ответственность владельцы земельных участков. Подробнее – в материале информационного портала «Пронедра».

Четвертая часть статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательство собственников твердых коммунальных отходов (ТКО) заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональными операторами, в зоне деятельности которых отходы образуются, а также располагаются места их накопления.

Такой документ стороны подписывают в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением российского правительства N 1156, датированного 12 ноября 2016 года.

Когда возможен суд?

На протяжении месяца с момента получения соответствующего уведомления от оператора владелец участка должен обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки или подписать с региональным оператором договор, предусматривающий оказание таких услуг.

В противном случае оператор самостоятельно ликвидирует несанкционированную свалку без заключения договора с владельцем земли, после чего будет вправе взыскать понесенные расходы в судебном порядке.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

Видео (кликните для воспроизведения).

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Источники

Уборка несанкционированных свалок чьи полномочия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here