Загрязнение окружающей среды 8 класс обж

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Загрязнение окружающей среды 8 класс обж". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

4.1. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования.

Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Облочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Необходимо отметить, что все на планете Земля взаимосвязано и взаимозависимо. Человек тоже является частью природы, а не полновластным хозяином ее. Необходимо помнить также, что многие ресурсы, которыми располагает Земля, ограничены, и мы обязаны заботиться о всех живущих на Земле существах.

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.

Статистика
Человек в своей деятельности использует ресурсы планеты весьма неэффективно, с образованием огромного количества отходов. Количество полезного общественного продукта составляет не более 2% используемых природных ресурсов, а остальные 98% — отходы.

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

Загрязнение атмосферы

ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.

К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других — взвешенными частицами.

Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.

Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

Внимание!
Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей.

Загрязнение почв

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды 1 , применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсо-держащих пестицидов, которые используются для предпосевного обеззараживания семян, с отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, когда в технологии применяют ртутные электроды. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также различные неорганические соединения ртути.

Читайте так же:  Обжалование решения районного суда по административному правонарушению

Запомните!
Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.

Автомагистраль (на 1500 м в обе стороны почвы загрязнены свинцом)

Загрязнение вод

Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Внимание!
Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.

Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов.

Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).

Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды.

Запомните!
Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

Это должен знать каждый

Для человека естественно желание иметь здоровую, продолжительную, комфортную жизнь, а также возможность реализации своих интеллектуальных, эстетических, культурных и других потребностей. Поэтому необходим поиск оптимальных решений в организации жизнедеятельности человека, и в особенности производственной его деятельности. Необходимо формирование другого мировоззрения и воспитания общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, которая предполагает воспитание у каждого человека следующих качеств:

  • ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды;
  • ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности;
  • ответственного отношения к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Вопросы

  1. Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?
  2. Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания?
  3. Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?
  4. Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?
  5. Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?

Задание

Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания и их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в дневник безопасности, посоветовавшись предварительно с преподавателем ОБЖ.

1 Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Детский сад & Школа

Доклады, сочинения и статьи на разные темы

воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Загрязнение окружающей среды (ОБЖ, доклад 8-й класс)

В ходе хозяйственной деятельности человека образуется очень много отходов, которые загрязняют окружающую среду. Это заводской дым, загрязняющий атмосферу, сточные воды с заводов, из учреждений и домов, загрязняющие реки и моря и многое другое. Выхлопных газов автомобилей в атмосфере крупных городов так много, что людям и животным трудно дышать.

Читайте так же:  Срок административного задержания лица исчисляется

Сейчас люди начинают понимать, какой вред наносят окружающей среде и себе самим. Для того чтобы уменьшить выброс в воздух вредных газов, изобрели специальные фильтры и химические преобразователи (катализаторы). Исследователи думают над созданием новых, еще более современных вариантов защиты атмосферы, но пока этого недостаточно.

Жидкие бытовые и промышленные отходы загрязняют реки. Вредные и ядовитые вещества поглощают из воды кислород, что смертельно для всех речных обитателей.

Многие животные и растения на Земле находятся на грани полного исчезновения. Место их обитания загубили загрязнения, хищническая вырубка лесов или что-то другое. Некоторые животные с ценным мехом стали жертвой неумеренной охоты. Для спасения еще оставшихся живых существ нужно принимать срочные природоохранные меры.

Если загрязнение окружающей среды продолжится такими же темпами, то к середине будущего века на Земле могут исчезнуть около половины всех видов растений и животных. Если загрязнение окружающей среды продолжится такими же темпами, то к середине будущего века на Земле могут исчезнуть около половины всех видов растений и животных.

Вместе с заводским дымом в воздух выбрасываются химические соединения, что приводит к выпадению кислотных дождей. Это отравляет почву и губит деревья.

Заводы создают огромное количество отходов. Вырубка деревьев приводит к уничтожению лесов и всех их обитателей. Жидкие отходы сбрасываются в реки, а твердые — свозятся на свалки достигающие огромных размеров. Выхлопные газы автомобилей делают воздух вредным для дыхания.

Вместе с заводским дымом в воздух выбрасываются химические соединения, что приводит к выпадению кислотных дождей. Это отравляет почву и губит деревья.

Заводы создают огромное количество отходов. Вырубка деревьев приводит к уничтожению лесов и всех их обитателей. Жидкие отходы сбрасываются в реки, а твердые — свозятся на свалки достигающие огромных размеров. Выхлопные газы автомобилей делают воздух вредным для дыхания.

Гдз по ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т. ФГОС Параграф 4.1

http://gdzznaniya.ru/obzh-8/smirnov/4-1/

Гдз по ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т. ФГОС Параграф 4.2

http://gdzznaniya.ru/obzh-8/smirnov/4-2/

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования.

Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Облочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Необходимо отметить, что все на планете Земля взаимосвязано и взаимозависимо. Человек тоже является частью природы, а не полновластным хозяином ее. Необходимо помнить также, что многие ресурсы, которыми располагает Земля, ограничены, и мы обязаны заботиться о всех живущих на Земле существах.

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.

Человек в своей деятельности использует ресурсы планеты весьма неэффективно, с образованием огромного количества отходов. Количество полезного общественного продукта составляет не более 2% используемых природных ресурсов, а остальные 98% — отходы.

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Читайте так же:  Для привлечения к административной ответственности необходимо

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

Журнал Педагог

Автор: Бойко Виктор Дмитриевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: станица Крыловская Ленинградского района Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».
Дата публикации: 09.09.2017
Раздел: среднее образование

План-конспект урока ОБЖ

Учитель БОЙКО В.Д.

Тема урока: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

изучить меры безопасности при пребывании человека на

территории с неблагоприятными экологическими факторами

Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации,

интернет, дополнительная литература.

Осознание себя быть ответственными за экологическое состояние

Видео (кликните для воспроизведения).

окружающей природной среды.

1.Анализ тестов, задание в тетради.

II. Изучение Нового материала.

Повторение: пожарная безопасность, безопасность на водоёмах, безопасность

на дорогах, сегодня – экологическая безопасность

Записать тему урока

Сегодня много понятий

окружающая среда – чистый воздух, чистая вода и плодородная почва

природная среда (природа) – совокупность объектов материального мира в

естественном состоянии, не являющиеся продуктом трудовой деятельности

биосфера – оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой

определяются совокупной деятельностью живых организмов

4)Различие живо и неживой природы состоит в способах использования энергии:

живые существа улавливают энергию, удерживают её в виде сложных

органических соединений, передают её друг другу, преобразовывают в

механическую, электрическую, тепловую и т.д. Человек – часть живой природы

неживые тела преимущественно рассеивают энергию, например, нагреваются

5) Проблема состоит в том, что человек рассматривает окружающую среду как

источник ресурсов, возвращая обратно в основном отходы (мусор). Сейчас

состояние биосферы и существование самого человека под угрозой, т.к. только

2% используется, 98% возвращается в виде отходов.

6) Происходит загрязнение окружающей среды, что наносит вред здоровью

7) Разработаны ПДК вредных веществ в воде, воздухе, почве (для каждого

8) ЧС экологического характера (оформить в таблицу)

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека – урок ОБЖ

Не секрет, что качество жизни отдельно взятого человека, как и всего человечества в целом, зависит напрямую от состояния окружающей среды. Для того, чтобы существование людей было здоровым и полноценным необходим свежий воздух, чистая вода, а также плодородная почва.

На уроке ОБЖ в 8 классе речь пойдет о факторах загрязнения окружающей среды. Учащиеся познакомятся с причинами их возникновения, проанализируют возможные последствия загрязненной среды для здоровья человека.

Материал занятия, представленный на Школьном портале, дает возможность развить навыки ответственного и бережного отношения не только к сохранности окружающей нас природной среды, но и собственного здоровья. Автором разработки предложен раздаточный материал с заданиями-ситуациями практического характера, способствующий развитию познавательной деятельности.

Описание хода занятия о загрязнении окружающей среды

Для проверки домашнего задания учащиеся класса делятся на две группы, каждая из которых получила собственное задание:

1 группа получила задание подготовить сообщение и подобрать на свое усмотрение иллюстрации по теме «Десять наиболее загрязненных городов мира»;

2 группа должна была также подготовить сообщение с соответствующими иллюстрациями, но по теме «Десять наиболее загрязненных городов России».

В ходе прослушивания подготовленных сообщений и просмотра на экране иллюстраций происходит актуализация знаний учащихся. По окончанию демонстрации выполненных домашних заданий формулируется тема урока, и ставятся задачи. Для чего задаются наводящие вопросы:
Почему перечисленные города считаются наиболее загрязненными?
Как вы считаете, влияет ли на здоровье человека жизнь в указанных городах?

Изучение нового материала о загрязнении окружающей среды

Загрязненные воздух и вода могут явиться источником проникновения в организм вредных и даже ядовитых веществ. В воде могут содержаться кроме токсичных соединений также патогенные микроорганизмы.

А загрязненная почва помимо снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, способна существенным образом снизить и качество самой пищи, выращенной на таких землях. Все перечисленное может представлять угрозу здоровью людей.

Ребятам напоминается определение природной среды, как совокупности отдельных объектов и целых систем материального мира в их естественной форме и состоянии, не считающихся продуктом трудовой деятельности людей. Дается и определение биосферы.

