Загрязнение окружающей среды кратко конспект

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Загрязнение окружающей среды кратко конспект". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Конспект урока и презентация в 10 классе!

Скачать:

Вложение Размер
zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy_i_ekologicheskie_problemy.docx 28.07 КБ zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy_i_ekologicheskie_problemy.pptx 1.93 МБ

История загрязнения биосферы

В связи с интенсивной индустриализацией общества загрязнение окружающей среды особенно обострилось в последние десятилетия. Однако, несмотря на этот факт, природное загрязнение является одной из самых древних проблем в истории человечества. Ещё в эпоху первобыта люди начали варварски уничтожать леса, истреблять животных и изменять ландшафт земли для расширения территории проживания и получения ценных ресурсов.

Уже тогда это приводило к изменению климата и другим экологическим проблемам. Рост народонаселения планеты и прогресс цивилизаций сопровождался усиленной добычей полезных ископаемых, осушением водоёмов, а также химическим загрязнением биосферы. Промышленная революция ознаменовала не только новую эру в общественном укладе, но и новою волну загрязнения.

С развитием науки и техники учёные получили инструменты, с помощью которых стал возможным точный и подробный анализ экологического состояния планеты. Метеосводки, контроль химического состава воздуха, воды и почвы, спутниковые данные, а также повсеместно дымящие трубы и нефтяные пятна на воде говорят о том, что проблема стремительно усугубляется с расширением техносферы. Недаром появление человека называют главной экологической катастрофой.

Загрязнение почв

Земля – это губка, которая впитывает: влагу, удобрения, мусор. Статистика говорит о значительных цифрах. Треть всей суши нашей планеты разрушается. Причина – пагубное отношение человека.

Виды загрязнений почв:

  1. Вырубка лесов. На смену сухостою люди не считают нужным высаживать молодые деревья. Таким образом, меняется структура грунтов.
  2. Попадание токсичных веществ. Обусловлено выбросами заводов вредных элементов в воздух и оседание на суше.
  3. Остатки сожженного мусора выпадают в виде пепла на землю. Состоящие из тяжелых металлов и токсичных соединений, они покрывают прочным слоем наши поля и сады.
  4. Выбросы автомобилей. Характерны присутствием метана и угарного газа в своем составе.
  5. Атомная промышленность. Низкая по стоимости, но дорогая в причинении вреда природе. Выбросы отработанных частиц в воздух, воду.

Меры предотвращения грунтовых загрязнений:

  • отказ от ядерной энергетики;
  • использование в промышленности только безотходные технологии;
  • запрет на беспричинное разрушение леса;
  • контроль за бытовым сельскохозяйственным и транспортным мусором;
  • щадящая для экологии переработка отходов;
  • максимальное насыщение земель полезными компонентами.

Загрязнение почвы — это проблема, заложником которой стали люди. В грунтах прорастают продукты питания, которые самим же человеком были загрязнены. Халатное отношение к земле чревато проблемами, расстройствами и болезнями.

Атмосфера

Из-за прямого или косвенного влияния человека на обстановку, ежедневно погибает людей — больше 10 тыс., а количество живых существ – превышает 20 тыс. Всемирная организация здравоохранения пытается донести всевозможными методами, что причиной уменьшения продолжительности жизни и появления онкологических болезней определено загрязнение воздуха.

Источники засорения атмосферы бывают:

  • Искусственное. Влияние на природные процессы прямо или косвенно. Загрязнения воздуха, воды непосредственно руками человека – относится к первому. Открыв баллон с газом метаном – напрямую вредит окружающей среде. Если производит мотоцикл на бензине – наносит такой же вред, только косвенно.
  • Естественное загрязнение – результат извержения вулкана, цунами, бурь, пожара, урагана, естественного разложения организма. В 99% случаев человек не может повлиять на процесс. Становится заложником ситуации.

Причинно-следственная связь в изменениях атмосферы начинается с момента овладения человеком новых профессий. До этого задействована только добыча руд и изготовление снаряжений для их обработки. С развитием промышленности – появилась нужда в новых механизмах, материалах и способах. Человечество шагнуло вперед, а с этим движением – произошел прорыв в развитии. Сильно пострадала атмосфера.

Когда появилось первые транспортные средства – никакой угрозы не было. Эти гужевые повозки, запряженные лошадьми, не представляли экологической проблемы. Но с изобретением автомобиля – обстановка изменилась, появилось много вредящих факторов. Авто обустроены двигателями, заправленными топливом. Сырье перерабатывалось и выбрасывало в воздух вредные вещества. Машины охватили весь мир.

