Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Порядок содержания под стражей

После того, как подозреваемый задержан, он находится в соответствующем месте до тех пор, пока не будет освобожден или в отношении него судом не будет избрана мера пресечения.

Многих интересует вопрос, в чем разница: задержание и арест? Задержание происходит по факту совершения преступления на срок до 48 часов. Арест же – это один из вариантов меры пресечения, которая может быть вынесена судом в течение 48 часов после задержания.

Под стражей подозреваемый имеет следующий набор прав:

  • Получать все необходимые сведения о правах и обязанностях;
  • Ежедневно гулять не менее 1 часа;
  • Получать бесплатное питание;
  • Спать не менее 8 часов ночью;
  • Не участвовать в ночных допросах;
  • Иметь спальное место с бельем, столовые приборы и туалетную бумагу;
  • Находиться в безопасности и, в случае угрозы, быть переведенным в другую камеру и др.

На одного задержанного должно быть выделено не менее 4 квадратных метров в камере содержания.

В рамках оперативно-розыскных мероприятий могут быть разрешены встречи сотрудников дознания с подозреваемым.

Что такое задержание?

Задержание – это процессуальная процедура, предполагающая кратковременное ограничение свободы в отношении субъекта, подозреваемого в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения его свободы.

Процессу задержания в УПК РФ отведена целая глава 12, представленная несколькими статьями. В ней четко прописаны основания задержания, права подозреваемого и ключевые этапы самого процесса.

Задержание может быть применено только при наличии возбужденного уголовного дела.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, задержание может быть осуществлено без официального постановления суда, содержащего данное предписание.

Осуществлять задержание подозреваемого могут следующие уполномоченные лица:

  • Прокурор;
  • Дознаватель и орган дознания;
  • Следователь и начальник следственного отдела.

Другие сотрудники не имеют права проводить данную меру принуждения.

Главный Закон РФ – Конституция в 2020 году не допускает безосновательного ограничения свободы любого человека.

Конституция РФ допускает задержание лица до судебного решения на срок до 48 часов. В течение этого времени, как правило, судом избирается мера пресечения в отношении подозреваемого субъекта.

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Читайте так же:  Уголовный кодекс мелкое хулиганство

Незаконное задержание сотрудниками полиции — содержание под стражей

Сотрудники правопорядка проводят задержание и заключение под стражу граждан, которые замечены в нарушении закона или которые готовятся к его нарушению. Но существуют случаи, в которых ни в чем не повинных граждан заключали под стражу и без объяснения причин. Для начала рассмотрим какие именно органы защиты имеют право на удержание граждан.

На административное задержание подозрительных лиц имеют право:

  • органы внутренних дел;
  • органы пограничной службы нашей страны;
  • военные лица, но только старшие по званию и только в месте, где охраняется какой-либо объект;
  • лица военизированной авто инспекции.

И стоит учитывать законодательный аспект нашей страны, что заключение под стражу возможно только при наличии соответствующего судебного постановления. Если часов. такового решения судьи нет, то вас имеют право удерживать на период не более

Законными основаниями для задержания лица могут быть:

  • в случае, если нарушителя застали на месте совершения преступления или сразу после его совершения;
  • в случае, когда свидетели преступления или потерпевшие укажут на подозреваемого;
  • в случае, когда на одежде или в доме подозреваемого были найдены следы, которые указывают на совершение им преступления.

В любом случае, если к вам обращается сотрудник каких-либо органов требуйте, чтоб он назвал свою фамилию, имя и звание. Не забывайте также проверять удостоверение на точность и правдивость информации. Ведь в случае незаконного задержания вы сможете на конкретное лицо подать жалобу.

Жалоба на незаконное задержание сотрудниками полиции

При незаконном задержании кого-либо полицейский должен высказать мотивы и основания для задержания, при этом ссылать на определенный закон. После чего с его стороны должны последовать разъяснения и объяснения ваших прав и обязанностей. И только после всего этого он должен составить протокол вашего задержания.

Копию протокола обязаны вручить вам, для полного ознакомления. Вы можете попросить, чтоб уведомили о вашем удержании ваших близких или адвоката, если он у вас имеется. Если же вы не пользуетесь услугами адвоката — вам обязаны его предоставить. Уведомления должны быть доставлены не позже истечения трех часов после вашего незаконного удержания.