Читайте так же:  Отменить судебный приказ по сроку давности

В сопровождении слайдов презентации учитель рассказывает о том, что в результате человеческой деятельности происходит систематическое загрязнение атмосферы воздуха, природных вод (рек, озер, морей, подземных и др.), почв, что сказывается отрицательно на здоровье человека.

Далее рассматриваются виды загрязнений и понятие ПДК, под аббревиатурой которого подразумевается предельно допустимая норма концентрации каких-либо вредных соединений в воде, почве либо атмосфере воздуха.

Практические задания о влиянии загрязнений на здоровье человека

На данном этапе предлагается самостоятельное творческое применение учащимися сформированных умений и навыков. Для этого класс делится на три группы. Каждая из групп условно наделяется статусом жителей одного из наиболее загрязненных городов мира либо России.

Ученики групп должны отыскать в интернете либо в других информационных источниках данные, свидетельствующие о загрязнении в этих городах. Целью выяснения становятся также вещества, выбрасываемые в окружающую природную среду и их влияние на здоровье человека.

В процессе выполнения задания заполняется каждой группой таблица (Приложение 1 – скачать можно с методической разработкой), включающей следующие разделы: численность населения, источники загрязнения, выбрасываемые в биосферу города соединения, влияние веществ на здоровье, возможные пути решения проблемы.

После обобщения результатов выполнения творческого задания одним из представителей каждой группы, учащиеся получают домашнее задание:
Придумать, каким образом каждый из нас способен помочь собственному городу стать чище?
Отыскать и предложить альтернативные пути ликвидации проблемы загрязнения биосферы.

Подробную методическую разработку по ОБЖ по теме «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» можно вместе с приложениями и презентацией скачать в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Гдз по ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т. ФГОС Параграф 4.1

http://gdzznaniya.ru/obzh-8/smirnov/4-1/

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Урок по ОБЖ для 8 класса Цели, задачи: познакомить учащихся с видами загрязнений, раскрыть связь между урбанизацией. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИгорь Зубатов

Похожие презентации

Презентация 8 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Урок по ОБЖ для 8 класса Цели, задачи: познакомить учащихся с видами загрязнений, раскрыть связь между урбанизацией.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Урок по ОБЖ для 8 класса Цели, задачи: познакомить учащихся с видами загрязнений, раскрыть связь между урбанизацией и экологической опасностью, формировать научное понимание окружающего мира. Оборудование: мультимедийное оборудование, учебная презентация. Технологии: ИКТ, проектная деятельность. Учитель: Костикова Антонина Марьяновна

2 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ Загрязнение окружающей среды – это неблагоприятное изменение нашего окружения, являющееся полностью или в основном побочным результатом деятельности человека (Б. Небел, 1994)

3 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ Загрязнение окружающей среды – это любые твердые, жидкие и газообразные вещества, виды энергии (теплота, звук, ионизирующее излучение) в количествах, оказывающих вредное влияние на человека и окружающую среду в целом как непосредственно, так и косвенным путем

4 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ Загрязнение окружающей среды – это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических, информационных или биологических агентов, или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям.

5 Естественное (природное) загрязнение –загрязнение, вызванное природными источниками извержения вулканов лесные и степные пожары пыльные бури наводнения селевые потоки торнадо и др. Природные источники загрязнения рассеяны по планете Фоновое загрязнение — естественная концентрация и степень воздействия природных загрязняющих веществ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

6 Антропогенное загрязнение – загрязнение, вызванное деятельностью человека Антропогенные источники загрязнения: организованные – постоянно действующие стационарные источники неорганизованные – разовые выбросы производств передвижные – выбросы транспортных средств КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

7 По своей природе загрязнения подразделяют на: Физические (пыль, ионизирующие и неионизирующие излучения, тепловое загрязнение, шум, вибрации) Физико-химические (аэрозоли, запахи) Химические (различные химические вещества, оказывающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, аллергенное и др. воздействие на живые организмы) Биологические (вирусы и бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, а также аллергические реакции; привнесение в экосистему чуждых ей видов организмов) КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

8 По характеру воздействия на окружающую среду загрязнение подразделяется на первичное и вторичное Первичные загрязнители поступают в окружающую среду непосредственно из источников (природных или антропогенных), например, вулканические газы, дымовые газы электростанций, сточные воды предприятий, твердые бытовые отходы и др. Вторичные загрязнители образуются при трансформациях (превращениях) первичных загрязнителей и природных веществ в окружающей среде, например, кислотные дожди КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

9 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ПО МАСШТАБУ ВОЗДЕЙСТВИЯ

10 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Локальное загрязнение — загрязнение небольшого района вокруг промышленного предприятия, населенного пункта и других мест Локальные загрязнения характерны для городов, крупных промышленных предприятий, крупных животноводческих и птицеводческих комплексов, районов добычи полезных ископаемых

