Урок загрязнение окружающей среды 10 класс

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Урок загрязнение окружающей среды 10 класс". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Загрязнение окружающей среды 10 класс
презентация к уроку по географии (10 класс) на тему

Презентация к теме «Природные ресурсы мира», геогарфия 10 класс

Скачать:

Вложение Размер
zagryaznenie_i_ohrana_okruzhayushchey_sredy.ppt 134.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал — разработка урока английского языка в 8 классе на тему: «Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения». ( по УМК «Enjoy English», авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева.

Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом .

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА, ВОДЫ, ЗЕМЛИ.

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи.

quot;Загрязнение окружающей среды» — география 10 класс.

Цели:Формирование языковой, речевой и социокультурной компетенции в устной и письменной речи;Развитие рецептивных умений и навыков речевого слуха и памяти, извлечение информации при аудировании текста.

Презентация «Загрязнение и охрана окружающей среды» 10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Загрязнение окружающей среды и ее охрана

Цель: Цель: 1.Познакомить с главной проблемой – загрязнением окружающей среды; 2.Основными источниками загрязнения окружающей среды; 3.Пути решения проблемы загрязнения окружающей среды; 4.Воспитание любви к природе. Задание №1

Используя учебник на странице – 41,

загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды —

нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений

Загрязнение окружающей среды

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТРАНИЦА — 41

ЧЕМ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАЧЕСТВЕННОГО?

1.Экологическая проблема человечества.

2.Промышленность и окружающая среда.

3.Сельское хозяйство и окружающая среда.

4. Транспорт и окружающая среда.

5.Пути решения природоохранных проблем.

А Т М О С Ф Е Р А

Г И Д Р О С Ф Е Р А

Л И Т О С Ф Е Р А

    Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, врожденные патологии, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.

    Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек при том, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.
  • Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой.
  • Сорок процентов людей в мире умирают из-за загрязнения окружающей среды

Источники загрязнения окружающей среды:

Загрязнение окружающей среды.

Основные источники загрязнения.

Основные вредные вещества .

Оксиды углерода, серы, азота Органические соединения Промышленная пыль.

Сточные воды Утечки нефти Автотранспорт

Тяжелые металлы Нефть Нефтепродукты

Отходы промышленности и Сельского хозяйства Избыточное использование удобрений

Пластмассы Резина Тяжелые металлы

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Антропогенные изменения атмосфере

Основные газовые примеси в атмосферном воздухе

Моноксид и диоксид серы

Разрушение слоя озона

Пониженная видимость атмосферы

Ослабление самоочищения атмосферы

— газ ослабляет данный эффект

— газ усиливает данный эффект

Антропогенные загрязнители атмосферы Земли и связанные с ними изменения

ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Самые загрязнённые места планеты

Чернобыль (Украина) Линьфынь (Китай) Сукинда (Индия) Дзержинск (Россия) Сумгайт (Азербайджан) своим здоровьем ради добычи и производства свинца. Тяньин (Китай) Норильск(Россия)

Основные растения – индикаторы загрязнения атмосферного воздуха

Важнейшие древесные породы

Сельскохозяйственные и декоративные растения

сосна (обыкновенная, Банкса),

Табак, картофель, томаты, цитрусовые

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО?

  • Ставропольский край находится на 40 месте по выбросам загрязняющих веществ среди других российских краев и областей;
  • Ставрополь занимает 44 место среди городов с наиболее высоким уровнем загрязнения;
  • На каждого жителя края в год приходится около 100 кг выбросов.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Пути решения природоохранных проблем

    ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНИК НА СТР- 44, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ СУЩНОСТЬ?
  • КАКОЙ ПУТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ?
      • Законы
      • Программы
      • Штрафы
      • Государственные органы
      • Партия «зелёных»
      • Международные конференции.

    Международный день Земли

    Международный день Земли

    Сегодня — не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Земли, проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома. Праздник был основан в 1970 году сенатором США штата Висконсин Г. Нельсоном и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах. В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

    Читайте так же:  Общее понятие загрязнение окружающей среды

    Всемирный день охраны окружающей среды

    Всемирный день окружающей среды

    Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня является для Организации Объединенных Наций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия, направленные на охрану окружающей среды. Праздник был учрежден согласно резолюции, принятой в июне 1972 года на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды. Празднование этого Дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды.

    §3; задание-9 , Блок Самоконтроля и Взаимного контроля стр.52;

    Загрязнение и охрана окружающей среды. 10-й класс

    Класс: 10

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
    2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
    3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.

    Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Вводное слово учителя

    Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

    Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

    III. Этап усвоения нового материала:

    Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

    Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

    Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

    Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

    Оболочки Земли

    Источники загрязнения оболочки

    Последствия загрязнения

    Пути решения проблем

    Атмосфера

    Литосфера

    Гидросфера

    Сообщения учащихся:

    Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

    Вопросы I группы классу:

    1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
    2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
    3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

    Сообщения учащихся

    Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

    Вопросы II группы классу:

    1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
    2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
    3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

    Сообщения учащихся

    Вопросы III группы классу:

    1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
    2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
    3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

    Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

    Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

    Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

    Читайте так же:  Как оплатить административный штраф в казахстане

    – Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

    Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

    — Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

    — Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?

    И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

    IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

    V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

    VI. Рефлексия.

    1. Что вам понравилось на уроке?
    2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
    3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
    4. Какие новые навыки приобрели?

    Загрязнение и охрана окружающей среды. 10 класс География. — презентация

    Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемsakhitti.ru

    Похожие презентации

    Подписи к слайдам:

    Загрязнение и охрана окружающей среды «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»


    Антропогенное загрязнение окружающей среды Вспомните, что является причиной загрязнения окружающей среды? Каковы основные источники загрязнения? ( Главным источником загрязнения являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества)

    Загрязнение окружающей среды Загрязнение Качественное Количественное поступление в окружающую среду неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза Поступление в окружающую среду тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в меньших количествах

    Загрязнение литосферы Основной источник – твердые отходы Отходы — это бытовой мусор, металл, древесина, стекло, полимеры «грязные производства» — энергетика, металлургия, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная. Токсичные отходы Радиоактивные отходы

    Интересные факты На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора На жителя стран Западной Европы – 150-300 кг мусора, США – 500-600 кг Каждый горожанин США выбрасывает в среднем за год 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок

    Пути решения проблемы загрязнения литосферы Уменьшение материалоемкости производства Переработка отходов аудиторию

    Загрязнение атмосферы Источники загрязнения Естественные Антропогенные Извержения вулканов, пыльные бури ТЭС, металлургия, химическая промышленность, автомобильный транспорт

    Последствия загрязнения атмосферы Кислотные осадки (в основном выпадают в США, Западной Европе) Города, где высокая концентрация диоксида серы: Рио-де-Жанейро, Тегеран, Стамбул, Москва, Пекин, Мехико Район образования кислотных дождей и район их выпадения часто далеко друг от друга (причина – циркуляция атмосферы)

    Попадание в атмосферу угарного газа, углекислого газа и метана (увеличение их количества приводит к парниковому эффекту) Попадание в атмосферу фреонов (газы антропогенного происхождения), они используются в качестве хладогенов, в виде растворителей, распылителей, моющих средств.

    Меры по борьбе с загрязнением атмосферы Сокращение самых вредных выбросов (повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти) Внедрение новых технологий (использование солнечной, ветровой, водной энергии)

    Загрязнение гидросферы Главные источники – промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство Большая доля промышленных загрязнений характерна для Северной Америки и Европы (200 куб.км в год) Сельскохозяйственные сточные воды выбрасывает в основном Азия (320 куб.км в год)

    Загрязнение гидросферы Загрязнение Физическое Химическое Биологическое Мусор, потери леса при молевом сплаве Попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, нефти и нефте- продуктов Загрязнение микроорга- низмами, при сбросе вод с химических предприятий, пищевой пром. и т.д.

    Вопросы для обсуждения Почему проблема загрязнения имеет глобальный характер? Какие проблемы загрязнения вод являются наиболее острыми? Какова роль России в загрязнении вод Мирового океана? Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предоложить?

    Презентация на тему: » Загрязнение и охрана окружающей среды. 10 класс География.» — Транскрипт:

    1 Загрязнение и охрана окружающей среды. 10 класс География.

    2 «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо».

    3 Загрязнение окружающей среды Нежелательное изменение среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Нежелательное изменение среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека.

    4 Обсуждение вопросов семинара. Обсуждение вопросов семинара. Проблемы загрязнения Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решения проблемы Загрязнение атмосферы Загрязнение гидросферы Загрязнение литосферы

    5 Загрязнение атмосферы. Источники Естественные Антропо- генные Аэрозоли и фреоны

    6 Антропогенные и природные загрязнения

    8 Страны – лидеры по выбросам углерода в атмосферу Земли. Страна Выброс, млн т Доля в глобальном выбросе,% Выброс на душу населения, т США140022,95,3 Китай81013,30,7 Россия4407,22,9 Япония3005,02,4

    9 Меры по борьбе с загрязнением атмосферы. Сокращение вредных выбросов. Внедрение новых технологий, использование солнечной, ветровой, водной энергии. Запрет на использование сернистых угля и нефти. Запрет на использование аэрозолей и фреонов.

