Виды платежей за загрязнение окружающей среды

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Виды платежей за загрязнение окружающей среды". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Экологические платежи

Экологические платежи – установленная Законом «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде. Экологические платежи перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи) взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Статьи в журнале

Новости

Новости компаний

Форум

Нормативные документы

Рефераты

Литература

—>

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ

Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:


+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2020 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH

Sun, 16 Feb 2020 13:37:18

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Платежи за загрязнение окружающей среды. Плату должны вносить предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ

Плату должны вносить предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для: возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов; стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Государственное (муниципальное) учреждение обязано вносить плату вне зависимости от того, занимается оно приносящей доход деятельностью или нет. Обособленные подразделения учреждения ЮЛ не являются, поэтому плату за загрязнение окружающей среды не исчисляют и не перечисляют. Платежи за них вносит головное учреждение. Обособленное подразделение может вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в случае, если такое право закреплено в положении о его деятельности, а его руководитель имеет соответствующую доверенность.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:1) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; 2) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; 3) сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; 4) размещение отходов.

Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

-в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

-в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

-за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сврехлимитное загрязнение.

Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов — за счет себестоимости продукции (работ, услуг);

платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов — за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально.

Все платежи за загрязнение окружающей среды поступают через налоговые органы в государственный бюджет, в том числе:в федеральный бюджет – 19%; в бюджет субъекта федерации – 81%. Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов: базовые нормативы платы и дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.

Читайте так же:  Дайте определение административного штрафа

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

1) природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах;

2) природопользователи, финансируемые из федерального бюджета России, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации;

3) природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы;

4) природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил;

5) природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения;

6) воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме коммерческих) Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

ОП-квартал. Расчет фактического размера платы за загрязнение окружающей среды ежеквартально представляется в территориальное управление Росприподнадзора до 20-го числа месяца, след за отчетным кварталом. Организации самостоятельно рассчитывают и перечисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Разъяснено, кто должен вносить плату за загрязнение окружающей среды

Плата взимается с собственника

Отходы производства образуются в результате использования сырья, материалов, полуфабрикатов. Поэтому плата взимается именно с собственника данных ресурсов. Основание – статья 210 Гражданского кодекса РФ. При этом платежи должны вносить как сельхозпредприятия, так и хозяйства, зарегистрированные на своих глав – индивидуальных предпринимателей. Это следует из статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Какие условия платежа для офисов и строительных компаний

Часто сомнения, надо ли платить за негативное воздействие, возникает у организаций, где образуется только офисный и бытовой мусор.

Как контролируют платежи за загрязнение

За тем, как организации рассчитывают плату и перечисляют ее в бюджет, следит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду с категорией опасности I–IV, обязана встать на учет в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды от 23.12. 2015 № 554.

Нормативы отчислений

В соответствии с п. 2 Постановления N 632 введены два вида базовых норматива платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или виду вредного воздействия. Например, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками по видам топлива:

Статья 2 Постановления N 344 предусматривает обязательное применение различных коэффициентов к нормативам платы. Эти коэффициенты зависят от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, водных объектов бассейнов морей и рек (Приложение N 2 к Постановлению N 344).

В отношении загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. В Центральном экономическом районе он равен 1,6.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 в Постановление N 344 были внесены существенные изменения. В частности, увеличились нормативы платы:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления.

После их вступления в силу размер платы увеличился более чем по ста видам загрязняющих веществ, а отходы V класса (практически неопасные) дополнены категорией прочих. Фактически это означает, что список отходов, за которые взимаются «экологические» платежи, стал открытым.

Кто и когда платит экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (письмо Минфина от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

К расчету приложите копии платежек по сбору.

Кого освободят от платы за негативное воздействие

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;

Объекты платежа и плательщики

Плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все организации и физические лица, если их деятельность негативно влияет на экологию (п. 1 Порядка N 632).

В соответствии с вышеуказанными Постановлениями органы исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, могут понижать размер платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от ее уплаты отдельные учреждения социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (п. 4 Порядка N 632).

Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ «экологическая» плата вносится:

  • за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • за размещение отходов;
  • за другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.).

Бюджетные учреждения здравоохранения являются плательщиками взносов за загрязнение природной среды, если у них нет на то освобождения, выдаваемого органами исполнительной власти. Например, если учреждение имеет на балансе или в аренде автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе, сжатом природном газе, то оно обязано вносить плату за загрязнение воздуха (Постановление N 344). Следует также отметить, что договор на вывоз мусора (отходов) не освобождает учреждение от указанной платы (Постановление ФАС СЗО от 07.12.2004 N А56-2567/04), ведь при его заключении оно оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора (на эксплуатацию машин и механизмов, оплату труда рабочего персонала и т.д.), но не вносит плату за загрязнение природной среды.