Промышленность стремительно сверлит дыры в озоновом шаре. Каждая труба фабрики, без использования очистительных технологий, ежедневно выбрасывает переработанные газы и пыль. Атмосфера меняет структуру. Появляются кислотные дожди. Это носит губительный характер для флоры и фауны. Теплоэлектростанции – гениальное изобретение, но одновременно и бомба замедленного действия. На фоне полученной дешевой энергии, воздух обогащается углекислым газом и пылью. Сущность загрязнения в компонентах, которыми наполняется сфера. Данные вещества вызывают у человека онкологию, облучают радиацией.

Сельское хозяйство признано главным вредителем в разрушении атмосферного слоя. Все дело в удобрениях, которые обогащены азотом и естественными отходами животных.

В процессе горения эти вещества выделяют мелкие частицы, которые наносят вред здоровью живых существ. Признаны гиперопасными для вдыхания человеком.

Аэрозольным загрязнениям экологии отводится третье место в таблице главных природных вредителей. Распыляя флакончик дезодоранта берите на себя ответ за украденную жизнь.
Извержения вулканов – природные явления, влекущие выброс газов: угарного, метана, сероводорода, азота. Такой коктейль прожигает дыры в атмосферном слое, вызывает кислотные дожди, убивающие природу. Последствия могут длиться несколько десятилетий.

Парниковый эффект – невозможность выхода солнечных лучей из атмосферы. Вредные газы создали прочную оболочку. Отбиваясь от поверхности планеты, они не выходят в космос. Земля нагревается сильнее, в результате создается парниковый эффект. Опасность его в том, что за последние десятилетия происходит глобальное потепление.

  • таяние ледников;
  • поднятие уровня мирового океана;
  • усиление природных катаклизмов: цунами, ураганов, наводнений, тайфунов.
Читайте так же:  Постановление по административному делу можно обжаловать

Ежегодно уровень мирового океана повышается на 3 мм. К концу столетия, этот показатель составит 3,5 м. Затопленные острова, части материков, государства – результат халатного отношения человека к природе. Атмосферное загрязнение окружающей среды можно уменьшить, но нельзя полностью исключить.

Для этого необходимо выполнять несложные правила:

  1. Сократить использование автомобилей с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями.
  2. Отказаться от аэрозолей. Заменить на дезодоранты, муссы, гели с твердой текстурой.
  3. Запретить сожжение отходов животноводства и удобрений.

Природа сразу отплатит человечеству, если загрязнение мира станет меньше.

Природа – это дом родной

Планета Земля крутится по своей орбите 4 миллиарда лет. Человек существует в сотни раз меньше. Люди гости в этом доме, а ведут себя как вредители. Питаются дарами природы. Пьют воду из чистых ключей. А взамен – загрязняют окружающую среду: оставляют мусор, жгут леса и производят ядерные взрывы.

Социальная проблематика данного вопроса обозначена следующими позициями:

  • рост численности населения планеты;
  • развитие науки и техники, которые загрязняют природу;
  • добыча сырья и энергетических ресурсов без дальнейшего обогащения.

Это губительно для недр Земли. Человек загрязняет природу разными способами, вмешивается в структуры и процессы. В зарождении городов люди сыграли решающую роль.

Улучшая жизненные условия – увеличивалось влияние на ландшафт, почву, растения и животных. Уменьшается количество кислорода в воздухе. Изменяется гидрологическая структура.

Продукты жизнедеятельности города в виде мусора и канализационных стоков, необходимо утилизировать без ущерба природе. Они являются главным фактором загрязнения окружающей среды мегаполисов и маленьких городов. Вред планете, который оставляет после себя человечество носит много направлений. Основные виды загрязнения природы:

  • атмосферное;
  • гидросферное;
  • загрязнение почв.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Природные бедствия

Взрывы на атомной электростанции на Украине, в Японии забрали жизни людей, нанесли вред здоровью, уничтожили имущество. Наследие для экологии, которое осталось после катастроф, еще много лет будет доноситься в виде аномально больших растений и животных.

Дети, рожденные позже, родятся с отставанием в развитии, с мутациями. Установлена прямая связь между ядерными испытаниями оружия и извержениями. Ученые утверждают, что факторы ядерного исследования вблизи вулкана Чанбайшань (Китай) приведут к возбуждению его сейсмической активности. Гибель животных, растений, начинается с вмешательства человека в естественные процессы.

Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах.

Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Биологическое – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
  • Физическое – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
  • Химическое – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
  • Механическое – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Загрязнение атмосферы

Газообразная оболочка планеты является неотъемлемым участником природных процессов, определяет тепловой фон и климат Земли, защищает от губительной космической радиации, влияет на рельефообразование.