    11 Годовой объём сброса сточных вод. (км/год) Регионы Коммунальные сбросы Промышленн ые сточные воды С/х сточные воды Северная Африка 34,535 Северная Америка Южная Америка Азия Европа

    12 Методы по борьбе с загрязнением гидросферы. Использование новых методов очистки. Оборотные системы водоснабжения. Малоотходные и безотходные технологии. Использование исправной техники для транспортировки нефтепродуктов.

    Читайте так же:  Юридические наказания административные уголовные

    13 Пути решения проблемы загрязнения литосферы. Уменьшение материалоёмкости производства. Переработка отходов. Рекультивация земель.

    14 Последствия загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы затрагивают все стороны жизни человечества и не признают государственных границ. Они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве. Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологических проблем более реальным.

    15 Вопросы для обсуждения. Почему проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер? Почему проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер? Какова роль России в загрязнении Мирового океана? Какова роль России в загрязнении Мирового океана? Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить.

    Презентация «Загрязнение окружающей среды» 10 класс

    Код для использования на сайте:

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

    После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

    Подписи к слайдам:

    Загрязнение окружающей среды

    Лосева Инна Владимировна

    учитель географии МОУ-СОШ №3 г. Унеча Брянской области

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В работе представлены три задания по географии для учеников 10 класса:

    В работе представлены три задания по географии для учеников 10 класса: Слайд 3 Схема, которая открывается при последовательном щелчке по прямоугольникам. Текст определений понятий настроен и на вход , и на выход. Слайд 4 Таблица открывается щелчком по ячейке. Открывать можно в любой последовательности. Слайд 5 Схема возможного загрязнения открывается при щелчке по мерцающему пятну.

    возникает в результате возвращения тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.)

    связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

    1. Извержения вулканов, пыльные бури.

    2. ТЭС, металлургия, химия, нефтехимия, цел. – бум. пром.-ть.

    4. Лесные пожары

    1. Аэрозольное загрязнение.

    2.Газообразное загрязнение (кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры).

    1. Сокращение вредных выбросов.

    2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.

    1. Пром.-ть ( черная и цветная металлургия, энергетика, нефте- переработка, нефтехимия, деревообр.и цел.-бум пром-ть)

    3. Сельское хозяйство;

    4. Коммунальное хозяйство.

    1. Физическое загрязнение – твердые отходы;

    2. Химическое загрязнение;

    3. Биологическое загрязнение.

    1. Меры очистки: механическая, биологическая, физико-химическая;

    2. предупреждение загрязнения вод: оборотное водоснабжение, малоотходная и безотходная технология.

    1. Энергетика, металлургия, химич., цел.-бумажная пром.-ть;

    2. Горнодобывающая пром.-ть;

    3. Населенные пункты.

    1. Накопление твердых отходов (бытовые и пром. -ые);

    3. накопление токсичных отходов;

    4. Накопление радиоактивных отходов.

    1. Уменьшение материалоемкости.

    2. Переработка отходов;

    3. Рекультивация земель.

    Загрязнение Мирового океана

    1. Нефть и нефтепродукты

    (танкерный флот, разведка и добыча нефти на шельфе, военные действия);

    2. Захоронение радиоактивных отходов;

    3. Сельское х-во, пром.-ть, транспорт, большие города.

    1. Нефтяная пленка. нефтяные комки;

    2. Радиоактивное загрязнение;

    3. Накопление вредных отходов на дне океана;

    4. Гибель живых организмов.

    1. Запрет сброса нефтяных отходов;

    2. Запрет на захоронение радиоактивных отходов;

    3. Очистка стоков.

    20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе произошла трагедия, последствия которой могу отразиться на всей экологии нашей планеты, на буровой платформе произошёл выброс в море нефти в огромном количестве. На поверхности тут же образовалось нефтяное пятно гигантских размеров. И по данным специалистов из затонувшей платформы ежедневно в океан попадает около 200 тыс. галлонов нефти.