Читайте так же:  Как наказать сотрудника за неисполнение должностных обязанностей

Ростехнадзор в Письме от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что в качестве плательщика сбора за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении отходов производства и потребления выступает организация, в процессе деятельности которой эти отходы образуются. Базой для расчета платежа являются объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Учет ведется по каждому виду загрязняющего вещества, каждому классу опасности отхода.

Приказом N 786 установлена классификация отходов за единицу объема (тонна или куб. м) по классам опасности для окружающей среды:

  • отходы I класса (чрезвычайно опасные);
  • отходы II класса (высокоопасные);
  • отходы III класса (умеренно опасные);
  • отходы IV класса (малоопасные);
  • отходы V класса (практически неопасные).

Например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4) имеет IV класс опасности, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 18710300 01 00 5) — V класс опасности.

Определение платы за загрязнение окружающей природной среды

Во-первых, нужно согласовать информацию о видах деятельности, осуществляемых учреждением, с территориальным управлением Ростехнадзора, которое на основании представленных данных устанавливает примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов и выдает учреждению справку о нормах загрязняющего вещества для определенного вида деятельности.

Во-вторых, своими силами или в специальных лабораториях надо точно определить объемы выбросов, составив один проект нормативов по загрязнению окружающей природной среды на пять лет. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляется на бумажном (в двух экземплярах) и магнитном носителях в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.03.2002 N 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее — Приказ N 115).

После этого учреждение должно ежегодно подтверждать технологию производственных процессов путем представления технического отчета, форма которого содержится в Приказе N 115.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на природную среду зависит от вида базового норматива. Он определен п. п. 3 — 6 Порядка N 632.

  1. Плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
  2. Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
  3. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

При отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ или размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 Порядка N 632.

Обратите внимание: пределы допустимых норм могут быть установлены только после согласования с территориальным управлением Ростехнадзора.

Пример. В 2007 г. учреждение здравоохранения, расположенное в Центральном экономическом районе, планирует израсходовать 5000 л неэтилированного бензина марки А-80, исходя из данных о его фактическом расходе за 2006 г. Предположим, что, по сведениям продавца, его плотность составляет 0,715 г/куб. см. Учитывая, что 1 л — 1000 куб. см, в пересчете на тонны количество израсходованного бензина составит 3,75 т: (5000 л x 1000 куб. см x 0,715 г/куб. см / 1 000 000 куб. см).

Сумма платежа за негативное воздействие на природную среду рассчитывается следующем образом. Норматив платы за единицу измерения по неэтилированному бензину равен 1,3 руб. Сначала к указанному нормативу следует применить коэффициент состояния атмосферного воздуха, который в Центральном экономическом районе равен 1,9. Расчет следующий: 1,3 руб. x 1,9 = 2,47 руб.

Кроме того, Постановлением N 344 предусмотрено применение дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов: 2,47 руб. x 1,2 = 2,96 руб.

К сведению: в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 г., применяются в 2007 г. с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 г., — с коэффициентом 1,15.

Затем применяем установленный коэффициент 1,15: 2,96 руб. x 1,15 = 3,40 руб.

За весь объем выброса вредных веществ сумма платежа составит 12,14 руб. (3,40 руб. x 3,57 т).

Мы привели расчет платы за выбросы в пределах установленных лимитов, которые указываются в разрешениях, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды. За сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ учреждению придется заплатить в пять раз больше.

Кто платит за загрязнение окружающей среды

Если организация использует в работе объекты, негативно влияющие на окружающую среду, она должна перечислять государству специальную плату. О каких объектах идет речь? Это могут быть здания, сооружения или иное имущество – источники выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Льготы не предусмотрены

Как следует из пунктов 1, 2 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557, перечисление необходимо сделать до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А им является календарный квартал. Если хозяйство не внесет плату, то его могут оштрафовать. Размер санкций составляет от 3000 до 6000 руб. для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. для организаций (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.

Основой современной системы платежей являются методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением законодательства. Согласно этим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного в результате превышения установленных нормативов);

2. Плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Поскольку определение экономического ущерба имеет ряд методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. В 1991 г. были утверждены нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

Читайте так же:  Административное задержание срок основания

– плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия);

– плата зависит от массы и состава выбросов;

– плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

– плата учитывает региональную экологическую специфику (величину ассимиляционного потенциала природной среды);

– плата должна осуществлять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий).

В результате было введено два норматива платы: за предельно допустимый выброс (ПДВ) и за его превышение. Платежи осуществляются за счет прибыли предприятия.

Через коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ была учтена экологическая специфика регионов.

Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами:

1. Общая масса выбросов (сбросов, отходов);

2. Структура выбросов и агрессивность ингредиентов по отношению к природной среде;

3. Соблюдение установленных нормативов ПДВ (ПДС);

4. Структура загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;

5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий;

6. Проведение природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки;

7. Эффективность использования действующего природоохранного законодательства.

