Вопрос по обжалованию постановления

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Вопрос по обжалованию постановления". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

  • Вопрос: Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, было обжаловано в городском (районном) суде и решением городского (районного) суда оставлено в силе. Вступает ли постановление в силу, если его обжаловать в вышестоящий суд? Когда вступает в силу постановление по административному правонарушению в случае его постоянного обжалования? В течение какого срока должно быть обжаловано решение городского суда по жалобе на постановление, вынесенное мировым судьей? В какую инстанцию подается жалоба на данное решение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.)

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, было обжаловано в городском (районном) суде и решением городского (районного) суда оставлено в силе.

    Вступает ли постановление в силу, если его обжаловать в вышестоящий суд?

    Когда вступает в силу постановление по административному правонарушению в случае его постоянного обжалования? В течение какого срока должно быть обжаловано решение городского суда по жалобе на постановление, вынесенное мировым судьей? В какую инстанцию подается жалоба на данное решение?

    Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ в вышестоящий суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ.

    Как разъяснил ВС РФ в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.

    Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно, в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

    Возможность же обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ). В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.19 КоАП РФ. В этой связи смотрите судебную практику, например: информационное письмо заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 20 августа 2003 г. N 1536-7/общ, порядок обжалования судебных актов по делам об административным правонарушениям, определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2017 г. по делу N 7/2-291/2017, постановление Псковского областного суда от 08 декабря 2015 г. по делу N 4А-162/2015, решение Липецкого областного суда от 02 октября 2014 г. по делу N 21-165/2014.

    Как указано в вопросе, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, было обжаловано в городском (районном) суде и решением городского (районного) суда оставлено в силе. Исходя из изложенного выше порядка обжалования следует, что поскольку постановление по делу об административном правонарушении (мировой судья) было предметом рассмотрения в вышестоящем суде (городской (районный) суд), то дальнейшее их обжалование возможно только в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ, как вступивших в законную силу.

    Так, согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации. При этом вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ)*(1).

    Относительно сроков обжалования отметим, что статьи 30.12-30.19 КоАП РФ, регламентирующие порядок обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, не содержат какого-либо указания на срок на обжалование указанных актов. Поэтому, по нашему мнению, можно руководствоваться положениями ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, согласно которым подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Читайте так же:  Как снизить штраф по административному правонарушению

    Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации жалоба может быть подана в областной суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии последнего вынесенного по делу судебного акта. Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

    В данной ситуации при рассмотрении жалобы на постановление в городском (районном) суде судьей была объявлена только резолютивная часть решения. В связи с этим отметим, что в силу ч. 1 ст. 30.8 КоАП РФ решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

    Возможность объявления резолютивной части предусмотрена законодателем только в отношении постановлений по делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ в исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

    Поэтому вынесение и оглашение только резолютивной части решения при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении противоречит положениям ч. 1 ст. 30.8 КоАП РФ. В этой связи смотрите судебную практику, например: постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2016 г. N 19АП-691/16, решение Алтайского краевого суда от 02 марта 2016 г. по делу N 21-12/2016, решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 28 сентября 2015 г. N ДК15-54.

    Отметим, что в силу ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Ответ прошел контроль качества

    15 августа 2017 г.

    *(1) Следует обратить внимание, что согласно ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

    Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

    Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

    Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

    Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

    Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

    Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

    Обжалование административного правонарушения

    Содержание статьи

    Привлечение к административной ответственности за правонарушение осуществляется путем вынесения постановления уполномоченного органа. Обжалование административного правонарушения возможно путем подачи жалобы на вынесенное решение в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

    Постановление о привлечении к административной ответственности влечет различные негативные последствий в виде санкций — наложение административного штрафа, административный арест и т.д. При несогласии с постановлением по делу об административных правонарушениях виновное лицо, а также ряд иных субъектов, могут подать жалобу.

    Обратите внимание!

    Обжаловать указанный акт могут не только правонарушитель, но и его защитник, а также иные органы и должностные лица.

    Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 30.1 КоАП РФ. В зависимости от органа, который рассматривал дело, подача жалобы будет осуществляться следующим образом:

    • если постановление вынес суд — жалобу следует подавать в вышестоящий судебный орган;
    • постановление, вынесенное коллегиальным органом, можно обжаловать через районный суд;
    • если постановление вынесено должностным лицом, обжалование допускается через вышестоящий орган или районный суд по месту рассмотрения дела;
    • для акта, вынесенного в соответствие с законом субъекта РФ, жалоба подается в районные суды.

    Таким образом, при любом варианте обжалования заявитель может обратиться в судебный орган. Более того, даже если для подачи жалобы предусмотрены альтернативные варианты, получение документов обязывает суд рассмотреть дело по существу.

    Исключение из общего порядка обжалования составляют случаи, когда постановление было вынесено по делу о правонарушении, связанном с экономической или предпринимательской деятельностью. При таких обстоятельствах жалоба подается в арбитражный суд.

    Обжалование постановления об административном правонарушении

    В данном случае ключевое значение имеет срок обжалования. Указанный процессуальный период регламентирован ст. 30.3 КоАП РФ — не позднее десяти суток со дня вручения или получения копии постановления суда или иного органа.

    Читайте так же:  Срок давности после увольнения

    Так как срок для обжалования исчисляется только после получения нарушителем копии постановления, суд или иной уполномоченный орган должны обеспечить вручение документа по делу. В противном случае указанный акт не вступит в законную силу, а правовые последствия для привлечения к ответственности не наступят.

    Обратите внимание!

    Если сроки для обжалования истекли, их восстановление допускается только при наличии уважительных причин для пропуска. Пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном ст. 30.3 КоАП РФ, судьей или должностным лицом, уполномоченных на рассмотрение жалобы.

    Исходя из анализа судебной практики, сроки для подачи жалобы будут восстановлены, если заявитель был лишен возможности обратиться с заявлением по причине болезни или длительного отъезда.

    Обжалование постановления об административном правонарушении предусматривает следующий порядок действий:

    • жалоба подается в адрес суда или должностного лица, которыми выносилось постановление по делу об административном правонарушении;
    • после получения судом или должностным лицом жалобы, она направляется в адрес вышестоящего суда или должностного лица одновременно с материалами дела;
    • вышестоящий орган, после получения документов, назначает рассмотрение дела и уведомляет об этом стороны процесса.

    Процедура рассмотрения жалобы на постановления об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ. Рассматривать ее будет вышестоящий орган единолично.

    На стадии обжалования постановления явка заявителя является не обязательным условием для рассмотрения дела. При этом вышестоящий орган при рассмотрении дела должен выполнить следующие действия:

    • установить явку лица, которое приняло решение обжаловать постановление, либо его представителя;
    • если установлена неявка указанных лиц, рассмотрение дела может быть перенесено, либо процедура обжалования продолжается в их отсутствие;
    • в случае принятия решения о продолжении рассмотрения дела в отсутствие вызванных лиц, суду или вышестоящему должностному лицу необходимо сделать соответствующую отметку в протоколе.

    В процессе рассмотрения жалобы на постановления об административной ответственности может быть вынесено следующее решение:

    • об оставлении данного документа без изменения;
    • об изменении постановления — такое решение может быть только в случае, если не происходит усиление административного наказания;
    • о полной отмене рассматриваемого акта и прекращении производства по делу;
    • вынесение решения об отмене постановления и возвращения его должностному лицу для нового рассмотрения.

    Решение об отмене постановления об административном правонарушении и возврате его должностному лицу на новое рассмотрение может быть вынесено в случае, когда установлено нарушение норм процессуального или материального права, не позволившее полноценно и объективно рассмотреть дело.

    Обратите внимание!

    Если решение выносится в пользу заявителя, для него прекращаются все возможные негативные последствия, вызванные привлечением к административной ответственности.

    Обжалование постановления об административном правонарушении является крайне ответственной процедурой, при которой только квалифицированный адвокат поможет грамотно составить жалобу и добиться вынесения оправдательного решения. В процессе обжалования специалист предпримет следующие действия:

    • соберет письменные и вещественные доказательства, которые не были учтены при вынесении постановления в первой инстанции и помогут аргументировано обжаловать решение должностного лица или суда;
    • в случае восстановления срока для обжалования адвокат представит суду доказательства уважительности причин и обстоятельств его пропуска;
    • составит аргументированную жалобу, что поможет добиться отмены постановления во второй инстанции и восстановить нарушенные права клиента;
    • в ходе рассмотрения дела вышестоящим судом юрист окажет полное сопровождение.

