Содержание
- 1 Юридическая консультация.
- 2 Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств
- 3 Административно-юрисдикционные производства
- 4 Понятие и основные черты административной юрисдикции
- 5 Административный процесс можно рассматривать в широком управленческом смысле и в узком юрисдикционном смысле
- 6 Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств
- 7 Понятие и виды административного процесса.
Юридическая консультация.
Телефон: +7 920-985-9888.
53. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ.
Виды индивидуальных административных дел:
• дела об административных правонарушениях;
• дела о дисциплинарных проступках;
• дела об обращениях граждан;
• дела о приеме в гражданство Российской Федерации;
• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;
• дела, связанные с административным надзором;
• арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.
Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:
• производство по делам об административных правонарушениях;
• производство по делам об обращениях граждан;
• производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;
• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
• производство, связанное с административным надзором;
• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.
Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств
Виды индивидуальных административных дел:
- дела об административных правонарушениях;
- дела о дисциплинарных проступках;
- дела об обращениях граждан;
- дела о приеме в гражданствоРоссийской Федерации;
- дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
- дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;
- дела, связанные с административным надзором;
- арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.
Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:
- производство по делам об административных правонарушениях;
- дисциплинарное производство;
- производство по делам об обращениях граждан;
- производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;
- производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
- производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
- производство, связанное с административным надзором;
- арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Административно-юрисдикционные производства
Особенности административно-правового спора
Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.
Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.
Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Особенности административно-юрисдикционного процесса
Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:
1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;
2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;
субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;
отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;
результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;
при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;
цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.
Административная юрисдикция и ее принципы
Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции
1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.
2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД
Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».
Цель административно-юрисдикционного процесса
Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.
Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:
- в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
- в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.
Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.
Виды административно-юрисдикционных производств
1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.
Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.
Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.
Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.
3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:
- производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.
В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.
Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.
Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:
- внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
- принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
- сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
- систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.
Понятие и основные черты административной юрисдикции
ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств
Виды индивидуальных административных дел:
— дела об административных правонарушениях;
— дела о дисциплинарных проступках;
— дела об обращениях граждан;
— дела о приеме в гражданство РФ;
— дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
— дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;
— дела, связанные с административным надзором;
— арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.
Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:
производство по делам об административных правонарушениях;
производство по делам об обращениях граждан;
производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
производство, связанное с административным надзором;
арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.
Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Административная юрисдикция — установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.
Административная юрисдикция — это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами в порядке, определенном законодательством.
Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.
Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.
Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности
1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.
2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.
3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обязательное для исполнения решение.
4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.
5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например заключение административного договора о контрактной службе.
6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.
7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.
Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).
| | следующая лекция ==> | |
Производство по делам об административных правонарушениях | | | Способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления |
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2459 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Административный процесс можно рассматривать в широком управленческом смысле и в узком юрисдикционном смысле
В широком смысле административный процесс- урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению конкретных дел в рамках административно-процессуальных отношений. Сюда включается правотворческая и правоприменительная деятельность.
В узком смысле административный процесс – рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении конкретных дел, и применение мер принуждения.
Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле составляет административно-процессуальная деятельность:
-административно-процедурная: имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это:
— разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий;
—административно — юрисдикционная – осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.
Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически властное начало, урегулированность (хотя и в разной степени) административно-процессуальными нормами, административно-процессуальные отношения и т.п.
Таким образом, основанием административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные дела.
Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно- правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).
Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера. Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.
Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера индивидуальных дел формируется понятие административного производства.
Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.
Среди юрисдикционных производств, наиболее обеспеченных нормативными правовыми актами, выделяются:
-производства по делам об административных правонарушениях;
-производства по жалобам.
Административная юрисдикция – это административно-процессуальная деятельность полномочных органов (должностных лиц), осуществляемая с целью рассмотрения и разрешения споров, возникающих в сфере реализации исполнительной власти, правовой оценки поведения участников административных правоотношений и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.
В рамках административной юрисдикции можно выделить несколько самостоятельных производств, основными из которых являются:
-по делам об административных правонарушениях,
-дисциплинарные по жалобам.
Производство по делам об административных правонарушениях. – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению (раздел 4 и 5 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
КоАП РФ определил в основном систему субъектов производства, не исключая создание других в субъектах РФ, но и не конкретизируя их формы.