Состав атмосферы менялся в течение всего исторического развития планеты. Сложившаяся сегодня ситуация такова, что часть объёма газовой оболочки определяется хозяйственной активностью человека. Состав воздуха неоднороден и отличается в зависимости от географического положения – в индустриальных районах и крупных городах высокий уровень вредных примесей.

Основные источники химического загрязнения атмосферы:

  • химические заводы;
  • предприятия топливно-энергетического комплекса;
  • транспорт.

Эти загрязнители являются причиной содержания в атмосфере тяжёлых металлов, таких как свинец, ртуть, хром, медь. Они – постоянные компоненты воздуха в промышленных зонах.

Современные электростанции ежедневно выбрасывают в атмосферу сотни тонн углекислого газа, а также сажу, пыль и золу.

Увеличение числа автомобилей в населённых пунктах привело к повышению концентрации целого ряда вредных газов в воздухе, которые входят в состав машинного выхлопа. Из-за антидетонационных присадок, добавляемых к транспортному топливу, происходит выброс больших количеств свинца. Автомобили вырабатывают пыль и золу, которые загрязняют не только воздух, но и почву, оседая на земле.

Атмосферу также загрязняют очень токсичные газы, которые выбрасываются предприятиями химической промышленности. Отходы химзаводов, например, оксиды азота и серы, являются причиной кислотных дождей и способны вступать в реакции с компонентами биосферы с образованием других опасных производных.

В результате человеческой деятельности регулярно происходят лесные пожары, во время которых происходит выброс колоссальных количеств диоксида углерода.

Загрязнение почвы

Почва – это тонкий слой литосферы, образовавшийся в результате природных факторов, в котором протекает большая часть процессов обмена между живыми и неживыми системами.

Из-за добычи природных ископаемых, горнопромышленных работ, сооружения зданий, дорог и аэродромов уничтожаются масштабные площади почв.

Нерациональная хозяйственная деятельность человека стала причиной деградации плодородного слоя земли. Изменяется его естественный химический состав, происходит механическое загрязнение. Интенсивное развитие сельского хозяйства приводит к существенным потерям земель. Частое вспахивание делает их уязвимыми перед затоплениями, засолениями и ветрами, что является причиной эрозии почвы.

Обильное применение удобрений, инсектицидов и химических ядов для уничтожения вредителей и очищения от сорняков приводит к попаданию в почву неестественных для неё токсичных соединений. В результате антропогенной деятельности происходит химическое загрязнение земель тяжёлыми металлами и их производными. Основным вредным элементом является свинец, а также его соединения. При переработке свинцовых руд выбрасывается около 30 килограммов металла с каждой тонны. Автомобильный выхлоп, содержащий большое количество данного металла, оседает в почве, отравляя обитающие в ней организмы. Сливы жидких отходов с рудников заражают землю цинком, медью и другими металлами.

Читайте так же:  Ложный вызов полиции несовершеннолетним

Электростанции, радиоактивные осадки от ядерных взрывов, научно-исследовательские центры по изучению атомной энергии являются причиной попадания в почву радиоактивных изотопов, которые потом поступают в организм человека с продуктами питания.

Сконцентрированные в недрах земли запасы металлов рассеиваются, как следствие производственной активности человека. Потом они концентрируются в верхнем слое почвы. В древности человек использовал 18 элементов, из находящихся в земной коре, а сегодня – все известные.

Загрязнение воды

На сегодняшний день водная оболочка земли загрязнена намного больше, чем можно представить. Нефтяные пятна и плавающие на поверхности бутылки – это лишь то, что можно увидеть. Значительная часть загрязнителей находится в растворённом состоянии.

Порча воды может происходить естественным образом. В результате селей и паводков из материковой почвы вымывается магний, который попадает в водоёмы и наносит вред рыбам. В результате химических превращений в пресные воды проникает алюминий. Но естественное загрязнение составляет пренебрежимо малую долю по сравнению с антропогенным. По вине человека в воду попадают:

  • поверхностно-активные соединения;
  • пестициды;
  • фосфаты, нитраты и другие соли;
  • лекарства;
  • нефтепродукты;
  • радиоактивные изотопы.

Источниками этих загрязнителей являются фермерские хозяйства, рыбный промысел, нефтяные платформы, электростанции, предприятия химической промышленности, канализационные стоки.

Кислотные дожди, которые также являются результатом человеческой деятельности, растворяя грунт, вымывают тяжёлые металлы.