    Поскольку итогом привлечения к административной ответственности могут быть существенные негативные последствия, мы рекомендуем любые действия по обжалованию постановления предпринимать только с помощью опытного адвоката, который обладает опытом успешного оспаривания даже по самым сложным делам и добьется отмены неправомерного постановления по делу об административном правонарушении, в кратчайшие сроки подготовит все необходимые документы и проконсультирует по любым интересующим вопросам с учетом норм действующего законодательства.

    Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

    Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

    1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 30.1 позволяет сделать ряд выводов:

    1) обжалованы могут быть как постановления по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.10), так и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжалование иного рода определений нормами КоАП не предусмотрено. В связи с этим возник вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 4 ст. 30.1 (предусматривающими возможность обжалования лишь определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) и ст. 46 Конституции РФ (о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд)? Безусловно, такое противоречие налицо: в связи с этим необходимо руководствоваться нормами ст. 46 Конституции РФ (ибо она имеет прямое действие, ст. 15 Конституции РФ);

    2) постановления по делу об административных правонарушениях вправе обжаловать:

    а) лицо, по поводу которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1);

    б) потерпевшие (см. коммент. к ст. 25.2);

    в) законные представители физического лица (см. коммент. к ст. 25.3);

    г) законные представители юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4);

    д) защитники и представители (см. коммент. к ст. 25.5).

    2. Обжаловано может быть постановление, вынесенное:

    1) судьей (например, мировым судьей) — в вышестоящий суд (в нашем случае — в районный суд);

    2) коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. С 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 30.1 Законом N 225 от 02.10.07) установлено, что в районный суд по месту нахождения судебного пристава можно обжаловать и постановление вынесенное судебным приставом-исполнителем;

    3) должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (например, если постановление было принято сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание (по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 12.1), оно обжалуется начальнику ГИБДД или его заместителю (см. коммент. к ст. 23.3) либо в районный суд по месту рассмотрения дела (оно определяется по правилам ст. 29.5, см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: кто решает, в какой орган (в суд или вышестоящий орган) подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении? Лицо, подающее жалобу, самостоятельно в принятии решения по данному вопросу;

    Читайте так же:  Шумные строительные работы в выходные дни

    4) иным органом (т.е. не указанным в ст. 23.1-23.63), созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

    3. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 30.1, нужно учесть следующее:

    1) в случае, если жалоба по делу об административном правонарушении одновременно поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (а право подать жалобу во все эти инстанции у лиц, упомянутых в ст. 25.1-25.5, есть), жалобу должен рассмотреть суд. О сроках ее рассмотрения см. коммент. к ст. 30.5;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2) по результатам рассмотрения жалобы:

    а) судом выносится решение (оно должно отвечать не только требованиям КоАП, но и требованиям, предусмотренным в действующих ГПК и АПК);

    б) вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом также принимается решение (но оно не является судебным актом);

    3) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, обжалуется не в суды общей юрисдикции, а в арбитражные суды в порядке, предусмотренном действующим АПК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во «Экзамен, 2006).

    4. В письме от 20.08.03 N 1536-7/общ ВС разъяснил, что:

    1) если дело рассматривалось несудебным органом (ДЛ), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а решение судьи — в вышестоящий суд. Подача и рассмотрение жалобы осуществляются в порядке установленном в ст. 30.2-30.9. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке — в КоАП не предусмотрено, следовательно, оно вступает в силу немедленно после вынесения;

    2) если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 только в вышестоящий суд.

    О судебной практике применения ст. 30.1 (а также ст. 30.2, 30.10) см. также пункты 30-35 Пост. N 5) и п. 11, 12 Пост. N 2. См. также письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 N 1536-7/общ «Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случаях их обжалования».

    barser52 › Блог › Как правильно обжаловать постановление ГИБДД

    Большинство наших водителей не знает порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и особенности данной процедуры. Это факт — и с ним трудно спорить. В то же время обжалование постановления остается той самой последней соломинкой в руках «утопающего» водителя, которого уже вроде как лишили прав или оштрафовали на немалую сумму, но еще остается шанс все исправить.