Субъекты производства могут быть классифицированы по различным критериям:
В зависимости от компетенции:
-субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях – это субъекты административной юрисдикции. К ним отнесены судьи, органы, должностные лица;
-субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах своей компетенции могут и возбуждать и рассматривать эти дела, а также субъекты, которые уполномочены рассматривать дела, но не вправе возбуждать их, и, наоборот, вправе возбуждать дела но не рассматривать их (прокурор и др.).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В зависимости от федеративного устройства РФ:
-субъекты производства по делам, предусмотренным КоАП РФ Это судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы,
-иные государственные органы, уполномоченные на то возложенными на них законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ полномочиями;
-субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами субъектов РФ Это мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов РФ.
В зависимости от способа разрешения дел::
В зависимости от правового статуса:
-субъекты, относящиеся к судебной системе. Это судьи судов общей юрисдикции, гарнизонных военных судов, арбитражных судов, мировые судьи;
-субъекты не относящиеся к судебной системе. Все остальные субъекты.
Производство должно осуществляться с соблюдением определенных принципов:
-равенства лиц, совершивших административное правонарушение, перед законом.
-гласности рассмотрения дел,
Производство по делу об административных правонарушениях можно условно разделить на отдельные стадии, среди которых необходимо указать обязательные, являющиеся непременным атрибутом любого производства, и факультативные, возникающие в случае волеизъявления участников производства, а также в иных установленных законом случаях.
Обязательные стадии:
-возбуждение административного дела,
-исполнение решения, вынесенного по делу.
Факультативные стадии:
-пересмотр решения, вынесенного по делу,
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2583 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств
Основные виды индивидуальных административных дел предусмотрены законодательством.
Такими индивидуальными административными делами являются:
• дела об административных правонарушениях;
• дела о дисциплинарных проступках;
• дела об обращениях граждан;
• дела о приеме в гражданство РФ;
• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий
• дела, связанные с административным надзором;
• арбитражные дела о спорах в сфере управления и другие.
Эти индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:
• производство по делам об административных правонарушениях;
• производство по делам об обращениях граждан;
• производство по делам о приеме в гражданство РФ;
• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;
• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
• производство, связанное с административным надзором;
• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.
Классическим видом является производство по делам об административных правонарушениях, которое регламентировано рядом нормативных актов.
В законодательстве имеются административно-процессуальные нормы, определяющие правовой статус субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и меры ответственности, налагаемые за нарушения административно-процессуальных норм. Административное производство состоит из ряда последовательных административно-процессуальных стадий, которые были подробно рассмотрены выше.
К этим стадиям относятся: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная — обжалование и опротестование постановления и его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.
Нормы, определяющие общие положения административного производства; участников административного производства; предмет доказывания, доказательства и их оценка; меры обеспечения производства и основные стадии производства регламентированы в разделе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также некоторые административно-процессуальные нормы имеются в Арбитражно-процессуальном
кодексе Российской Федерации, Законе от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, и другими нормативно-правовыми актами.
Каждая из сторон административного процесса защищает свой законный, по ее мнению, интерес, свое право, оспариваемое или нарушенное другой стороной. При этом каждая сторона обладает своими определенными процессуальными правами и обязанностями. Однако характер и содержание прав и обязанностей, а также их объем различный, как и правовое положение участников этого процесса. Все это зависит, прежде всего, от материальной нормы, применяемой в конкретном случае, и особенностей конкретного административного процесса.
При этом одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия имеющие государственно-властный характер, второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение осуществляющие свои правомочия требовать от первых признания, соблюдения и защиты их прав и законных интересов.
Они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, составлять различные правовые документы, протоколы, принимать постановления, отменять или изменять их, исполнять постановления и т. п. При этом они выступают в двух качествах: как сторона, разрешающая дело, и как сторона, охраняющая административно-процессуальными нормами права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, учреждений, организаций.
Если государственный орган не уполномочен рассматривать административное дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает просто как сторона административного процесса.
Другой стороной административного процесса являются защищающие свое предполагаемое (мнимое) право граждане, негосударственные организации, их должностные лица, а также субъекты, участвующие в процессе в качестве третьих лиц (потерпевшие, свидетели, эксперты и др.).
«^Вопросы для самоподготовки и контроля
1. Понятие производства по делам об административных пра^о-нарушениях.
2. Виды индивидуальных административных дел.
3. Виды административных производств, их характеристика.
Понятие и виды административного процесса.
Административный процесс — урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов.
