Закрытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Закрытое рассмотрение дел об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

Закрытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Полный текст ст. 24.3 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 24.3 КОАП РФ.

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (часть дополнена с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть дополнительно включена с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 304-ФЗ).

    Комментарий к статье 24.3 КоАП РФ

    1. Открытое рассмотрение дел является принципом судопроизводства, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ. В данной статье сфера действия этого принципа расширяется и обязанность его соблюдения возлагается не только на судью, но и на все органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Поскольку рассмотрение дела происходит в различных инстанциях, в том числе судебных, обязанность открытого рассмотрения дела распространяется и на вышестоящие инстанции. Положения данной статьи соответствуют как требованиям Конституции РФ, так и нормам международного права (см. п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

    Принцип гласности — свидетельство демократичности, законности и справедливости. Открытое рассмотрение дел в присутствии публики позволяет обществу осуществлять социальный контроль за деятельностью органов и лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, что, в свою очередь, усиливает их ответственность за свою деятельность.

    2. Открытое рассмотрение дел означает, что оно происходит в присутствии публики и желающие имеют свободный доступ в зал, могут во время процесса делать письменные заметки, фиксировать все происходящее.

    3. Предусмотренное комментируемой статьей положение о допустимости, в порядке исключения из общего правила, проведения закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, соответствует содержанию ст. 123 (ч. 1) Конституции РФ.

    В диспозиции данной статьи приводятся две причины, в силу которых может проводиться закрытое рассмотрение дел: необходимость предотвращения разглашения охраняемой законом тайны и обеспечения безопасности указанных в статье лиц, их чести и достоинства. См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. и доп.) и указы Президента РФ, периодически обновляющие перечни сведений, относимых к государственной тайне. См. также Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Семейный кодекс РФ (ст. 139) запрещает разглашение тайны усыновления (удочерения).

    Читайте так же:  Применить срок исковой давности

    4. В ч. 1 комментируемой статьи указаны лица, ради интересов обеспечения безопасности которых, а также их чести и достоинства может проводиться закрытое рассмотрение дела. Это положение, по сути, касается всех участников производства по делу. Конкретно круг лиц, нуждающихся в защите, определяется субъектом административной юрисдикции.

    Установлено также, что решение о проведении закрытого рассмотрения дела должно быть оформлено определением судьи, органа, должностного лица.

    5. Важное значение для обеспечения принципа открытости рассмотрения дел об административных правонарушениях имеет внесенное в комментируемую статью дополнение (см. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ) о праве лиц, участвующих в производстве по делу (см. главу 25 КоАП РФ), вести письменную запись или аудиозапись процесса рассмотрения дела.

    По сути дела, предусмотрена возможность освещения процесса в СМИ (при условии согласования таких действий с субъектом административной юрисдикции) путем прямой трансляции по радио или телевидению либо путем фотосъемки или видеозаписи.

    Консультации и комментарии юристов по ст 24.3 КоАП РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 24.3 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 24.3 КоАП РФ

    Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    Информация об изменениях:

    Статья 24.3 дополнена частью 2.1 с 23 ноября 2018 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 410-ФЗ

    2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

    Информация об изменениях:

    Часть 3 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    Информация об изменениях:

    Статья 24.3 дополнена частью 4 с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

    4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

    ГАРАНТ:

    См. Порядок организации и проведения в судах трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 октября 2017 г. N 182

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 24.3 КоАП РФ

    Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    Информация об изменениях:

    Статья 24.3 дополнена частью 2.1 с 23 ноября 2018 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 410-ФЗ

    2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

    Информация об изменениях:

    Часть 3 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    Читайте так же:  Изменении и дополнении об административном правонарушении

    Информация об изменениях:

    Статья 24.3 дополнена частью 4 с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

    4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

    ГАРАНТ:

    См. Порядок организации и проведения в судах трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 октября 2017 г. N 182

    Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях (действующая редакция)

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарии к ст. 24.3 КОАП РФ

    1. Открытое рассмотрение дел является принципом судопроизводства, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ. В данной статье сфера действия этого принципа расширяется и обязанность его соблюдения возлагается не только на судью, но и на все органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Поскольку рассмотрение дела происходит в различных инстанциях, в том числе судебных, обязанность открытого рассмотрения дела распространяется и на вышестоящие инстанции. Положения данной статьи соответствуют как требованиям Конституции РФ, так и нормам международного права (см. п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