    Итак, в отношении вас было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, допустим в виде штрафа или лишения права управления транспортными средствами (ТС) на определенный срок. В первом случае постановление выносилось подразделением ГИБДД, во втором – мировым или федеральным судьей. Вы имеете твердое желание опротестовать данные акты, но не знаете как. Давайте разбираться.

    Сроки
    Если мы имеем твердое желание обжаловать постановление, то нам необходимо помнить о сроках обжалования. В соответствии с ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ это можно сделать в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления. Это значит, что течение срока наступает только тогда, когда вы лично или через представителя получите бумажку с печатью и подписью. Обратите внимание, что речь идет о календарных сутках, а не о рабочих днях, поэтому даже если все 10 дней являются выходными (новогодние праздники, например), это не повод дожидаться их окончания и только после этого направлять жалобу в уполномоченный орган. Настоятельно рекомендуем делать все вовремя и в установленные сроки. Конечно, ч. 2 ст. 30.3. КоАП РФ предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока для обжалования, но только по уважительной причине, в качестве которой суд может признать длительное нахождение на лечении в больнице, командировку и т.д.

    Распространенная ошибка, допускаемая при желании затянуть по времени подачу жалобы, заключается в том, что человек, имея на момент вынесения постановления уполномоченного доверенностью представителя, по совету этого же самого представителя берет больничный и «тянет резину». Если в деле об административном правонарушении имеется копия доверенности представителя или при рассмотрении заявления о продлении срока обжалования выяснится, что в пределах сроков обжалования у вас был поверенный с соответствующими полномочиями, то на восстановление сроков можете даже и не надеяться.

    Кому жаловаться
    В соответствии со ст. 30.1. КоАП РФ постановление может быть обжаловано:

    # Если оно вынесено должностным лицом (сотрудником ГИБДД) – вышестоящему должностному лицу (начальнику вынесшего постановление сотрудника), в вышестоящий орган (например, ГИБДД субъекта РФ), в суд.
    # Если оно вынесено судом – в вышестоящий суд.
    Несмотря на имеющуюся альтернативу в первом случае, не советуем обращаться в вышестоящие органы или к должностным лицам — причины, думаю, всем понятны: отмена, хоть и незаконного, но все же постановления портит статистику ведомства, отсюда и нежелание разбираться в том, кто прав, кто виноват. Остается суд, как известно, самый гуманный в мире…

    Как подавать жалобу
    В данном вопросе у вас полная свобода выбора. Можете подать жалобу как через орган, вынесший обжалуемое постановление, так и направить ее непосредственно в суд, который ее будет рассматривать (ст. 30.2. КоАП РФ). Способы направления жалобы также на ваш выбор: хотите почтой, хотите лично через общую канцелярию суда. Только не забудьте зафиксировать факт подачи жалобы почтовой квитанцией или отметкой суда на копии жалобы.

    Что писать в жалобе
    Здесь, пожалуй, стоит начать с того, что не нужно писать в жалобе. Не превращайте жалобу в мексиканский сериал со слезами, голодными детьми-сиротами и несправедливыми чиновниками. Все должно быть четко и по делу. Вообще жалоба должна состоять как бы из трех частей. В первой части вы описываете ситуацию, во второй указываете причины вашего несогласия с вынесенным постановлением, в третьей, собственно, то, что вы просите у суда, то есть требуете отмены постановления. Указывая на нарушения, допущенные при оформлении или рассмотрении вашего дела, помните, что не все они для суда будут являться существенными и, следователь, не обязательно повлекут за собой отмену постановления. К существенным нарушениям можно отнести:

    Читайте так же:  Отказ от подписи протокола об административном правонарушении

    К жалобе вы можете приложить любые документы, которые, по вашему мнению, помогут суду принять правильное решение. Подача жалобы не облагается государственной пошлиной.