С 1992 г. эта система закреплена законодательно. Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы их собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Плата взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

По своей экономической сути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения [1].

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района [2].

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

– себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов;

– прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.

При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые выполняют стимулирующую роль для предприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а отражены в виде льгот при налогообложении доходов, имущества предприятий.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы» (1991 г.) существуют следующие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.

При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогообложения сумма уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% от стоимости закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в РФ.

Размеры платежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием. При этом корректировке подлежат только 90 % суммы платежей. Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экономический паспорт предприятия.

В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф. В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня в размере 0,3% от суммы платежа за каждый день просрочки.

Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия.

Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств в системе экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий.

С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды. В этом значении она, как и плата за пользование всеми природными ресурсами, должна отражать реальные значения общественных издержек производства [1].

Резкое повышение эффективности природопользования возможно лишь при существенном усилении территориального природопользования. В то же время только сами предприятия могут в полной мере определить возможные для них природоохранные мероприятия, осуществить их реализацию и обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования и внедренной технологии. Поэтому усиление роли территориальных органов управления природопользованием, в первую очередь, требует решения проблемы их взаимоотношений с расположенными в регионе предприятиями [3].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Платежи за загрязнение окружающей среды

«Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 12

Деятельность некоторых учреждений здравоохранения оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем уплачиваются взносы за ее загрязнение. В статье автором рассматриваются порядок нормативного регулирования платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, ее исчисления и уплаты.

Вопросы, связанные с определением платы за негативное воздействие на окружающую среду и сброс сточных вод, регламентированы:

  • Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Порядок N 632);
  • Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление N 344);
  • Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Постановление N 1310);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ);
  • Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее — Приказ N 786);
  • Приказом Ростехнадзора России от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации фаркопа

Перечисление в бюджет

С 1 января 2005 г. БК РФ установил нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ в размере:

20% — в федеральный бюджет;

40% — в бюджеты субъектов РФ;

40% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга плата поступает в размере 80%.

С 2001 г. суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду зачисляются в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-07/44). Администратором указанных платежей является Ростехнадзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 он выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. В частности, Ростехнадзор осуществляет контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области:

  • охраны окружающей природной среды (государственный экологический контроль);
  • охраны атмосферного воздуха;
  • обращения с отходами.

В соответствии с п. 2 Приказа N 557 отчетным периодом по уплате «экологических» сборов признается квартал. Уплата исчисленных сумм в бюджет производится природопользователями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Плановые платежи рассчитываются на год с поквартальной разбивкой на основании плановых показателей загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор: в чем разница и кто должен платить

Светлана Губанова референт отдела экономики природопользования Минприроды России

В этом решении:

  • Кто и когда платит экологический сбор
  • Кто платит за загрязнение окружающей среды
  • Кого освободят от платы за негативное воздействие
  • Какие условия платежа для офисов и строительных компаний
  • Как контролируют платежи за загрязнение
  • За что нужно платить
  • – выбросы в атмосферу
  • – загрязнение водных объектов
  • – размещение отходов

Есть два вида платежей в бюджет, цель которых – компенсировать негативное воздействие на окружающую среду. Это плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор. Их часто путают, но это два разных платежа.

За что нужно платить

Статьей 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плату надо перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • атмосферные выбросы стационарными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Плата за атмосферные выбросы

Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то обязанность есть. Это следует из статей 16, 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Плата за загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

Платеж за размещение отходов

Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж.

Платежи за выбросы: право, учет, налоги

Для транспортных организаций экологические платежи – неизбежная статья расходов. Ведь организации эксплуатируют автомобили, которые являются источниками вредных выбросов в атмосферу. Как же отразить плату за них в бухгалтерском учете? Разрешено ли включать их в расчет налоговой базы? В какие сроки перечислить «экологические» платежи? Как можно поплатиться, если этого не сделать? В статье автор постарался дать ответы на названные вопросы.

Начинаем с базовых основ

Негативное воздействие на окружающую среду нужно оплачивать. Это прописано в Законе об охране окружающей среды [1] . Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, действует без малого – два десятка лет. За это время в него неоднократно вносились различные изменения, но базовые положения остались практически неизменными (согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды). Как и двадцать лет назад, плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.). Для перевозчиков, эксплуатирующих транспортные средства, актуальны платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, а также за размещение отходов (при наличии).

Заметим, обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду плательщиком будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие. То есть арендаторы также платят за нарушенную экологию.

Обязанность по внесению «экологической» платы во время простоя, консервации и иного приостановления деятельности не снимается в случае дальнейшего продолжения деятельности, а значит, и дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Да, за период простоя нужно платить.