За незаконное задержание человека сотрудника правоохранительных органов следует привлечь к ответственности. Привлечение сотрудника полиции к ответственности лежит через подачу жалобы с вашей стороны.

Жалобу можно подать в устном и письменном виде. В обоих случаях необходимо указать:

  • обстоятельства при которых вас задержали;
  • описание действий, которые предпринимал конкретный сотрудник;
  • предоставить всю имеющуюся у вас информацию об этом полицейском;
  • данные полицейского авто, если вы запомнили;
  • просьбу о привлечении к ответственности;
  • ваши данные — Ф.И.О., адрес, телефон по которому можно с вами связаться;
  • дата и ваша подпись — если вы подаете жалобу в письменном виде.

Куда обратиться если задержали незаконно

Обратиться с подобной жалобой вы можете позвонив по номеру 102 или обратившись в прокуратуру. Если вы решили звонить по указанному номеру, то ваша жалоба будет услышана лишь в устной форме.

Для полного удовлетворения по вашей просьбе будут приняты меры — подайте письменную жалобу в прокуратуру по району или по городу. Направить в соответствующий орган жалобу можно:

  • в электронном виде;
  • по почте;
  • лично принести в отдел.

Ответственность за незаконное задержание лица

Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурору необходимо разобраться заведомо ли это было сделано сотрудниками органов защиты. В случаях, когда действия полиции заведомо были незаконными при вашем удержании — их могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказанием может послужить от лишение свободы от 2-3 лет. Либо могут быть назначены исправительные общественные работы на период до 4 лет. Также вы вправе потребовать моральную компенсацию.

Штраф за незаконное задержание

При ущемлении кем-либо ваших гражданский прав вы вправе потребовать моральную компенсацию за нанесенный вам моральный ущерб. Для этого вам необходимо будет подать гражданский иск в суд на определенного или на определенных сотрудников правопорядка. В данном случае можете ссылаться на Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Вы вправе в исковом заявлении указывать любую сумму в качестве компенсации. Следует знать, что величина морального вреда за незаконное удержание может достигать 15 тысяч российских рублей.

При подаче подобного иска вы должны себя указывать в качестве истца, а полицейский нарушивших закон в качестве ответчиков. В самом заявлении следует как можно подробней описать все действия которые с вами происходили в момент тех обстоятельств.

Похожие

В РФ брак в официальном виде может быть зарегистрирован только в одном государственном органе -…

Незаконное увольнение сотрудника из компании — это прекращение трудовых соглашений с нарушением правил Трудового кодекса…

Согласно действующему законодательству, собственники помещений многоквартирного дома, наряду со своим имуществом, отвечают также за содержание…

Любой водитель не желает, чтобы его ТС задерживали. Масса неприятностей, которые последуют после этого процесса,…

Первостепенная обязанность каждого гражданина — своевременная и полная оплата коммунальных платежей. Вопросами расчета и начисления…

Многие, кто сегодня ведет незаконную предпринимательскую деятельность, действительно не знают, какие штрафы и иные взыскания…

Порядок и основания задержания подозреваемого

В рамках уголовного процесса органы дознания и следствия имеют право осуществлять задержание лица, подозреваемого в совершении преступных действий.

В связи с тем, что процедура задержания фактически ограничивает свободу и неприкосновенность гражданина, который в будущем может быть признанным абсолютно не имеющим отношения к преступлению, данное процессуальное действие строго регламентировано законодательством.

Читайте так же:  Понятие административное дело доктринальный и нормативный подходы

Любое нарушение свободы человека, не имеющее веских законных оснований, должно быть признано противоправным.

Рассмотрим в данной статье, что представляет собой задержание подозреваемого, какие права имеет задержанный и без каких элементов данная процедура будет являться незаконной.

Процедура задержания

Порядок задержания гражданина прописан в главе 12 УПК РФ. В ней кроме порядка содержатся нормы, регламентирующие освобождение подозреваемого, правила обыска и ареста, условия правомерности при задержании лица, совершившего преступление.