    Результат
    По результатам рассмотрения вашей жалобы может быть вынесено одно из следующих решений:

    # об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    # об изменении постановления;
    # об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
    # об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
    Однако и это еще не все. Если вас не устраивает принятое по вашей жалобе решение, то вы вправе его также обжаловать в вышестоящий суд в таком же порядке, что и в случае с обжалованием первоначального постановления (ст. 30.9. КоАП РФ). Исключение составляют решения, принятые судами субъектов РФ (областные, краевые, республиканские). Они вступают в силу с момента их оглашения.

    Обжалование в порядке надзора
    Это последняя возможность добиться справедливости. Особо принципиальные граждане имеют шанс отменить постановление уже после его вступления в законную силу. Для этого можно обратиться с жалобой в суд субъекта федерации или в Верховный Суд РФ. Процедура подачи и результаты обращения в порядке надзора аналогичны всему вышеописанному(ст. 30.12. — 30.19 КоАП РФ).

    Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

    Название документа: Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
    Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 19 декабря 2016

    Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

    Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

    Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

    Новые правила определения подведомственности при судебном обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях

    15 ноября 2014 года вступают в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятые федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, в том числе поправки в часть 3 статьи 30.1 Кодекса, касающиеся обжалования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений о привлечении к административной ответственности.

    Было: Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Стало: Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Законодатель, уточняя порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях, сместил акцент с субъекта (юридические лица и предприниматели) на объективную сторону правонарушения (осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности).

    Что же означает данное уточнение и какие изменения в правоприменении оно влечет? Попробуем разобраться на примере правонарушений в области таможенного дела.

    До недавнего времени постановления, вынесенные административными органами, обжаловались юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, поскольку ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ толковалась и применялась как судами, так и участниками административного производства однозначно: юридические лица и предприниматели обжалуют постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Интересно, что первый шаг к формированию нового подхода в определении правил подведомственности при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был сделан Верховным судом РФ еще задолго до принятия новой редакции ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ.

    Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 № 40, которым были внесены изменения в постановление Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд указал, в том числе, что жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.

    К аналогичным выводам Верховный суд пришел при рассмотрении дел об оспаривании постановлений за правонарушения в иных сферах общественных отношений, например, в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в сфере пожарной безопасности, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, несоблюдение правил благоустройства территорий и т.д.

    То есть в данном случае можно наблюдать достаточно нечастую ситуацию, когда практика применения новой и неоднозначно сформулированной для толкования правовой нормы сформирована Верховным судом еще до вступления данной нормы в законную силу!

    Таким образом, в соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и формируемой Верховным судом правоприменительной практикой дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и предпринимателями, которые не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

    Не касаясь того, насколько такой подход «интересен» компаниям и предпринимателям, а особенно практикующим юристам, ключевым представляется вопрос, каким образом следует заявителю жалобы устанавливать наличие или отсутствие связи того или иного состава предусмотренного КоАП РФ правонарушения с предпринимательской или иной экономической деятельностью, и соответственно, куда (в какой суд) обжаловать вынесенное административным органом постановление.

    Читайте так же:  Рассмотрение дел административное судопроизводство

    Ни КоАП РФ, ни Верховный суд, к сожалению, универсального решения не предлагают.

    Конечно, имеет место универсальное правило, предусмотренное п. 3 ст. 30.4 и ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которым, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, то он направляет ее на рассмотрение по подведомственности.

    То есть заявитель жалобы защищен от пропуска срока на обжалование по причине «ошибки» в определении суда – адресата жалобы, но совершенно не защищен от того, что его мнение касательно наличия или отсутствия связи совершенного правонарушения с предпринимательской или иной экономической деятельностью совпадет с позицией суда по данному вопросу, и жалоба не будет отправлена на рассмотрение в другой суд.

    Сейчас трудно предположить, чем будут руководствоваться участники административного производства и суды при определении природы правонарушений и, соответственно, подведомственности, тем более что действующая нормативно-правовая база также не позволяет принять однозначное решение.

    С одной стороны, глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» содержит несколько десятков статей, предусматривающих ответственность за правонарушения в данной сфере.

    С другой стороны, статья 2 Гражданского кодекса РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. И значительное количество составов правонарушений, не предусмотренных главой 14 КоАП РФ, все равно так или иначе связано с предпринимательской деятельностью применительно к определению в ст. 2 ГК РФ.