Помимо химического загрязнения воды существует физическое, а именно – тепловое. Больше всего воды применяется в производстве электроэнергии. Тепловые станции используют её для охлаждения турбин, а отработанная нагретая жидкость сливается в водоёмы.

Механическое ухудшение качества воды бытовыми отходами в населённых пунктах приводит к сокращению мест обитания живых существ. Некоторые виды гибнут.

Загрязнённая вода – основная причина большинства заболеваний. В результате отравления жидкости погибает множество живых существ, страдает экосистема океана, нарушается нормальное протекание природных процессов. Загрязнители в конечном счёте попадают в организм человека.

Предварительный просмотр:

Урок-семинар « Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы »

22.11.2016 г. по учебнику В.П. Максаковского

Цыганков Артём Сергеевич , учитель географии, МБОУ « Синицынская ОШ » с. Синицыно

1. Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.

3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, учебники, схемы и таблицы по теме (наглядный материал), презентация.

ТИП УРОКА : урок-семинар

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока – « Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы ». Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем (слайд №1). К концу нашего урока вы должны будете заполнить таблицу (слайд №2).

III. Изучение нового материала

« Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо » — говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. (слайд № 4).

Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

2. Доклады учащихся

Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради (приложение №2).

Обсуждение вопросов семинарского занятия после чтения сообщения о загрязнении гидросферы (слайд №7 – 12)

1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами

Нефть – основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров. В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?

Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки – в Африку. Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно “похудеет” и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.

Читайте так же:  Соседи громко слушают музыку после 23 00 что

3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира

Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.

После прослушивания сообщения о загрязнении атмосферы (слайд № 14 – 16) учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO 2 ). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.

Углекислый газ (СО 2 ) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:

– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;

– сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%;

– сжигание топлива – 10,3%;

Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны. Существует огромное количество и других видов загрязнителей атмосферы. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

  • Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления?

В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.

  • Расскажите, каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя

Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.

После чтения сообщения о загрязнении литосферы (слайд №17 – 22) , обсуждаются следующие вопросы семинарского занятия:

  • Какие « грязные » производства вы знаете?

Наиболее “грязными” отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).

  • Объясните термин « мусорная цивилизация »

В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности банкротов

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли

В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.

В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время.

4. Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной ( « чистой ») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

IV. Закрепление изученного материала

Тестирование по изученному материалу (Приложение №1)

V. Подведение итогов

Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине.

Проверка заполнения таблицы (Приложение №2)

VI. Домашнее задание:

1. Главным виновником химического загрязнения воды является:

Масштабные проблемы современности: загрязнение окружающей нас среды

Загрязнение окружающей среды представляет собой глобальную проблему современности, которую регулярно обсуждают в новостях и научных кругах. Создано множество международных организаций, направленных на борьбу с ухудшением природных условий. Учёные давно бьют тревогу о неминуемости экологической катастрофы в самое ближайшее время.

На данный момент о загрязнении окружающей среды известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Гидросфера

Это артерия Земли. Каждодневная необходимость в воде живых организмов велика. Статистические исследования говорят о важности сохранения питьевой воды. Только 3% пресного запаса остались чистыми.

Различают следующие источники загрязнений:

  1. Промышленные. Предприятия экономят на установках очистительных систем и сбрасывают отработанные материалы в реки, озера, ставки.
  2. Нефтяные. При транспортировке складываются чрезвычайные ситуации. Утечки, поломки, дефекты суден. Нефть попадает в мировой океан.
  3. Ядерные. Во время взрыва высвобождается большое количество радиоактивных элементов. Они попадают в воду, на землю, в воздух.
  4. Канализационные. Люди сбрасывают в стоки абсолютно все: отходы пищевых продуктов, бытовые химические средства, мусор.

Происходит беспрерывное попадание вредных веществ в окружающую среду: с едой, питьем, вдыханием. Остановить этот процесс сложно, но минимизировать можно.

Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • отказаться от ядерной индустрии;
  • внедрить на предприятиях фазу повторного использования сырья и воды;
  • сортировать, перерабатывать мусор без ущерба природе;
  • экономить воду.

Если вовремя не решить эту проблему – не останется питьевых источников, пострадает человек.

Борьба с загрязнением

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Перспективным направлением по борьбе с загрязнением является применение альтернативных источников энергии. Использование солнечных батарей, водородного топлива и других сберегающих технологий позволит уменьшить выброс токсичных соединений в атмосферу.

К другим методам борьбы с загрязнением можно отнести:

  • строительство очистных сооружений;
  • создание национальных парков и заповедников;
  • увеличение количества зелёных насаждений;
  • контроль численности населения в странах третьего мира;
  • привлечение внимания общественности к проблеме.