В рамках данной процессуальной процедуры подозреваемый имеет следующие права:

  • На защитника;
  • На свидание с защитником перед проведением допроса;
  • На получение копии постановления о задержании и протокола допроса;
  • На получение сведений о причинах задержания;
  • На предоставление доказательств, ходатайств, прошений и отводов;
  • На бесплатного переводчика;
  • На дачу показаний на любом известном ему языке;
  • На обжалование действий сотрудников власти.
  • По инициативе подозреваемого ему может быть предоставлен другой защитник, если ранее явившийся его не устраивает.

    Что может быть причиной задержания?

    Итак, основания для задержания гражданина сотрудниками полиции представлены в ст. 91 УПК РФ. Среди них представлены:

  • Нахождение лица на месте преступления или сразу после него;
  • Признание лица очевидцами или потерпевшей стороной;
  • Обнаружение следов преступления на самом подозреваемом, в его доме или на его одежде;
  • Лицо пыталось скрыться;
  • Не установлена личность лица, и оно не имеет постоянного места жительства;
  • При направлении ходатайства в суд следственных органов об избрании меры пресечения в отношении данного субъекта в виде заключения под стражу.
  • Ключевые этапы процедуры

    В обязательном порядке о задержании должны быть уведомлены все лица, имеющие отношение к делу. Законом дается 12 часов на предупреждение близких родственников о задержании подозреваемого, а также тех структур, в которых он работал или служил, если это предусмотрено законом.

    Если это важно для следствия и после получения разрешения от прокурора, дознаватель может не предупреждать о задержании субъекта. Это возможно в отношении любых лиц, кроме несовершеннолетних.

    Итак, порядок задержания подозреваемого в преступлении лица, выглядит следующим образом:

  • В течение 3 часов с того момента, как лицо доставлено в орган следствия, должен быть составлен протокол задержания. В нем отражается вся важная информация по уголовному делу: основания задержания и место, права подозреваемого, сведения об обыске и подписи лица, составившего протокол, и подозреваемого.
  • В течение 12 часов следственные органы должны уведомить прокурора о факте задержания.
  • Перед допросом подозреваемый имеет право провести личную встречу с защитником продолжительностью минимум 2 часа.
  • Осуществляется допрос.
  • Если защитник по делу участвует с момента задержания правонарушителя, он обязан присутствовать при составлении протокола задержания.

    Если подозреваемым лицом будет оказано сопротивление задержанию, это может быть квалифицировано как отдельное правонарушение административного характера.

    Сотрудниками будет составлен материал, по которому судья может избрать наказание в виде штрафа или административного ареста.

    Незаконное задержание также может быть обжаловано при содействии защитника, в результате чего субъект неправомерных действий будет освобожден.

    Особенности допроса

    Главными процедурами в процессе задержания подозреваемого являются допрос и обыск. Допрос регламентирован гл. 26 УПК РФ.

    Как правило, допрос осуществляется в органах следственных действий. Однако, в исключительных случаях, может быть фиксирован по месту нахождения подозреваемого субъекта.

    После задержания подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 часов.

    Итак, допрос проводится в рамках следующих законодательных ограничений:

  • Подозреваемый и его родственники должны быть предупреждены о допросе заранее;
  • Непрерывный допрос не может превышать 4 часов;
  • В день допрос не может быть более 8 часов;
  • После 4 часов возможен часовой перерыв на отдых и питание;
  • При наличии болезни у подозреваемого лица время допроса устанавливается врачом;
  • В ходе допроса могут проводиться фотографирование или видео- , аудиозапись;
  • Следователь не имеет права задавать наводящие вопросы и др.
  • Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого имеет свои особенности и требования. В частности, допрос несовершеннолетнего лица может осуществляться только в присутствии законных представителей (родителей или опекунов).

    По окончании допроса должен быть составлен протокол, который подписывается всеми участниками процедуры. Подозреваемый имеет право отказаться от подписи в документе, указав причину. Соответствующая запись должна быть обязательно отражена в протоколе.

    К протоколу приобщаются все документы, используемые при проведении допроса (аудио- , видео-записи, рисунки и схемы подозреваемого).

    Правила обыска

    Обыск предполагает поиск и изъятие важных, относящихся к делу, документов, улик и иных ценностей. Осуществляется данная процедура в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обыск проводится на основании постановления следователя или решения суда об обыске. Данные документы должны быть представлены подозреваемому лицу для ознакомления.