    Тема урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды»

    « Загрязнение и охрана окружающей среды»

    — сформировать представление о проблемах антропогенного загрязне­ ния окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидро­ сферы, литосферы;

    — рассмотреть и определить главные пути решения проблем охра­ ны окружающей среды;

    — научиться работать с текстом, добывая нужную информацию,

    — научиться высказывать свою точку зрения;

    — воспитывать в себе чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы своей планеты

    Оборудование: учебники экологии, дополнительные источники информации, интернет- ресурсы, рабочие тетради.

    Тип урока: урок с элементами интерактивной методики.

    1. Вводное слово учителя.

    Мы летим в космическом пространстве на космическом ко­ рабле. Корабль этот мы привыкли называть — планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обрече­ ны на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать.

    Тема сегодняшнего урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

    Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

    Попробуйте дать определение: загрязнение, охрана окружающей среды.

    (Ученики предлагают свои варианты)

    Посмотрим, что предлагают нам авторы учебника.

    Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гид­росферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и мате­ риалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

    Скажите, что на ваш взгляд является главным источником загрязнения?

    Охрана окружающей среды – система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

    Назовите важнейшие факторы окружающей среды.

    Задание: Используя текст, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют?

    Ответ ученика: Главным источником загрязнения окружающей среды явля­ ются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.

    Различают количественное и качественное загрязнение среды.

    Учитель: Найдем с вами информацию об этом в учебнике.

    Ответы учеников: Коли­чественное загрязнение окружающей среды возникает в результате воз­ вращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соедине­ ния железа, древесина и т.д.).

    Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и со­единений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, хи­ мические волокна, резина и т.д.).

    2. Интерактивное задание. Работа с текстом.

    1) Задание. Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Зем­ ли.

    На каждую пару я выдам текст. Получив из него информацию вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради под названием «Загрязнение оболочек Земли ». Сначала каждый из вас заполняет свою колонку. При обмене информацией, слушая друг друга, мы заполним таблицу до конца.

    2) Ученики выполняют работу с текстом. Записывают кратко основную информацию по своему вопросу в таблицу.

    3) Далее в классе происходит обмен информацией которую ученики выбрали из текста, приэтом отстальные невыстыпающие ученики заполняют до конца таблицу.

    Урок экологии по теме «Экологические проблемы современности». 10-й класс

    Разделы: Экология

    Класс: 10

    С целью формирования экологической культуры учащихся во внеклассной и внеурочной работе, в школе на базе школьного лесничества “?ара?ай” работает НОУ (научное общество учащихся) “Мирас”. В 10 профильном классе (естестенно-математическое направление, биолого-экономический профиль) введен курс “Экология”. При изучении программы данного курса учащиеся разносторонне рассматривают экологические проблемы современности без отрыва от действительности, т.е. учащиеся непосредственно становятся участниками научного проекта, состоящего из совокупности теоретического и практического материала по экологии.

    Разработка урока по экологии
    По теме: “Экологические проблемы современности”
    10-й класс

    Цель урока:

    Читайте так же:  Мелкое хищение ущерб

    углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.

  • дидактическая
  • – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам общества;

  • воспитательная
  • – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;

  • развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
  • Оборудование:

    компьютер, экран, рисунок (фото) с изображением экологической катастрофы на Земле, ОДК (организационно-деятельностная карта или оценочный лист), глобус

    Интернет-ресурсы:

    видеоролики с www.youtube.ru “Экологические проблемы Земли”, “Экология Казахстана”

    Ход урока

    Организационный момент

    :

    Внешняя готовность учащихся к уроку, доклад дежурного, мотивация учащихся для восприятия нового материала (1 минута).

    Класс работает в режиме КМД (коллективная мыследеятельность по технологии К.Я. Вазиной), т. е. разбит на микрогруппы по 4-5 человек. В группе имеется капитан, который ведет оценочный лист на каждого члена микрогруппы. (Приложение 1) В конце урока отдает его учителю.

    Учитель:

    Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока.

    Просмотр видеоролика “Экологические проблемы”

    (3 минуты)

    Учитель:

    Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?

    Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.

    Учащиеся высказывают свои предположения на листе бумаги, передавая его, членам своей микрогруппы, заворачивая свою запись. После того, когда все учащиеся ответили, члены микрогруппы знакомятся с записями своих товарищей и определяют тему урока.

    Учащиеся:

    Дают ответ

    Учитель:

    Верно, именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

    Учитель, учащиеся:

    Работа с тетрадью + доска:

    В тетрадях записывается число и тема урока: «Экологические проблемы современности».