    Более того, если рассматривать связь административных правонарушений с «иной экономической деятельностью» как того требует новая редакция ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, то здесь неопределенности еще больше. Даже обращаясь к содержанию нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, не всегда можно прийти к однозначному выводу о наличии или отсутствии экономической «природы» правонарушения.

    Например, таможенное декларирование, таможенные операции в качестве отдельных видов экономической деятельности в ОКВЭД не поименованы, а предоставление услуг таможенных представителей (в ОКВЭД – таможенных брокеров) – поименованы.

    Получается, что декларант и таможенный представитель, являясь, например, субъектами одного и того же таможенного правонарушения, могут «претендовать» на разную подведомственность при обжаловании административного постановления, поскольку согласно ОКВЭД действия таможенного представителя связаны с осуществлением экономической деятельности, а действия декларанта нет.

    Одним словом, вопросов пока гораздо больше, чем ответов.

    В заключение стоит отметить, что при всей неоднозначности новой редакции ч. 3 ст. 30.1. КоАП РФ и позиции Верховного суда по вопросу определения подведомственности при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях устраняется, наконец, давно существующий «процессуальный дисбаланс» между привлекаемыми к ответственности лицами и административными органами.

    Частью 2 ст. 23.1 КоАП РФ предусмотрен перечень составов административных правонарушений, дела о рассмотрении которых административный орган вправе как рассмотреть самостоятельно, так и передать на рассмотрение судье.

    То есть до недавнего времени подведомственность производства по ряду дел об административных правонарушениях (в том числе, например, нарушениях таможенных правил) зависела от решения административного органа: при самостоятельном рассмотрении дела административным органом постановление обжаловалось привлекаемым к ответственности лицом в арбитражный суд, а при передаче дела на рассмотрение судье – в вышестоящий суд общей юрисдикции.

    Новая редакция ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ в совокупности с позицией Верховного суда устранили данную коллизию и унифицировали выбор подведомственности: теперь жалобы на постановления об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Спасибо, конечно …

    Как грамотно обжаловать постановления ГИБДД

    Доброго дня!

    Сегодня разберем порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях (АПН).

    Итак, доблестные сотрудники ДПС считают, что вы нарушили ПДД. Составили в отношении вас протокол об АПН. Вы с нарушением не согласны. Что и как делать?

    Первое, что надо понимать – это то, что обжалуется именно постановление как документ, завершающий производство по делу. Протоколы и акты, как считают многие водители, не подлежат обжалованию.

    Что писать в жалобе

    • В шапке пишем кому и от кого.
    • Название – «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении серия и номер или номер УИН от такого-то числа».
    • Описываете, когда, где и кем был составлен протокол.
    • В чем существо выявленного правонарушения
    • Какое наказание и по какой статье КоАП РФ вынесено.
    • Затем пишите почему вы не согласны с данным решением инспектора, приводите доводы и ссылаетесь на соответствующие доказательства.
    • Соответственно, что просите — изменить или отменить постановление по делу об АПН.

    Сроки обжалования

    Срок обжалования короткий – всего 10 дней. Он начинается со дня следующего после вынесения. Если последний день срока заканчивается на выходной или праздничный день, то последним днем подачи будет первый следующий рабочий день.

    Если 10-й день приходится на пятницу, то последним днем подачи будет понедельник.

    Куда и как подавать жалобу

    Законом предусмотрено обжалование постановления по делу об административном правонарушении как начальнику ГИБДД, так и сразу в суд.

    Можете сразу подавать жалобу в суд на постановление, минуя начальника ГИБДД.

    По своей практике скажу, что начальники отменяют постановления своих подчиненных крайне редко и я обычно сразу обращаюсь в суд.

    Данную категорию дел рассматривают федеральные судьи городских и районных судов (не мировые).

    Вы можете подать жалобу лично в соответствующий орган, либо почтой.

    Основания для прекращения производства по делу

    Основанием для прекращения производства по делу об АПН являются отсутствие состава или события административного правонарушения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Тема это большая и крайне важная. Расскажу о ней более подробно в следующем посте.

    Источники

    Вопрос по обжалованию постановления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here