    Принцип гласности — свидетельство демократичности, законности и справедливости. Открытое рассмотрение дел в присутствии публики позволяет обществу осуществлять социальный контроль за деятельностью органов и лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, что, в свою очередь, усиливает их ответственность за свою деятельность.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Открытое рассмотрение дел означает, что оно происходит в присутствии публики и желающие имеют свободный доступ в зал, могут во время процесса делать письменные заметки, фиксировать все происходящее.

    3. Предусмотренное комментируемой статьей положение о допустимости, в порядке исключения из общего правила, проведения закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, соответствует содержанию ст. 123 (ч. 1) Конституции РФ.

    В диспозиции данной статьи приводятся две причины, в силу которых может проводиться закрытое рассмотрение дел: необходимость предотвращения разглашения охраняемой законом тайны и обеспечения безопасности указанных в статье лиц, их чести и достоинства. См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. и доп.) и указы Президента РФ, периодически обновляющие перечни сведений, относимых к государственной тайне. См. также Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Семейный кодекс РФ (ст. 139) запрещает разглашение тайны усыновления (удочерения).

    4. В ч. 1 комментируемой статьи указаны лица, ради интересов обеспечения безопасности которых, а также их чести и достоинства может проводиться закрытое рассмотрение дела. Это положение, по сути, касается всех участников производства по делу. Конкретно круг лиц, нуждающихся в защите, определяется субъектом административной юрисдикции.

    Установлено также, что решение о проведении закрытого рассмотрения дела должно быть оформлено определением судьи, органа, должностного лица.

    5. Важное значение для обеспечения принципа открытости рассмотрения дел об административных правонарушениях имеет внесенное в комментируемую статью дополнение (см. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ) о праве лиц, участвующих в производстве по делу (см. главу 25 КоАП РФ), вести письменную запись или аудиозапись процесса рассмотрения дела.

    По сути дела, предусмотрена возможность освещения процесса в СМИ (при условии согласования таких действий с субъектом административной юрисдикции) путем прямой трансляции по радио или телевидению либо путем фотосъемки или видеозаписи.

    Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

    Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

    Читайте так же:  Структура административного правонарушения

    Когда административный судебный процесс проходит открыто?

    Ч.1 ст. 123 Конституции устанавливает, что процессы во всех без исключения судах РФ должны быть организованы открыто. Поэтому дела об административных правонарушениях в большинстве случаев разбирают публично. Это означает, что на процессе может присутствовать любой гражданин. Ограничить предоставленное ему право разрешено только судье, либо представителю того органа, который привлек к ответственности. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях позволяет всем присутствующим на заседании лицам фиксировать процесс письменно или в виде аудиозаписи. При этом их действия не должны нарушать определенный порядок его проведения. В противном случае время или место фиксации может быть ограничено.

    В рамках закрытого заседания дела рассматривают в случаях, которые определены законодательно, либо по просьбе участвующих в деле лиц. Решение об этом принимает судья или уполномоченное для этого должностное лицо. Закрытые процессы для административных дел предусмотрены в следующих ситуациях:

    1. Если в ходе процесса может быть разглашена государственная, коммерческая или какая-либо другая тайна, которая охраняется законом, например врачебная;
    2. Если необходимо обеспечить безопасность участвующих в деле граждан и их родных и близких, либо защитить от излишнего внимания их честь и достоинство;
    3. В случаях, которые определены ч. 3 ст. 28.6 КоАП. Это административные правонарушения в сфере благоустройства территорий и ПДД, которые зафиксированы средствами фото и видеонаблюдения. Постановление выносят без присутствия нарушителя, копию направляют ему заказным письмом или размещают в личном кабинете на портале Госуслуг, если гражданин там зарегистрирован. Согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП владельца автомобиля освободят от ответственности, если во время рассмотрения дела выяснится, что за рулем находился не он или автомобиль был в угоне.

    В закрытом заседании кроме самих участников вправе присутствовать свидетели, переводчики, а также эксперты.