    Есть просто храм, есть храм науки,
    А есть еще природы храм,
    С лесами, тянущими руки
    Навстречу солнцу и ветрам.
    Всегда, в любое время суток,
    Он нам открыт в жару и стынь.
    Входя в него, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй его святынь.

    Мозговой штурм

    Учитель:

    Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

    Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

    Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

    Учитель

    : Из ваших высказываний можно понять, что вы очень трепетно относитесь к нашей планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас. На прошлом уроке вы познакомились с понятием “экосистема”.

    Изобразите в виде кластера, что для вас означает данное понятие.

    Работа выполняется в микрогруппах. После выполненной работы каждая микрогруппа защищает свой кластер.

    Учитель:

    Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.
    Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности за нарушение пдд

    Как вы считаете, какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?

    Учащиеся:

    Экологические, демографические, продовольственные.

    Учитель:

    Человечество ожидает серьезное потрясение. Во избежание катастрофы, что вы предлагаете сделать?

  • рационально размещать производство черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности;
  • промышленным предприятиям производить комплексную очистку воды (механическую, биологическую, химическую);
  • переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;
  • бережно и рационально пользоваться природными богатствами;
  • принимать срочные меры по предотвращению исчезновения отдельных видов животных.
  • Учитель:

    Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.

    Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!

    Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Общими усилиями мы должны реанимировать города, попавшие в черный экологический список. Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради)

  • Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
  • Истощение озонового слоя.
  • «Парниковый эффект».
  • Загрязнение гидросферы.
  • Загрязнение и разрушение почв.
  • Опустынивание.
  • Радиационное загрязнение.
  • Сокращение видового разнообразия живых организмов.
  • Рост численности народонаселения.
  • Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы «Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?» Как вы думаете? Ваши предложения?

    Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы. Записи в тетради.

    • Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.
    • Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т – 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали – дает экономию 10 млрд. рублей.
    • Использовать фильтры, малоотходные технологии.
    • Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности.
    • Восстановление лесов.
    • Захоронение радиоактивных отходов.
    • Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).
    • Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо.
    • Регулирование роста численности населения. Китай – “второй ребенок – налог”. Европа – выделение средств на ребенка.
    • Создание сети заповедников и национальных парков.
    • Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

    Учитель:

    Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

    Учитель:

    А что же должны сделать “здесь и сейчас” вы – школьники? Каждый из нас? Для нашего края, для нашей жемчужины, для своей малой Родины?

  • Работа в школьном лесничестве.
  • Участие в природоохранных акциях.
  • Разъяснительная работа среди отдыхающих, туристов и гостей поселка по охране окружающей природы.
  • Участие в Марше парков.
  • Акция “Разделяя отходы – сохраняешь природу”.
  • Публикации в СМИ.
  • Участие в проектах SPARE/ ШПИРЕ.
    • Участие в конкурсах научных и социальных проектов.
    • Составление баннеров, рекламных плакатов, буклетов.
    • Разработка памяток по поведению в лесу, горах, на водоеме.
    • Участие в республиканских интернет-конкурсах “День гор”.

    Заключительное слово учителя:

    Теперь, ребята, вы знаете, что сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

    3. Подведение итогов.

    Домашнее задание:

    Просмотр видеоролика “Экология Казахстана” (Приложение 2).

    Написать эссе и синквейн на просмотренный видеосюжет.

    Выставление оценок.

    Комментарии оценок капитанами микрогрупп. Учитель сообщает группам свой вывод о глубине и полноте ответов, о качестве знаний учащихся.

  • Выполнены ли нами те задачи, которые были поставлены в начале урока?
  • Вспомните и расскажите, как вы выполняли эти задачи? Что вам удалось сделать без особых усилий? Что было трудно сделать?
  • Кто и как вам помог преодолеть трудности? Чья помощь вам особенно запомнилась? Как вы думаете почему?
  • Что бы вы хотели теперь сделать по-другому? Что и как вы теперь хотите изменить в своем поведении?
  • На эти вопросы ответы могут быть высказаны в микрогруппах, в классе в целом. В первом случае, после заслушивания всех своих членов, микрогруппа готовит одного человека для выступления перед всей группой с обобщающим сообщением.

    Учитель:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уважаемые ребята, спасибо Вам за посильную помощь в решении экологических проблем нашего поселка – Жемчужины Республики Казахстан. И как говорит известный телеведущий А. Малахов “Берегите себя, своих близких” и так хочется добавить “Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” (из “Экологического манифеста”).

    Источники

    Урок загрязнение окружающей среды 10 класс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here