Загрязнение окружающей среды представляет собой масштабную мировую проблему, решить которую возможно лишь при активном участии каждого, кто называет планету Земля своим домом, иначе экологическая катастрофа будет неминуема.

Загрязнение окружающей среды человеком

В современных условиях хозяйствование человечества, как правило, негативно влияет на природу. Например, использование топливных ресурсов требует кислорода. Именно атмосферный кислород поддерживает горение в металлургических печах, на тепловых электростанциях, во время взлёта реактивных самолё­тов и др. Если в атмосфере уменьшается количество кислорода, увеличивается содержание углекислого газа. Изменение состава воздуха влияет на климат в целом, в частности приводит к глобальному потеплению на Земле. По мнению учёных, это может привести к таянию ледников и затоплению значительной части суши.

Кроме того, загрязнение воздуха связано с выбросами пред­приятиями вредных веществ. Одним из основных загрязнителей атмосферы является автомобильный транспорт, прежде всего это соединение тяжёлых металлов, пыль с остатками резины.

Атмосферные загрязнения приносят вред здоровью людей, постройкам, оборудованию, которое используется в хозяйстве. Вредные соединения, сочетаясь с осадками, образуют кислот­ные дожди, пагубно влияющие на сельскохозяйственные культуры, обитателей водоёмов, лесные насаждения и др.

Загрязняются промышленными отходами и неочищенными промышленными стоками реки, озёра, водохранилища. Широ­ко распространены бактериологические загрязнения вод и морей. Источником такого загрязнения могут быть коммунальные хозяйства больших городов, животноводческие фермы, с территории которых дожди смывают нечистоты и т. д.

Читайте так же:  Административный штраф без доказательств

Речной и морской транспорт загрязняют водные бассейны нефтепродуктами, мусором. На почвы, подземные воды негативно влияют промышленные стоки вследствие передозировки хи­мических элементов и ядохимикатов. Поэтому перед человече­ством возникла огромная проблема, решить которую можно только на уровне международных соглашений, международного сотрудничества. Это сохранение Земли как среды существования человечества. Однако не только международные соглашения, но и каждый из нас лично может и должен участвовать в сохранении окружающей среды. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Не засоряй леса, берега больших и малых водоёмов бытовыми отбросами. Не ломай деревья, не уничтожай редкие виды расте­ний и животных. Помни, если мы не сохраним, не защитим при­роду, то она уничтожит нас!

Наша планета, как большой живой организм, чувствует отно­шение к ней.

Сохраним Землю — и она сохранит нас!

Хозяйственная деятельность человека в основном оказывает негативное влияние на природу (загрязнение её компонентов, исчезновение или пре­вращение природных комплексов и др.).

Загрязнение окружающей среды

Глобальной проблемой нашего времени стали огромные свалки мусора, которые все захламляют и засоряют.

Как помочь природе

Решить глобальные вопросы самостоятельно почти невозможно. Необходимо вмешательство на законодательном уровне в мировом масштабе. Пути решения положения:

  1. Внедрение очистительных систем, которые будут препятствовать попаданию вредных химических веществ в природу.
  2. Инспектирование выбросов вредных газов, металлов, отходов на международном уровне.
  3. Контроль за вырубкой леса. Деревья растут много лет, а уничтожают их за несколько минут. Растения – это дыхательная система планеты. Сохранить каждый кустик, травинку – основная задача.
  4. Разделение и утилизация отходов. Как человек в отдельности, так и целые предприятия должны ответственно относиться к уничтожению мусора. Сортировка – первый шаг к безвредной утилизации остатков.
  5. Охрана природы и система штрафов за несоблюдение экологического законодательства.
  6. Отказ от вредных удобрений в сельском хозяйстве. Переход на натуральные компоненты.

Каждый житель имеет свое отношение к загрязнению. Если человек, страна и весь мир возьмутся за уборку территорий, посадку деревьев и охрану окружающей среды – можно изменить обстановку. Кушать полезную еду, пить чистую воду и вдыхать обогащенный кислородом воздух – векторы в решении глобальной проблемы загрязнения. В противном случае – человечество ожидают неблагоприятные последствия.

Урок №29. Загрязнение окружающей среды

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Загрязнение окружающей среды

По определению одного из ведущих экологов России Н. Ф. Рей- мерса, «загрязнение окружающей среды» — это «привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологи­ческих факторов, или превышение естественного уровня содер­жания данных факторов в среде, приводящих к негативным по­следствиям». Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что естественно для природы, выводит ее из состояния равновесия

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные загрязнители окружающей среды

Источники

Загрязнение окружающей среды кратко конспект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here