    Рассмотрение дела может быть закрытым частично. В таком случае присутствующих граждан удаляют из зала заседания только на определённое время.

    Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях

    СТ 24.3.1 КоАП РФ

    1. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда.

    2. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.

    Комментарий к ст. 24.3 КоАП РФ

    1. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Решение о закрытом рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать данное дело в соответствии со ст. 23.1 — 23.63 КоАП, выносится соответствующим судьей, органом, должностным лицом в виде определения при подготовке к рассмотрению дела (см. комментарий к ст. 29.4).

    О статусе определения, выносимого судом, арбитражным судом в случаях, предусмотренных гражданским, уголовным судопроизводством, см. ст. 224 — 227 ГПК, ст. 184 — 185 АПК, ч. 2 ст. 59, ч. 1 — 3 ст. 313 УПК.

    Вынесение судом так называемого частного определения (постановления) предусмотрено ст. 226 ГПК.

    3. О статусе информации с ограниченным доступом, а также о статусе сведений, составляющих государственную тайну, см. соответственно комментарии к ст. 13.14, 13.13.


    Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

    Статья 24.3. КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    Комментарий к Ст. 24.3.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    В комментируемой статье закреплены положения, согласно которым не допускается внепроцессуальное обращение к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда. С учетом того что информация о внепроцессуальных обращениях не подлежит обсуждению в судебном заседании, поскольку не является предметом судебного разбирательства, изменениями, внесенными названным законом, предусматривается, что данная информация доводится до сведения участников судебного разбирательства путем ее размещения в сети Интернет на официальном сайте суда.

    Читайте так же:  Жалоба на сумму административного штрафа

    В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Не допускается внепроцессуальное обращение по делам, находящимся в производстве суда. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законом. Под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

    В комментируемой статье реализовывается принцип независимости судей, провозглашенный в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Данный принцип действует при осуществлении конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Реализация этого принципа служит обеспечению эффективности правосудия. Это означает, что при осуществлении правосудия никто не вправе вмешиваться в рассмотрение дел, находящихся в производстве у судьи, не вправе оказывать на него давление, указывать, как следует разрешать конкретное дело. Одной из гарантий независимости судей является запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия под угрозой ответственности. За вмешательство в деятельность суда, т.е. за любое воздействие на судью, которое может быть выражено в просьбах, требованиях, советах и т.п., предусмотрена уголовная ответственность (ст. 294 УК РФ).

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    СТ 24.3 КоАП РФ

    1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

    2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

    Комментарий к Ст. 24.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Принцип открытого разбирательства дел во всех судах закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Этот принцип должен соблюдаться не только на стадии рассмотрения дела, но и на стадии пересмотра постановления и (или) решения.

    Открытое рассмотрение дела предполагает свободный допуск в помещение, где рассматривается дело, желающим присутствовать гражданам.

    Не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций СМИ (журналистов). Присутствие в открытом судебном заседании несовершеннолетних, которые не являются участниками дел об административных правонарушениях, допускается с учетом требований Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также процессуального законодательства РФ (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности суда»).

    Закрытое рассмотрение дела допускается в случаях, если существует угроза разглашения:

    — государственной тайны — защищаемых государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»);

    — коммерческой тайны — режима конфиденциальности информации, позволяющего ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне);

    — тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Кроме этого, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ);

    — врачебной тайны — сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

    Читайте так же:  Срок рассмотрения кассационной жалобы по административному делу

    — иной охраняемой законом тайны (служебной, налоговой, банковской, семейной и т.д.).

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях в закрытом режиме может осуществляться для обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких. Например, возможно закрытое рассмотрение дел, связанных с террористическими актами (ст. 20.27 КоАП РФ, Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

    Примером дел о защите чести и достоинства могут служить дела об оскорблении (ст. 5.61 КоАП РФ).

    При разбирательстве дела в закрытом режиме могут присутствовать лица, перечисленные в ст. ст. 25.1 — 25.5, 25.11 КоАП РФ, а в необходимых случаях — свидетели, специалисты, эксперты и переводчики. Присутствие в этом случае граждан и представителей СМИ не допускается.