Читайте так же:  Совместно нажитое срок давности

11 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Региональное загрязнение – это загрязнение, обнаруживаемое в пределах относительно обширных пространств Региональные загрязнения охватывают значительные участки суши и водоемов. Примерами могут служить загрязнение Балтийского и Средиземного морей

12 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Глобальное загрязнение – это загрязнение окружающей природной среды или ее составляющих, обнаруживаемое вдали от источников загрязнения практически в любой точке планеты. Чаще всего вызывается выбросами в атмосферу, они распространяются на большие расстояния от места выброса и оказывают воздействие на крупные регионы и на всю планету. Например, повышение концентрации СО2 в атмосфере привело к повышению среднегодовой температуры на планете, выбросы фреонов в стратосферу – к разрушению озонового слоя

13 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В зависимости от объема и скорости поступлений КУМУЛЯТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ СТРЕССОВОЕ ДЕЙСТВИЕ

14 В результате длительного взаимодействия с фактором стресса сопротивляемость организма снижается, что может привести к болезням и гибели организмов (биологической деградации) Различают стресс, вызванный тяжелыми металлами, тепловой, холодовый, биотический (вызванный патогенными грибами, вирусами или бактериями) и другие виды стресса ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Стресс (от англ. Stress — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие

15 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СОСТОЯНИЕ ЭКОСИСТЕМ РАВНОВЕСНОЕ Скорость восстанови- тельных процессов выше или равна скорости антропогенных разрушений КРИТИЧЕСКОЕ Предельное состояние равновесия экосистемы (на границе области ее устойчивости) КАТАСТРОФИ- ЧЕСКОЕ Трудно обратимый процесс закрепления мало продуктивных систем, который может закончиться экологической катастрофой

16 Под экологической катастрофой понимают неравновесное, нестационарное преобразование окружающей среды, следствием которого является потеря устойчивости (равновесия) в результате изменения собственных параметров и/или быстрого изменения внешних переменных В результате экологической катастрофы уменьшается сложность экосистем, энергетический и биологический потенциал. Экологическая катастрофа нередко возникает в результате прямого или косвенного антропогенного воздействия, либо неблагоприятного и опасного природного явления ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

17 ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩИЙ ТИП ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Добыча твердых полезных ископаемых Твердые отходы (пустая порода, шлам) Сточные воды (шахтные и рудничные воды, стоки обогатительных фабрик) Газовые выбросы (взрывные работы, процессы обогащения) Шум, вибрации Почва Вода Атмосфера Добыча нефти Утечка нефти Сточные воды Выбросы газообразных углеводородов Шум, вибрации Почва Вода Атмосфера

18 ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩИЙ ТИП ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Промышленное производство Твердые отходы (шлаки, остатки сырья и материалов, отработанные катализаторы, пыль, бракованная продукция, отслужившее свой срок оборудование, осадки очистных сооружений и др.) Жидкие отходы (отработанные жидкости и растворы, промывные жидкости) Газовые выбросы (отходящие и дымовые газы, вентиляционные выбросы) Шум, вибрации Атмосфера Вода Почва

19 ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩИЙ ТИП ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Производство энергии Газовые выбросы (продукты сгорания топлив) Твердые отходы (зола) Сточные воды Тепловое загрязнение Шум, вибрации Излучения Атмосфера Вода Почва Транспорт Газообразные продукты сгорания с примесью аэрозолей Промывочные воды с углеводородами Шум, вибрации Отслужившие свой срок транспортные средства Воздух Вода Почва

20 ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБЩИЙ ТИП ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Земледелие Удобрения Ядохимикаты Генетически модифицированные растения Почва Вода Воздух Животноводство и птицеводство Стоки, содержащие органические вещества Запахи Вода Почва Воздух Коммунальное хозяйство Сточные воды (бытовая канализация, ливневые воды) Твердые отходы (бытовой и строительный мусор) Газовые выбросы (сжигание мусора) Вода Почва Воздух

21 Биоиндикатор — группа особей одного вида или сообщества, по наличию или по состоянию которых, а также по их поведению судят о естественных и антропогенных изменениях в среде Мхи и лишайники табак очень восприимчив к концентрации озона в воздухе, листовая капуста чутко реагирует на содержание углеводородов, злаки позволяют судить о присутствии тяжёлых металлов БИОИНДИКАТОРЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Практически все стороны современной деятельности людей ведут к загрязнению биосферы: промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и быт, быстрые темпы роста народонаселения и урбанизации Экологический мониторинг должен обеспечить получение информации об исходном состоянии биосферы и выявлять антропогенные изменения

Источники

Загрязнение окружающей среды 8 класс обж
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here