А.п. представляет собой:
а) порядок принятия органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (если они наделены государственно-властными полномочиями) нормативных и индивидуальных правовых актов, а также порядок рассмотрения этими органами обращения граждан и организаций в сфере своей компетенции, т.е. административную процедуру;
б) порядок рассмотрения судами и органами (должностными лицами) исполнительной власти дел об административных правонарушениях, т.е. административную юрисдикцию в сфере административной ответственности; в) порядок осуществления правосудия по публично-правовым (административным) спорам между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями (юридическими лицами) — с др., т.е. административное судопроизводство в сфере административной юстиции.
Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств — юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти. Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства (см. схему 15).
Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти (а в некоторых случаях — судами) административно-правовых споров и в правовой оценке поведения их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказания и иных мер воздействия).
К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; производство по жалобам; производство по различным спорам, касающимся прав физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обычно возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового отношения.
Процедурное производство выражается в том, что органы исполнительной власти, решая при отсутствии административного спора определенные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решаемого вопроса прежде всего отличает процедурное производство от юрисдикционного; результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нормальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Видами административно-процедурных производств являются: лицензионно-разрешительиое производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления; другие виды производств организационно-процедурного характера.
Административные процедуры.
Административная процедура — это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.
Административная процедура – это, по сути, алгоритм действий, который должна выполнить публичная администрация (орган государственной власти или орган местного самоуправления) для решения конкретного дела.
Значение административных процедур:
1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия – требуют только то, что необходимо для установления этого права
2. административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.
3. обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.
4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.
5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.
Задачи административных процедур (которые они решают):
1. обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации/публичной власти.
2. создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях
Цели административных процедур:
1. выровнять правовое положение властного и невластного субъектов. Процедура позволяет превратить права представителя публичной администрации в обязанности, а также предоставить доп.права невластному субъекту.
2. процедура д.давать возможность невластным субъектам понять, в каком порядке они могут реализовать свое право или каким образом будет осуществляться контроль за исполнением возложенной на них обязанности.
Структура административной процедуры.
Элементы процедуры (обязательные):
1. участники процедуры и их правовой статус. Существуют 2 стороны:
— наделенная властными полномочиями и осуществляющая публичную функцию, по общему правилу это государственные органы, могут быть государственные и муниципальные учреждения, а также при передаче соответствующие функции иные организации. Может быть представлена несколькими органами и должностными лицами. В этой ситуации процедура должен определять порядок координации действий этих органов и должностных лиц. Процедура должна определять, чье требование будет решающим. Способы:
А. указывается, какой орган должен скорректировать свои требования в случае противоречия требованиям иных органов.
Б. если внутри администрации муниципального образования устанавливается согласование в нескольких инстанциях, должен быть определен единый орган/структурное подразделение, которое курирует процесс согласования и ответственно за подготовку единого консолидированного решения.
— невластные субъекты – граждане или организации. Правовой статус включает права и обязанности. С точки зрения нормативного регулирования права и обязанности субъектов, обладающими властными полномочиями делятся на 2 группы:
А. права, не связанные с обременением невластных субъектов. => право запросить информацию у другого органа. Реализация данного права невластного субъекта не затрагивает. Право собирать доп.информацию, запрашивать документы. Их регулирование может носить максимально общий характер в рамках процедуры.
Б. права, связанные с обременением невластных субъектов. Затребовать у гр-на доп.сведения, или обязать предоставить доп.справку, обязать явиться. Реализация таких прав д.б. максимально подробной. Должно быть определено, при каких условиях соотв.право м.б. реализовано. Простого усмотрения должностного лица недостаточно. => Должны быть основания для реализации права, формы решения, сроки и требования, предъявляемые к действиям гражданина или организации.
Права и обязанности невластных субъектов зависят от характера процедуры, а также степени усмотрения должностных лиц при разрешении дела. Общее правило: чем меньше усмотрения у должностных лиц, тем меньше доп.процедурных прав предоставляется гражданам и организациям. Чем больше усмотрения – тем больше прав, чтобы обеспечить контроль за использованием этого усмотрения.
— админстративные процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления след. прав: предоставления доп.документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление. П: регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган, дать пояснения
— контрольно-надзорная административная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в т.ч. в предоставлении доступа к объекту проверки.
— процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет.
— конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность – соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур.