    Решение о закрытом рассмотрении дела принимается судьей, органом, должностным лицом в виде мотивированного определения (ст. 29.12 КоАП РФ), а также указывается во вводной части принятого по делу постановления. Фиксация закрытого рассмотрения дела с помощью средств звукозаписи, а также проведение кино-, фотосъемки, видеозаписи, трансляции рассмотрения дела по радио, телевидению и в Интернете не допускаются.

    2. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет право лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, и гражданам, присутствующим при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Это означает, что указанные лица вправе делать письменные заметки, а также фиксировать ход рассмотрения дела при помощи устройств аудиозаписи без специального разрешения, т.е. они вправе не уведомлять судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело, других участников производства об использовании ими собственных звукозаписывающих устройств.

    Вместе с тем кино-, фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В этом случае участники производства по делу об административном правонарушении, а также присутствующие на рассмотрении дела лица, в том числе представители СМИ, вправе обратиться к судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, с соответствующей просьбой, которая разрешается по общим правилам, установленным в ст. 24.4 КоАП РФ. В случае вынесения определения об отказе в удовлетворении ходатайства в нем должны быть приведены мотивы принятого решения (ст. 29.12 КоАП РФ).

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

    1. Анализ правил ч. 1 ст. 24.3 показывает, что:

    1) по общему правилу рассмотрение дел (а не все производство) по административному правонарушению осуществляется открыто (например, в открытом судебном заседании, где вправе присутствовать и представители СМИ);

    2) в изъятие из этого правила допускается закрытое рассмотрение, в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 28.3 (когда рассматривается дело об административном правонарушении в области дорожного движения, выявленное и зафиксированное с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото-киносъемки, видеозаписи, данное положение вступила в силу с 01.07.08, см. коммент. к ст. 28.3, 28.6), а также в случаях если существует угроза разглашения (любым способом):

    а) государственной тайны (о том, что относится к сведениям, составляющим государственную тайну, равно как о системе мер, направленных на ее охрану, следует судить исходя из норм Закона о государственной тайне (ст. 5, 20-28);

    б) коммерческой (она определяется в соответствии со ст. 139 ГК и Законом о коммерческой тайне) или иной охраняемой законом тайны (например, служебной, налоговой, банковской, семейной, ст. 102 НК, ст. 26 Закона о банках и т.д.);

    3) рассмотрение дела об административном правонарушении может осуществляться в закрытом режиме также в случаях, когда этого требуют интересы личной безопасности лица, участвующего в производстве по делу, безопасности членов его семьи и близких родственников (состав которых необходимо определять в соответствии со ст. 2, 14 СК), а также интересы защиты чести и достоинства упомянутых лиц (например, чтобы избежать огласки интимных обстоятельств, врачебной тайны). См. также коммент. к ст. 25.6, 28.6.

    Примером дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться в закрытом режиме из соображений безопасности, служат дела, связанные с террористическими актами (с учетом норм Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

    2. Применяя правила ч. 2 ст. 24.3, необходимо учесть, что:

    1) решение о закрытом рассмотрении дела выносится лицом, рассматривающим дело, путем принятия определения об этом;

    1) упомянутое определение должно соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 29.12 (см. коммент. к ней). Возможность обжаловать такое определение нормами КоАП не предусмотрена (см. коммент. к ст. 30.1).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. Ч. 3 введена Федеральным законом от 01.12.07 N 304-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24.3 КоАП РФ» и вступила в силу с 15.12.07. Установлено, что все лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении (а не только стороны и их представители) и все граждане (даже не входящие в состав лиц, участвующих в производстве по делу) присутствующие при открытом рассмотрении дела (на случаи закрытого рассмотрения дела — положения ч. 3 — не распространяются!) вправе фиксировать ход рассмотрения дела (в письменной форме (например, путем ведения записей, стенографирования и т.п.), а также с помощью средств аудиозаписи (например, применяя диктофон) При этом в получении какого либо специального разрешения (от судьи, органа, должностного лица) — нет необходимости. Однако для ведения фотосъемки, видеозаписи, трансляции (в т.ч. по радио, по кабелю) — необходимо такое разрешение получить (причем предварительное).

    Источники

    Закрытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here