Внимание следует уделить сверхлимитному загрязнению. Плата в таком случае определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения сумм (внимание!) на пятикратный повышающий коэффициент. Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях экологические сверхлимитные платежи рассчитываются в описанном выше порядке с использованием пятикратного коэффициента.

Как посчитать выбросы от автомобилей?

Ответ на этот вопрос дан в упомянутых выше Инструктивно-методических указаниях. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Для расчета первого показателя используется как готовые данные удельная плата для различных видов топлива. Умножив на количество соответствующего топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, и сложив по видам топлива, получаем искомую величину – плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств исходя из ожидаемых условий и места их эксплуатации. Усредненные данные по этому показателю есть в Инструктивно-методических указаниях. Максимальная годовая плата за допустимые выбросы предусмотрена для грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми двигателями. Минимальный размер допустимого «экологического» платежа введен для автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, еще меньше плата за загрязнение для строительно-дорожных машин и сельскохозяйственной техники. Вряд ли они выбрасывают в атмосферу меньше токсичных газов, скорее всего, во внимание принята сезонность использования такой техники.

Читайте так же:  Природные факторы загрязнения окружающей среды

При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку. Напомним, что Законом об отходах производства и потребления [4] предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности предприятий, которые стараются снизить степень негативного воздействия на окружающую среду. Понижается плата за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. В частности, в Инструктивно-методических указаниях предусмотрено, что при проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством.

Остается добавить, что плату за допустимые выбросы организация может прикинуть самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Ростехнадзор. Но на практике организации предпочитают воспользоваться услугами самого контролирующего органа по заполнению и согласованию отчетной формы. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, представления. Отчетность сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В такие же сроки природопользователю следует перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду [5] .

Для бухгалтера не менее важен вопрос бухгалтерского учета и налогообложения данных видов платежей.

Нужны ли лимиты в бухгалтерском учете?

За ответом на этот вопрос обратимся к Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте [6] . Из нее следует, что платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, включаемым в состав затрат по обычным видам деятельности. Есть и такое указание: суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включаются в состав внереализационных (прочих) расходов. Это сделано, чтобы бухгалтер выделил такие затраты при их наличии и исключил из учитываемых при налогообложении расходов.

К данному моменту вернемся немного позже, а сейчас уделим внимание иному отраслевому документу для перевозчиков – Инструкции по калькулированию затрат предприятий автотранспорта [7] . В ней приведена аналогичная градация экологических затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей. Но это устаревшая терминология, сейчас правильнее относить платежи за сверхнормативные выбросы к прочим расходам. Что же касается платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы), в документе не сказано, в каких именно расходах они отражаются в себестоимости автомобильных перевозок. Тем не менее, если исходить из того, что рассматриваемые платежи рассчитываются по транспортным средствам, используемым в определенных видах перевозок, можно утверждать: это затраты, непосредственно связанные с перевозками. Они распределяются на объекты калькулирования исходя из прямой принадлежности (прямые затраты). Платежи за сверхнормативные выбросы распределять не нужно, они формируют убытки от прочих (неосновных) хозяйственных операций организации.

Кстати, наравне с платой за негативное воздействие на окружающую среду транспортная организация может нести иные затраты, связанные с экологией (на контроль за вредным воздействием, иные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды). Порядок учета соответствующих затрат аналогичен правилам учета платы за выбросы, при условии что затраты являются текущими. Если бухгалтер имеет дело с капитальными расходами, их следует отнести к периоду использования актива. В любом случае связанные с экологией затраты нужно не «сваливать в одну кучу», а разделять на те, что включаются в себестоимость оказываемых услуг, и те, что относятся к прочим расходам (если непосредственно не связаны с основной деятельностью организации).

Что нужно знать о налогообложении?

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. При этом в гл. 25 НК РФ есть специальные нормы, посвященные «прибыльному» налогообложению платежей за вредные выбросы в атмосферу.

В частности, для расчета налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах нормативов [8] .

Как видим, определяющими для налогообложения, как и для бухгалтерского учета, являются утвержденные (установленные) лимиты. Неучитываемые сверхлимитные платежи при расчете налога на прибыль оказывают влияние на финансовый результат, создавая постоянную разницу, с которой следует отразить постоянное налоговое обязательство (см. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

За отчетный период транспортная организация начислила плату за допустимые выбросы в размере 20 тыс. руб. (исходя из количества имеющихся автомобилей и их пробега). Однако по информации инспектирующего органа 1/10 часть автопарка не отвечает требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Произведем расчет платы за превышение допустимых выбросов. Для этого базовый размер экологического платежа (за допустимые выбросы) умножим на долю (1/10) не соответствующих экологическим нормам ТС и на пятикратный коэффициент. В итоге плата за превышение допустимых выбросов равна 10 тыс. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Источники

Виды платежей за загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here