    В ситуации, когда существуют основания полагать, что необходимые для следствия предметы или документы, находятся в определенном месте, допустим обыск без соответствующих документальных оснований.

    Первым делом следователь обязан предложить подозреваемому добровольно выдать все необходимые ценности. Если он отказывается это сделать, можно приступать к обыску.

    Обыск осуществляется сотрудниками и в присутствии понятых одного пола с подозреваемым.

    По окончании обыска должен быть составлен протокол, копия которого обязательно вручается лицу, в доме которого он осуществлялся.

    Наказание для нарушивших правила

    Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

    Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

    Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

    Читайте так же:  Искусственные материалы и загрязнение окружающей среды

    Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

    Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

    Статья 14. Задержание

    Статья 14. Задержание

    1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    2. Полиция имеет право задерживать:

    1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

    2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

    3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

    4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

    5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

    6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

    7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

    8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

    9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

    10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

    11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

    12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

    13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Часть 3 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

    3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

    4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

    5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

    6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

    Информация об изменениях:

    Часть 7 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

    7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

    8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

    9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

    10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

    12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

    Читайте так же:  Сколько длится административное наказание

    13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Информация об изменениях:

    Часть 14 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

    14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

    15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

    16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

    Незаконное задержание и заключение под стражу

    Органы правопорядка созданы для защиты граждан от различного рода опасностей. Поэтому сотрудники полиции имеют право проводить задержание всех подозрительных личностей. Но иногда полицейские проводят подобные заключения, совершая ошибки. Поэтому рассмотрим в каких ситуациях защитники правопорядка могут удерживать граждан и при этом какие права есть у граждан.

    Административка и помещение под стражу

    Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

    Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

    Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

    Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

    Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

    Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

    Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

    Признаки неправомерного задержания

    Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

    Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

    Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

    Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

    Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

    Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

    Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

    Основания освобождения

    Подозреваемый подлежит немедленному освобождению в ряде случаев:
    • Подтвердились сведения, что подозреваемый не имеет отношения к преступлению;
    • К подозреваемому не может быть применена следующая мера пресечения;
    • Процедура задержания проведена с нарушениями.

    В качестве веских оснований нарушения могут быть:

    • Действия подозреваемого неверно квалифицированы;
    • Отсутствуют основания для задержания;
    • Задержание проведено без возбуждения уголовного дела;
    • Задержание проводилось лицом, не имеющим данных полномочий.

    Чтобы не просидеть в камере лишнее время, нужно точно знать, на какой срок имеют право задержать человека, и с какого момента исчисляется срок данного задержания.

    Итак, срок берет начало с того момента, как задержанного доставили в органы следствия или дознания. По общему правилу срок ограничен двумя сутками, но есть исключения. Судья может увеличить данный срок не более чем на 72 часа.

    Инициировать продление задержания могут сотрудники следственных органов, если докажут, что это время необходимо для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания.

    За 8 часов до окончания срока задержания дознаватель должен ходатайствовать о возможности применения меры наказания в виде заключения под стражу.

    После освобождения ранее подозреваемое лицо получает на руки соответствующую справку, в которой отражены сведения о дате, времени и основании нахождения под стражей.

    Также ему возвращаются все его вещи, документы и выдается копия постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу. Если необходимо, сотрудники обязаны предоставить Вам деньги на общественный транспорт.

    Задержание подозреваемого – это неоднозначная процессуальная процедура. С одной стороны, оперативное предупреждение побега подозреваемого или сокрытия им улик незаконного деяния, безусловно, помогает повысить раскрываемость преступлений. С другой же стороны, нередко под горячую руку правоохранительных органов попадают непричастные лица, которым приходится доказывать свою невиновность в стенах тесных и душных камер.

    Читайте так же:  Взыскание судебных расходов срок давности

    Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно быть осмотрительным и осторожным, и хоть немного осведомленным об особенностях задержания подозреваемых в преступлении лиц.

    Статья 27.3. Административное задержание

    1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

    1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

    2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

    3) цели административного задержания — обеспечить:

    правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

    исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

    В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

    4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

    5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

    6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

    2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

    1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

    2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

    3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

    4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

    Источники

    Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here