+ регистрационные процедуры: регистрация нормативного правового акта, регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация юридических лиц. Регистрация нормативного правового акта: Постановление Правительства №1009. Независимая антикоррупционная экспертиза – учебное заведение, или физическое лицо с определенными требованиями.
Сроки административных процедур
Общее правило – любая процедура д.б. ограничена по времени. В противном случае присутствует опасность её неограниченного затягивания, что влечет нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц. Общий срок процедуры, т.е. максимальный промежуток времени, в течение которого должно быть вынесено решение по существу должен устанавливаться исходя из суммарной продолжительности всех действий, которые могут быть совершены должностным лицом.
В случае, когда в рамках процедуры отдельные действия, которые могут быть совершены, составляют её значительную часть (более половины) и при этом являются факультативные, то в процедуре могут быть предусмотрены 2 и более альтернативных общих срока. Пример: срок рассмотрения заявления 15 дней, если документ требует дополнительной проверки — то 45 дней.
Следует избегать возможностей продления общих сроков, базирующейся на усмотрении. Пример: «в исключит.случаях». В наиб.важных процедурах, треб.максимальной процессуальной защиты, могут быть предусмотрены промежуточные сроки. Пример: сроки совершения отдельных действий (срок личного приема).
действия органа или должностного лица, которые он должен совершить для разрешения дела.
Процедура никогда не описывает само действие. Т.к действие каждый раз уникально. Процедура описывает требование к действию. Степень детальности регулирования требований зависит от того, насколько важным оно является для принятия итогового решения. Те действия, которые носят вспомогательный характер (уведомление гр-на о том, что его обращение направлено по подведомственности, или действие, связан.с уведомлением о том, что документы пришли) – регламентируются в общей форме. => уведомляется в такой-то срок. Где действия носят принципиальное значение (экспертное заключение) => что должно содержать и т.д, максимально подробное регулирование.
Сам порядок действий внутри процедуры м.б. как линейным, так и содержать развилки, когда в зависимости от выполнения предыдущего решения совершается одно из нескольких.
При этом предельная детализация не нужна. Любое действие подлежит описанию в процедуре, если она имеет значение для решения дела. Если неважно, с какой стороны бумажка лежит у служащего, то не надо писать, откуда он её берет.
Решения, которые принимаются в рамках административной процедуры.
Решения по административным процедурам делятся на 2 вида:
1. промежуточные решения. Имеют место, если процедура является сложно устроенной и на опред.этапах необходима фиксация результатов ранее совершенных действий. П: При передаче от одного субъекта – другому. Типовые варианты промежуточных решений: передать дело на след.стадию, вернуть дело на предыдущую стадию, передать дело по подведомственности, приостановить дело до наступления опред.обстоятельств.
2. итоговые решения – те решения, которые разрешают дело по существу или завершают процедуру при невозможности разрешения дела по существу. Итоговые решения, завершающие процедуру, оформляются в виде административных актов. Регулирование итоговых решений д.б. максимально подробным. Д.б. определены основания принятия каждого из решений и сам перечень решений, которые м.б. приняты.
Какова должна быть форма акта, какие реквизиты он должен содержать, кем подписываться, в какой форме выноситься, какие структурные части он должен содержать: описательная, мотивировочная, резолютивная части.
Свойства административных процедур (2 свойства):
— чем большее значение имеет тот или иной элемент административной процедуры для принятия итогового решения, тем более полно он д.б. урегулирован.
— чем больше детальность процедуры, чем существеннее предоставляемые ею гарантии, тем больше затрат она потребует как от представителей публичной администрации, так и от граждан и организаций.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы
Источники
- http://ur-consul.ru/Bibli/Administrativnoye-pravo-SHpargalka.53.html
- http://www.konspekt.biz/index.php?text=33977
- http://be5.biz/pravo/a014/7.html
- http://studopedia.su/2_45305_ponyatie-i-osnovnie-cherti-administrativnoy-yurisdiktsii.html
- http://studopedia.su/2_12015_administrativniy-protsess-mozhno-rassmatrivat-v-shirokom-upravlencheskom-smisle-i-v-uzkom-yurisdiktsionnom-smisle.html
- http://studopedia.ru/5_106257_vidi-individualnih-administrativnih-del-i-vidi-administrativnih-proizvodstv.html
- http://infopedia.su/8x1b67.html
Юрисконсульт, люблю свою работу и хочу поделиться опытом.
Стаж: 12 лет